Библиотека

ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ "СОПРОТИВЛЕНИЕ И ПОКОРНОСТЬ"

 

 

 

УТРЕННЯЯ МОЛИТВА

К Тебе взываю на заре.

Помоги мне молиться

и собрать свои мысли к Тебе; одному мне это не под силу.

Во мне—сумрачно, но у Тебя—свет; одинок я, но Ты не оставляешь меня; малодушен, но у Тебя—помощь; беспокоен, но у Тебя—мир; во мне ожесточение, но у Тебя—терпение; непостижны для меня пути Твои, но знаешь Ты путь для меня.

Отец небесный, хвала и благодарность

Тебе за ночной покой, хвала и благодарность Тебе за новый день, хвала и благодарность Тебе за всю Твою доброту

и верность в жизни моей прошлой.

Ты сделал для меня много доброго, дай мне теперь силы

принять из Твоей руки и тяжелое бремя.

Ты ведь возложишь на меня

не более того, что смогу вынести.

У Тебя все служит на пользу

Твоим чадам.

Господь Иисус Христос, Ты был нищ

и несчастен, схвачен и оставлен, как я.

Ты знаешь все беды людей, Ты останешься со мной, когда все отступятся от меня, Ты не забудешь меня и отыщешь, Ты хочешь, чтобы я познал Тебя и

обратился к Тебе.

Господи, я слышу Твой призыв и следую ему, помоги мне!

Святой Дух, дай мне веру, что спасет меня от отчаяния, страстей и пороков, дай мне любовь к Богу и людям,

что истребит всю ненависть и ожесточение, дай мне надежду, что избавит меня от страха и малодушия.

Святой, милосердный Бог, Творец и Спаситель мой, Судья и Избавитель мой, Ты знаешь меня и все мои дела.

Ты ненавидишь зло и караешь его в том

и этом мире, невзирая на лица, Ты прощаешь грехи тому, кто искренне просит о том, Ты любишь добро и платишь за него

на сей земле утешенной совестью, а в грядущем мире

венцом праведности.

Пред Тобой я думаю о всех своих близких, о соседях-узниках и всех тех, кто

несет в этой обители свою тяжкую службу.

Смилуйся, Боже!

Даруй мне свободу, и пусть я буду жить так, чтобы смог оправдать свою жизнь

пред Тобой и пред людьми.

Боже мой, что бы ни принес день сей,—

Да славится имя Твое.

Аминь.

Когда сплю, не дремлет Его забота

и укрепляет мою душу, ведь каждое утро

зрю я новую любовь и доброту.

Если бы не было у меня Бога, если бы лик Его

не вел меня, я не смог бы

исцелиться от страхов.

Всякая вещь хороша в свое время, Но Божия любовь—вечна.

Пауль Герхардт

ВЕЧЕРНЯЯ МОЛИТВА

Господь, Бог мой, благодарю Тебя, что Ты день сей привел к концу; благодарю Тебя, что Ты даешь покой

телу и душе.

Рука Твоя была надо мной, ограждала и охраняла меня.

Прости мне все маловерие

и всю неправоту этого дня

и помоги мне прощать всем, от кого я потерпел неправоту.

Дай мне мирный сон

под Твоей защитой

и огради меня от соблазнов тьмы.

Я поручаю Тебе своих близких, дом сей, поручаю Тебе свое тело и душу.

Бог мой, да славится Твое святое имя.

Аминь.

День один говорит другому, что жизнь моя есть странствие

к великой вечности.

О вечность, ты прекрасна, пусть сердце мое привыкнет к тебе; мой дом родной—не от сего времени.

Молитва в большой беде

Господь Бог, великое несчастье обрушилось на меня.

Заботы душат меня.

Я в растерянности.

Смилуйся, Боже, и помоги.

Дай силы снести Твое бремя.

Не дай страху овладеть мною, позаботься отечески о моих близких, о жене и детях.

Милосердный Бог, прости мне все грехи, соделанные мной пред Тобой

и людьми, Я доверяю Твоей милости и отдаю жизнь свою

в Твои руки.

Соделай со мной все, что Ты хочешь

и что есть благо для меня.

В жизни или смерти я с Тобой, а Ты со мной, мой Бог.

Господи, я ожидаю Твоего Спасения

и Твоего Царства.

Аминь.

Где бы ни был христианин, он должен всегда быть мужественным

и бесстрашным.

Даже перед лицом смерти

его мужество не должно

оставлять его.

Ведь смерть не способна убить нас, она вырвет дух наш

из многих тысяч бедствий, замкнет врата горьким страданиям

и продолжит путь, которым можно

прийти к небесным радостям.

Пауль Герхардт

Как проповедовать Христа в эпоху постмодернизма

 
 
 
 
Понятие «постмодернизм» (или «постмодерн») обозначает такую ситуацию в культурном самосознании, которая сложилась к концу XX столетия. Буквально в переводе на русский язык этот термин означает «послесовременность» и характеризует эпоху, наступившую после эпохи модерна. В русском языке понятие «модерн» означает определенный (или, скорее, неопределенный) промежуток времени конца XIX - начала XX века. Модернизмом называли авангардные течения, отрицавшие реализм как ограничение творчества ненужными рамками и утверждавшие принципиально иные ценности, которые векторно направлены в будущее. Таким образом, существует последовательная связь модернизма и постмодернизма как определенных стадий развития культурного самосознания общества.
   Что же такое постмодернизм? Постмодернизм определяется как тенденция в культуре последних десятилетий (число которых вызывает споры), затронувшая самые разные области познавательной деятельности человека, в том числе философию и религию. Основной характеристикой постмодернистской ситуации стал решительный разрыв с традиционным обществом, и сложившимися культурными стереотипами этого общества. Все подвергается рефлексивному пересмотру, все оценивается не с позиций традиционных ценностей, а с точки зрения эффективности. Главное – насколько все эффективно, ценности – понятие относительное. Постмодернизм характеризуется как эпоха радикального пересмотра базисных установок в обществе и культуре, отказа от традиционного мировоззрения, эпоха разрыва со всей предшествующей культурой.
   Всех представителей постмодернизма объединяет стиль мышления, в рамках которого отдается предпочтение не постоянству знания, а его нестабильности, вариативности; ценятся не абстрактные, а конкретные результаты опыта; утверждается, что действительность сама по себе недоступна для нашего познания; делается акцент не на абсолютности истины, а на ее относительности. Поэтому на окончательную истину не может претендовать ничто – ни религия, ни любая философская или естественнонаучная система, ибо всякое понимание является всего лишь человеческим истолкованием, которое никогда не бывает окончательным. Кроме всего прочего, на человеческое истолкование событий оказывают существенное влияние такие факторы, как социально-классовая, этническая, расовая, родовая, религиозная и т.д. принадлежность конкретного человека.
    Наиболее характерной чертой постмодернизма, по выражению известного философа-экзистенциалиста Льва Шестова, является негативизм, «апофеоз беспочвенности». Все, что до эпохи постмодернизма считалось устоявшимся, надежным и определенным (человек, разум, религия, философия, культура, наука, прогресс), все было объявлено несостоятельным и неопределенным, все превратилось в слова, относительные рассуждения и тексты, которые можно интерпретировать, понимать и «деконструировать», но на которые нельзя опереться в человеческом познании, существовании и деятельности, в силу именно их относительности и вариативности..
    Безусловно, постмодернизм никак не мог обойти своим вниманием религию, в частности – христианство. В эпоху постмодерна переосмысливаются практически все основополагающие догматы христианского вероучения. В современной протестантской теологии выделяются такие доктрины, как «теология кризиса» К. Барта, теология «демифологизации Нового Завета» Р. Бультмана, «универсальная теология» П. Тиллиха, «теология надежды» Ю. Мольтмана и многие другие доктрины, которые, однако, объединяет одно: переосмысление основных догматов традиционного христианства и принципиально новое истолкование места и роли христианства в мире.
    Например, в теории, выдвинутой Рудольфом Бультманом (1884 – 1976), ставится задача демифологизировать Новый Завет. Он исходил из того, что, поскольку события, описанные в Библии, вступают в противоречие с данными современного ему естественнонаучного и гуманитарного знания, то следует отказаться от дословного восприятия описания библейских событий и сосредоточить свое внимание на выявлении более глубоких истин, содержащихся в Священном Писании. Только тот, кто пробился сквозь все наносное и не имеющее значения к этим истинам, тот и постигает истинное ядро веры.
    Весьма нетрадиционно подходит к трактовке религии представитель теологии кризиса Карл Барт (1886 - 1968), который вообще считал устоявшиеся религиозные формы лишь порчей веры.
    Не менее радикально переосмысливает соотношение веры и религии Пауль Тиллих (1886 – 1965), утверждавший, что только вера в непознаваемого Бога, которая радикально отличается от религии, может спасти человеческую экзистенцию. Традиционная религия рассматривалась им как иго, которое необходимо сбросить для того, чтобы постичь истинную веру.
    Дитрих Бонхеффер (1906 – 1945) отвергал основной тезис традиционного христианства о противоположности и несовместимости земного греховного и святого сверхъестественного. Такое противопоставление, по его мнению, изменяет смысл христианства, в котором Христос, будучи Богочеловеком, воплощает в себе единство этих двух миров.
    Однако, как утверждал Экклезиаст, нет ничего нового под солнцем, и все новое есть лишь забытое старое. Постмодернизм, отвергая все утвержденные формы религиозности, тем не менее, привносит в христианство старую как мир идею о том, что все религии одинаково ведут к Богу. Просто это разные пути. Одному человеку подходит один путь, другому – другой. Главное, чтобы религия соседа не мешала тебе лично. В связи с этим перед нами, христианами, встает важнейший вопрос: как нам проповедовать Христа в эпоху постмодерна?
    Прежде всего, нужно помнить, что христианство – это Божье откровение, которое выходит за пределы границ любой эпохи, когда-либо существовавшей в человеческой истории. Бог действительно действует в истории, но Его откровение не находится под влиянием истории. Его Откровение не зависит от капризов человеческого разума, однако оно действительно всякий раз может быть переосмыслено для того, чтобы быть лучше воспринятым в каждую новую эпоху. Повторю: не для того, чтобы Откровение изменилось и превратилось в нечто иное, противоположное проповедуемому ранее. А для того, чтобы люди нового времени могли постигать это непреходящее Откровение в привычной и удобной для себя форме.
    Это утверждение подразумевает, что христианам необходимо по-новому переосмыслить Откровение, потому что именно в нем есть ответ на вопросы современности. В нем всегда есть ответы на вопросы любой эпохи. Для этого необходимо знать, что именно волнует современное общество, и отвечать именно на эти вопросы, а не на вопросы, волновавшие предыдущие поколения. Что очень часто практикуется в наших церквях.
    Мы знаем, что постмодернизм раскритиковал человеческие попытки представить истину как рациональное и логически последовательное утверждение. Однако в этом есть несомненный плюс для христианского миссионера, потому что на основании Божьего Откровения мы можем открыто провозглашать что эта постмодернистская установка совершенно верна. Что истина – это Сам Иисус Христос (Ин.14:6), а не некое рациональное и логически последовательное умозаключение, что было так свойственно для предыдущих эпох. Следовательно, истина кроется не в рациональных и логических утверждениях, не в точно выверенных теологических формулировках и символах, а в богочеловеческой личности Христа. Это совершенно постмодернистский подход, близкий человеку эпохи постмодерна. Однако именно это утверждает и Откровение, которое мы находим в Священном Писании.
    Очень важно помнить, что монополией на истину не может обладать ни одна христианская конфессия или деноминация. Более того, попытка претендовать на такую монополию в эпоху постмодерна вызывает инстинктивное неприятие у человека этой эпохи. Потому что истина находится не в принципах, не в самых правильных конфессиональных догматах и богословских определениях, и даже – держитесь! – не в исповеданиях веры, а исключительно в личности Иисуса Христа. Истина – это Сам Христос, а не рассуждения о Христе.
   Таким образом, постмодернизм как никакая другая система заставляет нас быть служителями именно Откровения, а не конфессии. Служителями Христа, а не религии. Конфессиональная принадлежность – это установки прошлой эпохи (эпохи модерна). Они все еще присутствуют в нашей жизни, без них пока никак не обойтись (это надо признать), но они уже не имеют того влияния на мультикультурное и мультирелигиозное общество, как это было в прошлом, во времена государственных религий. В современном постмодернистском мире трудно проповедовать истину как одну из многих конфессий. Зато легко можно проповедовать Истину как Личность вне конфессий.
    Быть служителями Откровения Иисуса Христа в эпоху постмодерна подразумевает, что мы уже не смотрим на других христиан через призму конфессиональной принадлежности (а – следовательно – конфессиональной ограниченности), но через призму Откровения о свободе в Иисусе Христе. Тот, кто раньше поймет это, тот и будет иметь успех в миссионерской деятельности.
    Что еще важно? Любовь - это то качество, которое легче всего воспринимает человек эпохи постмодерна. Но любовь не заключается в словах, она заключается в делах. Уставший от всевозможных технологий, от множества теорий и мнений, от бесконечных религиозников самого разного толка, претендующих на то, что истина только у них, человек ищет живых отношений. Люди в эпоху постмодерна устали от слов, которых слишком, слишком много, им нужны дела. Истинное благое дело любви на земле может совершить только Церковь Иисуса Христа. Церкви Иисуса Христа эпохи постмодерна необходимо пересмотреть свою евангелизационную направленность и перевести ее из плоскости информационной нагрузки в плоскость дружеских человеческих отношений, отношений любви. Предлагать людям не нормы и правила, не некие «духовные законы», а любовь, понимание и поддержку. Что, собственно, и делал Сам Господь Иисус Христос.
    В век постмодернизма и плюрализма успех христианской проповеди в большей мере, чем когда бы то ни было, зависит от личности, а не от интеллекта как такового. Это не отрицает значение христианского образования, наоборот – повышает его значение, однако переводит его из сферы чистой академичности в сферу практического применения.
    Нужно, понять, что современный человек перегружен самой разной информацией, и мы мало что можем к этому добавить. Нам необходимо с помощью конкретных примеров собственной жизни отстаивать веру перед конкретным человеком, а не перед неким абстрактным разумом, лишенным телесной оболочки. Никто не слушает сегодня, что мы говорим, все смотрят на то, что мы делаем. Проповедники Христа могут и обязаны показать людям разительный контраст между характерным для современного мира сползанием в пучину равнодушия, потери идеалов, ценностной дезориентации и отчаяния - и подлинной радостью и любовью, которые дает верующим только Господь Иисус Христос.
 
Игорь Журавлев

Совместная декларация об оправдании

 
 
 
 
Проект декларации
 
"Совместная Декларация по Доктрине об Оправдании" является предложенным к рассмотрению международным заявлением. В случае одобрения это заявление станет значительной вехой для экуменического движения.
Заявление было совместно выработано лютеранскими и римско-католическими представителями. Оно имеет в своей основе многие годы экуменических диалогов по вопросу об оправдании и по другим темам обсуждения как внутри США, так и на международном уровне. (В параграфе 3 "Преамбулы" указаны отчеты по отдельным темам, имеющие большое значение для разработки этой декларации).
Церковный Совет Евангелической Лютеранской Церкви Америки сформулирует рекомендации по этому заявлению для возможного действия на Общецерковной Ассамблее 1997 года. В указанное время заявление было распространено в факультетах семинарии ЕЛЦА для изучения и комментирования.
В случае утверждения или одобрения на Общецерковной Ассамблее ЕЛЦА это заявление, "Совместная Декларация по Доктрине об Оправдании", не приведет к "полному общению" между ЕЛЦА и Римско-католической церковью. Целью этого заявления является только взаимное понимание в вопросе об оправдании. Принятие этого заявления, однако, снабдит твердой теологической основой будущие экуменические изучения и шаги.
Заявление не претендует на разрешение всех спорных вопросов, относящихся к лютеранскому и римско-католическому пониманиям оправдания. Но, однако, оно будет говорить о том, что остающиеся различия в этом вопросе не являются более предметом церковного разделения.
Процесс разработки этого заявления был долог и всеобъемлющ. С того момента, как в нем была затронута центральная тема Реформации, для Римско-католической церкви потребовались значительные усилия для того, чтобы решиться на этот имеющий большое значение шаг.
Первый вариант заявления был послан церквям-участникам в 1995 году. В начале 1996 года были получены ответы (отзывы). Они были изучены Лютеранским Институтом Экуменических Исследования в Страсбурге, Франция, вместе с отзывами от римо-католиков. Отредактированный текст был подготовлен летом 1996 года международной группой лютеранских и римо-католических теологов и затем представлен на рассмотрение Совету Лютеранской Всемирной Федерации (ЛВФ) в сентябре 1996 года. Тогда же Совет ЛВФ в основном утвердил текст, но решил просить внести изменения в некоторые места. Эти изменения были сделаны в январе 1997 года и приводимый ниже текст 1997 года был одобрен исполнительным комитетом ЛВФ в феврале 1997 года как пригодный для распространения среди церквей-членов.
Совет ЛВФ на совещании 24 сентября - 1 октября 1996 года потребовал, чтобы до 1 июня 1998 года церкви-члены дали отзыв на этот документ. Было также решено следующее: информировать Девятую Ассамблею в июле 1997 года об заявлении "Совместной Декларации по Доктрине об Оправдании" и об его разработке; побудить ассамблею поощрить дальнейшее восприятие этого заявления и просить ассамблею "дать одобрение для нашего продолжающегося процесса в отношении общего исповедания Евангелия оправдания".
Если будет обнаружен "положительный лютеранский консенсус" в отзывах 122 церквей-членов ЛВФ и если со стороны Римско-католической церкви Ватиканом будет дано формальное утверждение заявления, планируется проведение торжественного богослужения по случаю лютеранско-римско-католического восприятия этого заявления.
Вследствие принятия этого заявления римо-католики и лютеране могут объявить о том, что взаимные "анафемы" (проклятия), наложенные в XVI столетии на учения об оправдании, более не прилагаются к этим церквям.
Такая декларация будет означать собой важный экуменический шаг на пороге нового тысячелетия.
В словах этого заявления может быть выражена благодарность Богу "за этот решительный шаг на пути к преодолению" прошлых разделений и за поиски того, как лучше отразить все более видимое единство.
Окончательный вариант
Совместная Декларация по Доктрине об Оправдании
1997 год
Преамбула
 
1. Для Лютеранской Реформации XVI столетия Доктрина об Оправдании имела огромное (центральное) значение. Она считалась "первым и основным артикулом" [1] и в то же время "правителем и судьей над всеми остальными христианскими доктринами" [2]. Она, в частности, излагалась и была защищаема в своей реформационной форме и в особых видах против Римско-католической церкви и теологии того времени, которыми, в свою очередь, излагалась и была защищаема доктрина об оправдании иного характера. Со времен Реформации оправдание было сутью всех диспутов. Доктринальные проклятия (осуждения) были взаимно возложены друг на друга как Лютеранскими Исповеданиями [3], так и Римско-католическими Церковными Соборами в Тренте. Эти осуждения еще действенны в настоящее время и несут в себе церковно-разделяющий эффект.
2. Для лютеранской традиции доктрина об оправдании сохранила свой особый статус. Вследствие этого она с самого начала занимала важное место в официальном лютеранско-римо-католическом диалоге.
3. Особое значение должно быть уделено следующим тематическим докладам: "Евангелие и Церковь" (1972) [4] и "Церковь и Оправдание" (1994) [5], сделанными совместной Лютеранско-римо-католической Комиссией; "Оправдание верой" (19830 [6] - темой лютеранско-римо-католического диалога в США, и "Проклятия Эры Реформации - разделяют ли они еще?" (1986) [7] - сделанным Экуменической Рабочей Группой Протестантских и Католических теологов в Германии. Некоторые из докладов по этим диалогам официально приняты церквями. Важный образец такого восприятия - отчет Объединенной Евангелическо-лютеранской церкви Германии по результатам изучения "Проклятий", получивший в 1994 году наивысший возможный уровень экклезиологического признания также и другими церквями Евангелической Церкви в Германии [8].
4. Как отчеты о дискуссиях по поводу доктрины об оправдании, так и отзывы на них, показывают, что достигнута высокая степень согласия в их подходах к проблеме, а также и в сделанных по ней заключениях. Следовательно, настало время для того, чтобы собрать и суммировать результаты диалогов по оправданию таким образом, чтобы наши церкви могли быть информированы об окончательных результатах этих диалогов с достаточными степенями точности и краткости, и посредством всего этого находили бы возможность для принятия решений, способствующих объединению.
5. Назначение данной Совместной Декларации состоит в следующем: показать, буквально, что на основании этих диалогов подписавшиеся лютеранские церкви и Римско-католическая церковь [9] способны в настоящее время сформулировать общее понимание нашего оправдания посредством Божьей благодати через веру во Христа. Она не объемлет всего того, чему учит церковь об оправдании, но в то же время она содержит в себе консенсус по основным понятиям доктрины об оправдании и показывает, что остающиеся различия в ее истолковании более не являются предметом доктринальных проклятий (осуждений).
6.Наша Декларация не является новым, независимым трудом наряду с прошлыми документами и отчетами о диалогах, или даже подменой их. Напротив, как это показывает перечень источников, она содержит повторяющиеся ссылки на них и на их аргументацию.
7. Также как и сами диалоги, эта Совместная Декларация основана на убеждении, что при преодолении возникших ранее противоречивых вопросов и доктринальных осуждений церкви ни снимут с легкостью эти осуждения, ни откажутся от своего собственного прошлого. Напротив, эта Декларация сформулирована под воздействием убеждения в том, что с течением времени наши церкви пришли к новому взгляду на вещи. И имевшее место развитие не только сделало допустимым, но и потребовало от церквей пересмотра разделяющих вопросов и осуждений, взглянув на них в новом свете.
1. Библейские обетования об Оправдании
 
      Если исходить из лютеранской точки зрения, то нужно признать, что "Декларация" не без достоинств. Параграф 31 выражает лютеранско-римо-католический консенсус по Закону и Евангелию: "Совместно мы исповедуем, что люди оправданы верой в Евангелие "независимо от дел закона" (Рим. 3:28). Христос выполнил Закон и посредством Своих смерти и воскресения превзошел его как путь к спасению…" Это близко подходит к истолкованию понятия " solo fide", которое обнаруживается в "Декларации" только в параграфе 26, подготовленном лютеранами. [(8) Должны быть также приняты во внимание следующие 2 документа: "Евангелики и Католики вместе: Христианская Миссия в III Тысячелетии" ( First Things 43 [май 1994]: 15-22) и "Дар Спасения" ( First Things 78 [январь 1998]: 20-23), к которым лютеране не приложили своей рук. "Дар спасения" - это документ, одобренный 6-7 октября 1997 года группой Евангелических и Римо-католических теологов, включая Гарольда О. Д. Брауна, Джеймса Пакера, Авери Даласа и Ричарда Ньюкауса. В нем открыто утверждается, что "в согласии с традициями Реформации подразумевается оправдание одной лишь верой [ solo fide]". Этот документ не является объектом нашей критики, но он имеет свои положительные места. "При оправдании Бог, единственно на основании праведности Христа, объявляет, что мы более не бунтующие враги, но прощенные друзья, и посредством такого провозглашения это действительно так". В нем также говорится об "оправдании как о центре Библейского сообщения о спасении". Оба документа устанавливают соглашение в общем по некоторым пунктам, но также в них откровенно говорится и о разногласиях. Среди них "значение обновления при крещении, Евхаристия, благодать при таинствах; историческое использование языка оправдания, относящегося к вмененной и преобразованной праведности; нормативный статус оправдания в отношении ко всей христианской доктрине; суждение о том, что хотя оправдание совершается единственно верой, сама вера, которой получается спасение, никогда не приходит одна; различное понимание заслуги, вознаграждения, чистилища и индульгенций; посвящения Девы Марии и содействия святых в жизни спасения; и возможности спасения для тех, кто не был евангелизирован". Все это также может быть принято во внимание в нашей критике "Декларации". Более ранний документ, "Евангелики и Католики вместе", также содержит утверждение об основополагающем соглашении о вере. Эти соображения также приложимы к "Декларации".] Параграф 32 также, не рискуя ошибиться, можно назвать лютеранским. Это противоречит следующему параграфу 33, которые явно римо-католический: утверждение, что "Христос не законодатель наподобие Моисея" допускает традиционную римскую уловку, что из оправдания исключен церемониальный, но не моральный закон. Схоластическое мнение, что Евангелие является "Новым Законом", оставлено на месте. На это лютеранский ответ всегда состоял в Рим. 7:7: "Я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: "не пожелай".
     Святой Павел подразумевал исключить именно моральный закон из оправдания. По мнению шести теологов ЕЛЦА (из Лютеранской семинарии, Сент-Поль), хорошие вышеупомянутые лютеранские утверждения были, скорее всего "включением, сделанным в последнюю минуту германскими лютеранскими представителями, которые были обеспокоены насчет склонности всего документа в целом к индивидуальной внутренней трансформации посредством благодати, чем к новым правильным отношениям через Божье Слово Закона и Евангелия". [(9) "Призыв к обсуждению" был создан шестью профессорами, а не всем факультетом Лютеранской семинарии в Сент-Поле. Факультет в целом, однако, 22 мая 1997 года принял резолюцию, в которой сказано, что "Декларация" затрагивает центральную лютеранскую доктрину; при этом ставится под вопрос легальность предложенного действия. Голосование за "Декларацию" "явится сигналом о том, что ЕЛЦА не относится с должной мерой серьезности к ее собственному конфессиональному наследству или к ее отношениям с Римо-католической церковью"]. Они обрисовывают, что ввиду необходимости теологических предварительных допущений, нигде не развитых в документе, хорошие параграфы 31-32 "ни с чем не связаны". [(10) "Комментарий" Страстбургского Института отмечает, что "как таковых не существует католических осуждений, относящихся к различению Закона и Евангелия" (41)].
2. Доктрина об Оправдании как экуменическая проблема
 
13. Противоположные истолкования и приложения библейских свидетельств, касающихся оправдания, явились основной причиной разделения Западной Церкви в XVI столетии и привели к доктринальным осуждениям. Для преодоления этого разделения, следовательно, необходимостью является фундаментальное понимание оправдания. Учтя результаты недавних библейских изучений и полагаясь на современные исследования истории теологии и догматики, экуменический диалог после II Ватиканского собора привел к заметному сближению в понимании оправдания, результатом чего и является эта Совместная Декларация, способная сформулировать консенсус по основным пунктам в понимании доктрины Оправдания. В свете этого консенсуса взаимные доктринальные осуждения XVI столетия более не прилагаются к сегодняшним партнерам.
3. Общее понимание оправдания
14. Лютеранские церкви и Римско-католическая церковь совместно прислушались к благим вестям, провозглашенным в Священном Писании. Это совместное слушание, наряду с теологическими диалогами недавних лет, привело к сближению позиций в понимании оправдания. Это включает в себя как консенсус по основным вопросам, так и совместимые с ним различающиеся истолкования по различным предметам.
15. Веруя, мы совместно придерживаемся того убеждения, что оправдание есть работа триединого Бога. Отец послал Своего Сына в мир, чтобы спасти грешников. Основанием оправдания и его предположением являются воплощение, смерть и воскресение Христа. Таким образом, оправдание означает, что Христос Сам есть наша праведность, в которой мы участвуем через Святого Духа согласно воле Отца. Совместно мы исповедуем: Единственно лишь благодатью, верой в спасительную работу Христа, а не вследствие любых заслуг с нашей стороны, мы восприняты Богом и получаем Святой Дух, который обновляет наши сердца, призывая нас к добрым делам и делая нас способными на их делание [11].
16. Все люди призваны Богом к спасению во Христе. Единственно через Христа мы оправданы тогда, когда мы получаем это спасение в вере. Вера - это дар Божий через Духа Святого, который проводит работу посредством Слова и Таинств в сообществе верующих и который, в то же время, ведет верующих к тому обновлению жизни, которое Бог приведет к совершенству в вечной жизни.
17. Мы также разделяем убеждение в том, что весть об оправдании направляет нас по особому пути к сердцу свидетельства Нового Завета о Божьем спасительном действии через Христа: нам сообщается, что новая жизнь нам, прежде грешникам, дана Богом как дар, являясь прощающей и обновляющей милостью, которую мы получаем через веру и никогда - через заслугу каким-либо образом.
18. Вследствие этого, доктрина об оправдании, которая сообщает нам эту весть и объясняет ее нам, представляет собой много более, чем только одну часть христианской доктрины. Она стоит в особом отношении ко всем истинам веры, которые рассматриваются внутренне соотносимыми друг с другом. Это является необходимым критерием, который постоянно сводит все учение и практику наших церквей ко Христу. Когда лютеране подчеркивают уникальное значение этого критерия, они не отвергают взаимное отношение и значение всех истин веры. Когда католики видят себя связанными несколькими критериями, они не отрицают особую функцию вести об оправдании. Лютеране и католики разделяют цель исповедания Христа, который видится единственным Посредником превыше всех на свете (1 Тим. 2:5-6), через Которого Бог в Святом Духе дает Самого Себя и изливает Свои обновляющие дары [Источники, раздел 3].
4. Истолкование общего понимания оправдания
4.1 Человеческое бессилие и грех в отношении к оправданию
 
19. Совместно мы исповедуем, что все личности полностью зависят от спасающей благодати Божьей, чем и получают свое спасение. Свобода, которой они обладают в отношениях с людьми и с вещами этого мира, не является свободой в отношении ко спасению, так как, будучи грешниками, они находятся под Божественным осуждением и неспособны самостоятельно обратиться к Богу в поисках прощения, и также неспособны как и заслужить свое оправдание перед Богом, так и достичь спасения своими собственными способностями. Оправдание происходит единственно благодатью Божьей. Вследствие того, что католики и лютеране совместно это исповедуют, возможно сказать следующее:
20. Когда католики говорят, что личности "сотрудничают" в приготовлении к оправданию и к его восприятию посредством согласия на Божественное оправдывающее действие, они рассматривают такое личное согласие как само по себе являющееся следствием благодати, а не как действие, возникающее из внутренних человеческих способностей.
21. Согласно лютеранскому учению, человеческие существа неспособны сотрудничать в их спасении, потому что, будучи грешниками, они активно противостоят Богу и Его спасающему действию. Лютеране не отрицают, что личность может отвергать действие благодати. Когда они подчеркивают, что личность может только получить (просто пассивным образом) оправдание, тем самым они имеют в виду необходимость исключить любую возможность любого вклада в наше собственное оправдание, но не отрицают того, что верующие полностью лично вовлечены в их веру, которая появляется под воздействием Божьего Слова.
4.2 Оправдание как отпущение грехов и обретение праведности
 
22. Совместно мы исповедуем, что Бог прощает грехи посредством благодати и в то же время освобождает человеческие существа от порабощения властью греха, подавая при этом дар новой жизни во Христе. Когда люди верой приводятся ко Христу, Бог более не вменяет им их грехи и действием Святого Духа порождает в них активную любовь. Эти два аспекта Божественного благодатного воздействия не могут быть разделены, так как личности верой объединены со Христом, который в Его Личности есть наша праведность (1 Кор. 1:30): вместе и прощение грехов, и спасительное присутствие Самого Бога. Вследствие того, что католики и лютеране совместно это исповедуют, возможно сказать следующее:
23. Когда лютеране подчеркивают то, что праведность Христа есть наша праведность, их намерением в высшей степени является настоять на том, что грешнику гарантируется праведность перед Богом во Христе через объявление о прощении и что только в единении со Христом возможно обновление чьей-либо жизни. Когда они отстаивают тот взгляд, что Божья благодать есть прощающая любовь ("благословение Бога") [12], они не отрицают тем самым обновление жизни христианина. Скорее они намереваются выразить мнение, что оправдание остается свободным от человеческого сотрудничества и не зависит от жизнеобновляющих воздействий благодати в человеческих существах.
24. Когда католики подчеркивают обновление внутреннего состояния человека вследствие восприятия благодати, ниспосланной верующему как дар [13], они желают настоять на том, что Божья прощающая благодать всегда приносит с собой дар новой жизни, в которой под воздействием Святого Духа становится возможным проявление активной любви. Тем самым, они не отрицают того, что Божий дар благодати в оправдании остается независимым от человеческого сотрудничества [Источники, раздел 4.2].
 4.3 Оправдание верой посредством Благодати
 
25. Мы совместно исповедуем, что грешники оправдываются верой в спасающем действии Бога во Христе. Действием Святого Духа в крещении им гарантируется дар спасения, который и закладывает основание для всей христианской жизни. Своей оправдывающей верой, включающей в себя надежду на Бога и любовь к Нему, они доверяют Божьему благодатному обещанию. Такая вера сопутствует активной любовью, и таким образом христианин не может и не должен оставаться без дел. Но эти дела, являются ли они предшественниками оправдания или следуют за свободным даром веры, как не являются основой для оправдания, так не являются и заслугами, с помощью которых его можно заслужить.
26. Согласно лютеранскому пониманию, бог оправдывает грешников единственно только верой ( sola fide). Только в вере они основывают их доверие всецело в их Создателя и в Искупителя, живя таким образом в общении с Ним. Бог сам воздействует на веру, принося и укрепляя такое доверие Своим творящим Словом. Вследствие того, что акт Божьего действия представляет собой новое творение, он воздействует на человека во всех отношениях и ведет того к жизни в надежде и любви. В доктрине "оправдания одной лишь верой" делается различие, но не разделение между оправданием самим по себе и обновлением образа жизни человека, которое с необходимостью последует за оправданием и без которого вера не существует. Тем самым описывается основание, из которого происходит обновление жизни, последнее же в свою очередь неотделимо от любви Бога к человеку при оправдании. Оправдание и обновление жизни соединены во Христе, который присутствует в вере.
27. Католическое понимание также видит веру фундаментом оправдания. Личности оправдываются через крещение как слушатели Слова и как верующие в Него. Оправдание грешников есть прощение грехов и превращение в праведных оправдывающей благодатью, которая делает их детьми Бога. В оправдании праведные получают от Христа веру, надежду, любовь, входя тем самым в общение с Ним [14]. Это новое личностное отношение к Богу всецело основано на Божественной благодатности и остается постоянно зависящим от спасительной и творческой работы этого благодатного Бога, который всегда остается верен Себе, так что любой может на Него полагаться. Так оправдывающая благодать никогда не становится человеческим достоянием, к которому кто-либо может обратиться помимо Бога, противодействуя тем самым Ему. Католическое учение подчеркивает обновление жизни оправдывающей благодатью так, что это обновление в вере, в надежде и в любви всегда зависит от непостижимой благодати Божьей и не приносит ничего в оправдание, чем кто-либо мог бы похвалиться перед Богом (Рим. 3:27) [см Источники, раздел 4.3].
 
 4.4 Оправданный грешник
 
28. Совместно мы исповедуем, что в крещении Святой Дух объединяет человека со Христом, оправдывает и по-настоящему обновляет его личность. Но оправданные должны на протяжении всей своей жизни постоянно смотреть на оправдывающую благодать Божью, предоставляемую безо всяких условий. Они также открыты для постоянного влияния царства греха, все усиливающего свои нападения на них (Рим. 6:12-14) и на протяжении всей жизни ведут борьбу с эгоистическими желаниями старого Адама, обуславливающими противостояние Богу (Гал. 5:16, Рим. 7:7-10). Оправданные также ежедневно должны просить у Бога прощения, как говорится об этом в Господней Молитве (Мат. 6:12, 1Иоан. 1:9), и вновь и вновь должны быть призываемы к обращению и к покаянию, и вновь и вновь для них будет обеспечено прощение.
29. Лютеране понимают это состояние христианина как то, что он является "в одно и то же время и праведником, и грешником". Верующие полностью праведны, ибо Бог прощает им их грехи посредством Слова и Таинств и обеспечивает праведностью Христа, которую они обретают в вере. В Христе они сделаны праведными перед Богом. Однако, вглядываясь в самих себя через закон, они признают и то, что также остаются и полностью грешниками. Грех еще живет в них (1 Иоан. 1:8, Рим. 7:17,20), и поэтому они вновь обращаются к ложным богам и не любят Бога той неразделенной любовью, которой требует от них Бог как их Создатель (Втор. 6:5, Мат. 22:36-40). Это противоречие Богу и есть истинный грех. Невзирая на это, порабощающая власть греха разрушена - основой этому является заслуга Христа. Не грех более "правит" христианином, но Христос, Который "правит" и самим грехом, и Христом же оправданные объединены в вере. В этой жизни христиане могут отчасти вести праведную жизнь. Несмотря на грех, христианин более не отделен от Бога, так как, ежедневно возвращаясь ко крещению, человек рождается им заново и Святой Дух прощает человеку грех. Таким образом, грех более не приносит проклятия и вечной смерти. Поэтому, когда лютеране говорят, что оправданные люди - тоже грешники и что их противостояние Богу есть действительный грех, они не отрицают того, что несмотря на этот грех, они не отделены от Бога и что этот грех является "управляемым" (Христом). В этих утверждениях они не расходятся с римо-католиками, несмотря на различия в понимании греха в оправданных.
30. Католики считают, что содержащаяся в крещении благодать убирает все, что есть грех "в собственном смысле" и чем "заслуживается проклятие (осуждение)" (Рим. 8:1) [16]. Все это, однако, остается в человеке как склонность (похотливость), которая исходит из греха и подталкивает к нему. Но, вследствие того, что согласно убеждению католиков, человеческий грех всегда включает личностный элемент и что этот элемент отсутствует в этой склонности, они не рассматривают эту склонность как грех в собственном смысле этого слова. Тем самым они не отрицают того, что эта склонность не соотносится с первоначальным замыслом Бога для человечества и что она объективно находится в состоянии противоречия с Ним, оставаясь главным врагом человека в его длящейся всю жизнь борьбе. Вырожая благодарность за прощение их Христом, они подчеркивают что эта склонность противоречить Богу не заслуживает наказания вечной погибелью [17] и не отделяют оправданного человека от Бога. Но когда личности добровольно отделяют себя от Бога, для них недостаточно простого возвращение к соблюдению заповедей, ибо они должны получить прощение и мир в Таинстве Примирения посредством слова прощения, предоставляемого им посредством Божьей примиряющей работы во Христе [см Источники, раздел 4.4].
4.5 Закон и Евангелие
 
31. Совместно мы исповедуем, что люди оправданы верой в Евангелие "независимо от дел закона" (Рим. 3:28). Христос исполнил закон и Своими смертью и воскресением превзошел его как путь к спасению. Мы также исповедуем, что Божьи заповеди сохраняют свою значимость для оправданных и что Христос Своими учением и примером выразил Божью волю, которая есть образец (норма) для поведения оправданных.
32. Лютеране утверждают, что различение и правильное соотношение Закона и Евангелия существенны для понимания оправдания. В своем теологическом использовании Закон является требованием и осуждением. На протяжении всей своей жизни все люди, в том числе и христиане, в том, в чем они являются грешниками, подпадают под это осуждение, которое открывает их грех так, что они, с верой в Евангелие, всецело полагаются на милость Бога во Христе, и единственно это оправдывает их.
33. Так как Закон в качестве пути к спасению был исполнен и превзойден Евангелием, католики могут сказать, что Христос не законодатель наподобие Моисея. Когда католики подчеркивают, что праведность связана с соблюдением Божьих заповедей, этим они не отрицают того, что посредством Христа Бог милостиво обещал Его детям благодать вечной жизни [см Источники, раздел 4.5] [18].
4.6 Уверенность в спасении
 
34. Совместно мы исповедуем, что верующие могут положиться на милость и обетования Божии. Несмотря на свойственную им слабость и многочисленные угрозы их вере, силой смерти и воскресения Христа, они могут быть уверены в действенности обетований Божьей благодати в Слове и Таинствах и рассчитывать на них.
35. Реформаторами особенно подчеркивалось следующее: посреди искушения верующие не должны смотреть на себя, но только на Христа и доверять при этом тоже только Ему. Доверяя Божьим обетованиям, они могут быть уверены в своем спасении, чего никогда нельзя достичь, всматриваясь в себя самого.
36. Католики могут разделить мнение реформаторов о том, что вера коренится в объективной реальности Христовых обещаний, невзирая на чей-либо собственный опыт, и в уверенности в единственно Христово прощающее Слово (Мат. 16:19, 18:18). На II Ватиканском Соборе католиками было выдвинуто утверждение: иметь веру - это значит целиком доверить себя Богу [19], Который освобождает нас от тьмы греха и смерти и пробуждает к вечной жизни [20]. В этом смысле никто не может верить в Бога и в то же время считать Божественные обетования не заслуживающими доверия. Никто не может подвергать сомнению Божью милость и заслугу Христа. Каждый человек, однако, может быть обеспокоен насчет своего спасения, когда он видит свои слабость и малые возможности к добру. Но, обнаружив свою слабость, верующий может быть уверен, что Бог намеревается спасти его [см. Источники, раздел 4.6 ].
4.7 Добрые дела оправданных
 
37. Совместно мы исповедуем, что добрые дела - христианская жизнь, прожитая с верой, надеждой, любовью - следует за оправданием и является его плодами. Когда оправданные живут во Христе и действуют в благодати, они получают, или, говоря библейским языком, приносят добрые плоды. И так как христиане борются со грехом на протяжении всей своей жизни, это последствие оправдания является для них также и обязательством, которое они должны выполнить. Так и Иисус, и апостольские послания вместе увещевают христиан приносить плоды любви.
38. Согласно католическому пониманию добрые дела, совершенные, возможно, посредством благодати и Святого Духа, приносят возрастание в благодати таким образом, что исходящая от Бога праведность сохраняется и общение со Христом углубляется. Когда католики утверждают о "заслуживающем" характере добрых дел, они тем самым желают сказать, что, согласно библейскому свидетельству, за эти дела на небесах обещано вознаграждение. Их намерением является желание подчеркнуть ответственность личностей за их действия, а не оспорить характер этих дел как даров, и в еще меньшей степени - отрицать то, что оправдание всегда остается незаслуженным даром, предоставленным по благодати.
39. Концепция сохранения благодати и возрастания в благодати и в вере также разделяется и лютеранами. Они подчеркивают, что праведность как восприятие Богом и участие в праведности Христа всегда полна и завершена. В то же время они полагают, что возможен рост в их воздействии на христианскую жизнь. Когда они рассматривают добрые дела христиан как плоды и знаки оправдания и ни в коей мере как собственные заслуги, они, несмотря на все это, также понимают вечную жизнь, согласно Новому Завету, как незаслуженное "вознаграждение" в смысле выполнения Божьего обетования, данного верующему [см. Источники, раздел 4.7 ].
5. Значение и масштаб достигнутого консенсуса
 
40. Выраженное в этой Декларации понимание Доктрины об оправдании показывает, что между лютеранами и католиками существует консенсус по основным пунктам Доктрины об оправдании. В свете этого консенсуса сохраняющиеся различия в языке, в теологических тонкостях не столь важны, и принимается то основное, что подчеркнуто в понимании оправдания и описано в параграфах с 18 по 39. Вследствие этого лютеранское и католическое истолкования оправдания во всех их различиях открыты друг другу и могут разрушить консенсус, касающийся основных понятий.
41. Таким образом, доктринальные осуждения XVI столетия, в той мере, в какой они приложимы к доктрине об оправдании, рассматриваются в новом свете: учение лютеранских церквей, представленное в этой Декларации, не подпадает под осуждения со стороны Трентского Собора, осуждения в лютеранских вероисповеданиях не прилагаются к учению Римской католической церкви, представленному в этой Декларации.
42. Этим самым (ничего не убирается из серьезности) ни в коей мере не оспаривается серьезность осуждений, относящихся к Доктрине об оправдании, которые не были беспредметными. Они остаются для нас "целительными предостережениями", к которым мы должны обращаться в наших учениях и практике [21].
43. Наш консенсус по основным пунктам Доктрины об оправдании должен оказать влияние на жизнь и учение наших церквей. Вот это должно доказать само себя. В этом смысле еще остаются вопросы различной степени важности, которые в дальнейшем будут уточняться. Это включает, помимо других тем, также взаимоотношения между Словом Бога и церковной доктриной, как экклезиология, авторитет в церкви, служение, таинства, отношения между оправданием и социальной этикой. Мы убеждены, что достигнутый нами консенсус подводит твердую основу для этих уточнений. Лютеранские церкви и Римская католическая церковь будут и далее совместно углублять это общее понимание оправдания и добиваться того, чтобы это принесло плоды в жизни и в учении церквей.
44. Мы приносим благодарность Господу за этот решительный шаг по направлению к пути преодоления разделения церкви. Мы просим Святого Духа вести нас и далее по направлению к видимому единству, которое есть и воля Христа.
Приложение к Совместной Декларации по Доктрине об Оправдании
Источники, на которые есть ссылки в Совместной Декларации по Доктрине об Оправдании между Всемирной Лютеранской Федерацией и Римской католической церковью
 
В частях 3 и 4 "Совместной Декларации" сделаны ссылки на формулировки, принятые на различных лютеранско-католических диалогах. Это следующие документы
"Все под одним Христом", заявление по Аугсбургскому Исповеданию, сделанное совместной римско-католическо-лютеранской комиссией 1980 года в "Рост в согласии" (издано Хардингом Мейром и Лукасом Витером, Нью-Йорк / Рамсей, Женева, 1984, 241-247).
Комментарии Совместного Комитета Объединенной Евангелическо-лютеранской Церкви Германии и Германского Национального Комитета ВЛФ к документу "Осуждения эры Реформации - разделяют ли они еще?" в "Lehrverurteilungen im Gespräch" [ Принципы осуждения в диалоге], Гёттинген, 1993 (далее - VELKD).
Denzinger-Schönmetzer, Enchiridion Symbolorum . . . , 32nd to 36th edition (далее : DS).
Denzinger-Hünermann, Enchiridion Symbolorum . . . , since the 37th edition (далее : DH).
Оценка Епископского Собора по способствованию христианскому единству изучения, Lehrverurteilungen-- kirchentrennend ?[Принципы осуждения - разделяющаяся церковь?], Ватикан, 1992, неопубликованный документ (далее: PCPCU).
"Оправдание верой", Лютеране и католики в Диалоге VII, Миннеаполис, 1985 (далее: USA)
"Осуждения эры Реформации - разделяют ли они еще?", изданы Карлом Леманом и Вольфгартом Панненбергом, Миннеаполис, 1990 (далее: LV: E)
"Католики, так же как и лютеране, могут признать необходимость испытывать практику, структуры и теологии церкви, посредством которых они помогают или мешают "провозглашению Божьих свободных и милостивых обещаний в Христе Иисусе, которые могут быть получены только через веру" (пар. 28)" [ USA, no. 153]
"По этой причине доктрина об оправдании - и, более всего, ее библейское основание - всегда будет выполнять особую функцию в церкви, которая заключается в напоминании христианам, что мы, грешники, живы в силу единственно лишь прощающей любви Бога, которую мы просто позволяем приложить к нам, но которую мы никоим образом - даже в видоизмененной форме - не можем "заработать" или предположить, что она связана с любыми предварительными или последующими условиями. Доктрина об оправдании, следовательно, становится тем индикатором, пригодным для испытания во все времена, который определяет, может ли частная интерпретация нашего отношения к Богу претендовать на название "христианской". В то же время, она становится индикатором на все времена для церкви, показывающим как то, что она проповедует и чем занимается соотносится с тем, что было заповедано ей ее Господом" [ LV: E69]
"Согласие по тому факту, что доктрина об оправдании существенна не только как один из доктринальных компонентов внутри всего церковного учения, но также как и индикатор для проверки всей доктрины и практики наших церквей, является - с лютеранской точки зрения - фундаментальным прогрессом в экуменическом диалоге между нашими церквями. И это может только приветствоваться" [VELKD 95; cf. 157].
"Для лютеран и для католиков доктрина об оправдании имеет различный статус в иерархии истины, но обе стороны согласны в том, что доктрина об оправдании выполняет особую функцию тем фактом, что она есть "тот индикатор, пригодный для испытания во все времена, который определяет, может ли частная интерпретация нашего отношения к Богу претендовать на название "христианской". В то же время, она становится индикатором на все времена для церкви, показывающим как то, что она проповедует и чем занимается соотносится с тем, что было заповедано ей ее Господом" [ LV: E69] Критериологическое значение доктрины об оправдании для сакраментологии, экклезиологии и этических учений еще заслуживает того, чтобы в дальнейшем быть изученым" [PCPCU 96]
"Должно быть рассмотрено, чтобы привести это к ясности, что… человеческие существа не могут… бросить взгляд со стороны на их собственные устремления… Но ответ не является "работой (делом)". Ответ веры сам принесен неизменяющимся Словом обещания, которое приходит к человеческим существам извне их самих. "Сотрудничество" возможно только в том смысле, что сердце вовлечено в веру, когда Слово касается его и творит в нем веру" [ LV: E 46 f]
"Там, где, однако, лютеранское учение конструирует отношение Бога с Его человеческими созданиями в оправдании, с таким нажимом на Божественный "монэризм" или действие единственно Христом таким образом, что человеческое желание принятия Божественной благодати - которая сама по себе есть дар Божий - не имеет существенной роли в оправдании, там Тридентские каноны 4, 5, 6 и 9 учреждают существенное доктринальное различие по оправданию" [PCPCU 22]
"Прямое подчеркивание пассивного осознания человеческими существами их оправдания никогда не означает, с лютеранской стороны, оспаривания полного личностного участия в веровании; скорее это означает исключение любого сотрудничества в самом событии оправдания. Оправдание есть работа единственно Христа, работа единственно благодати" [ VELKD 84, 3-8]
"Протестантская теология не проходит мимо того, на чем сделан особый упор в католической доктрине: на творческом и обновляющем характере Божьей любви, она не содержит в себе… Божьего бессилия по отношению ко греху, который "просто" прощается в оправдании, но власть которого - отделить грешника от Бога - полностью не упразднена" [ LV: E 49]
"Лютеранская доктрина никогда не рассматривала "деяние Христового оправдания" без воздействия на жизнь верующего, потому что Христовым Словом достигается то, что было им обещано. Благодать понимается, согласно лютеранской доктрине, как Божье благословение и прославление, но ни в коем случае не как действующая власть (сила)… "ибо где есть прощение грехов, там также есть жизнь и спасение" [ VELKD 86, 15-23]
"Католическая доктрина не проходит мимо того, на чем сделан особый упор в протестантской теологии: личностного характера благодати, связи этого со Словом; она не содержит в себе… благодати как объективной "собственности" (даже если эта собственность была дарована) человеческого существа - чего-либо такого, чем он может распоряжаться" [LV: E 49]
"Мы подчеркиваем, что вера, в смысле первой заповеди, всегда подразумевает любовь к Богу и надежду на Него, и выражена при этом любовью к соседу" [VELKD 89, 8-11]
"Католики, как и лютеране, учат о том, что ничего до предоставления свободного дара веры не может заслужить оправдания и что все Божьи спасающие дары исходят единственно от одного Христа" [ USA, no.105]
"Реформаторы… понимают веру как прощение и содружество со Христом, подверженные воздействию самого Слова об обетовании. Это - основа для нового состояния, через которое плоть становится мертвой ко греху и новый мужчина или женщина начинают жить во Христе (sola fide per Christum). Но даже если эта вера с необходимостью делает человека новым существом, христианин кладет свою основу в уверенности не в его собственной новой жизни, но единственно в Божье благодатное обещание. Восприятия во Христе достаточно, если "вера" понимается как "доверие к обещанию" (fides promissionis)" [LV:E 50]
Тридентский Собор, VI Заседание, глава 7: "Вследствие этого в процессе оправдания, вместе с отпущением грехов, получаемым человеком, через Иисуса Христа, к Которому он оказывается привитым, в то же время вливаются и все эти: вера, надежда и милосердие" [Постановления Вселенских Соборов, том 2, Лондон / Вашингтон, D. C., 1990, 673]
"Согласно протестантской интерпретации, веры, которая содержится в Слове и в Таинстве в Божье обещание, вполне достаточно для обретения праведности перед Богом, так что обновление состояния человека, без которого не может быть веры, само по себе не вносит какого-либо вклада в оправдание" [ LV: E 52]
"Будучи лютеранами, мы учитываем различие между оправданием и освящением, между верой и делами, что, однако, не подразумевает разделения" [VELKD 89, 6-8]
"Католическая доктрина знает о себе, что она едина с протестантским пониманием в подчеркивании того, что обновление состояния человека ничего не "вносит" в оправдание, и нет, конечно же, такого вклада, на который кто-либо мог бы апеллировать перед Богом. Несмотря на вышесказанное, есть необходимость сделать упор на обновление человеческого состояния через оправдывающую благодать, ради признания новой Божьей творческой власти; хотя это обновление в вере, надежде и любви, конечно же, само по себе ничто, но ответ на Божью непостижимую благодать" [ LV: E 52 f]
"Поскольку католическая доктрина подчеркивает, что "личностный характер благодати и ее связь со Словом", это обновление…,конечно же, само по себе ничто, но ответ под воздействием самого Слова Божьего и что "обновление человеческого состояния не является вкладом в оправдание, и не является таким вкладом, на который кто-либо мог апеллировать перед Богом", наши возражения больше не приложимы к этой доктрине". [ VELKD 89, 12-21]
"Обе доктрины - и Тридентского Собора, и реформаторов - содержат в себе то, что первородный грех, а также похотливость, которая остается в человеке, находятся в противоречии с Богом и являются объектами продолжающейся всю жизнь борьбы с грехом. После крещения похотливость в оправданном более не отсекает его от Бога, говоря языком Тридентского Собора, она "более не грех в истинном смысле этого слова"; согласно лютеранской фразеологии - это peccatum regnatum, "контролируемый грех". [LV: E 46]
"Вопрос заключается в том, как говорить о грехе в отношении оправданного, не ограничивая при этом действительность спасения. Поскольку лютеране выражают это затруднение термином "контролируемый грех" (peccatum regnatum), что выражает учение о том, что христианин "является оправданным и в то же время грешником" (simul iustus et peccator), римо-католики считают, что реальность спасения может быть заключенной только в отрицании грешного характера похотливости. В отношении этого вопроса достигается значительное восстановление дружественных отношений, если LV: E называет остающуюся в оправданном похотливость "противоречием Богу" и таким образом определяет ее как грех" [VELKD 82, 29-39]
Ссылаясь на 19 Канон Тридентского Собора, VELKD [89, 28-36] сообщает следующее: "10 заповедей, конечно, приложимы к христианам, что и утверждается во многих местах в исповеданиях. Если Канон 20 подчеркивает, что "человек… должен придерживаться выполнения заповедей Бога", - это к нам не относится; но если, однако, Канон 20 утверждает, что вера имеет свою спасительную власть только при условии, что человек придерживается выполнения заповедей, это относится к нам. В отношении того, о чем говорится в Каноне в отношении заповедей церкви, между нами нет различия - если эти заповеди есть только выражения заповедей Бога, тогда это к нам относится.
Последний параграф фактически относится к [части] 4.3, но подчеркивает "убеждающую функцию" Закона, которая имеет большую важность для лютеранского мышления.
"Основание и отправная точка (для реформаторов) есть следующее: достаточность Божьих обещаний и возможность вполне положиться на них, и власть Христовых смерти и воскресения; человеческая слабость и вытекающие из нее угрозы вере и спасению." [LV: E 56]
Тридентский Собор также подчеркивает, что "необходимо верить, что грехи не прощены и даже никогда не будут прощены, спасение получается свободно божественной милостью за счет Христа", и что мы не должны сомневаться в "милости Бога, заслуге Христа, силе и действенности таинств насколько это возможно для любого человека, когда тот видит себя в настоящем свете и осознает свою слабость и недостаток возможностей; тревожится и страшится об его собственном благодатном состоянии". [ Тридентский Собор, Сессия 6, глава 9, 674]
"Лютер и его последователи пошли далее: они утверждали, что непогрешимость не должна поощряться. Мы должны отвратить от нее наши глаза и взять серьезно, практически и лично объективную действительность таинства покаяния, которое приходит "извне". В силу того, что Иисус сказал: "что вы свяжет на земле, то будет связано на небе" (Мат. 16:19), верующий может объявить Христа лжецом, если он не положится с уверенностью, имеющей твердость камня, на прощение Бога… и хотя эта готовность положиться сама по себе субъективно может быть неуверенной, ибо уверенность в спасении не является безопасностью спасения ( securitas), все это приводит к другой проблеме, если так можно выразиться: верующий должен отвести глаза от самого себя и смотреть только на Христово Слово о прощении" [LV: E 54 f]
"Сегодня католики могут по достоинству оценить усилия реформаторов придать основу вере в объективную реальность обещания Христа, "что вы свяжет не земле…" и заострить внимание верующих на особом слове очищения от грехов… Концепция лютеровского происхождения - учить людей не полагаясь на их собственный опыт и полагаясь единственно на Христа и на Его Слово о прощении - [более не осуждаема]. [PCPCU 24]
Взаимное осуждение в отношении понимания уверенности в спасении "сегодня может дать меньше поводов для взаимных возражений - в частности, если мы будем исходить из основания библейско обновленной концепции веры. Конечно, человек может потерять или отвергнуть веру и действовать по своему усмотрению в отношении к Богу и Его Слову обещания. Но, если он верит таким образом, он не может в то же время верить, что Бог неоснователен (на Него нельзя положиться) в Своем Слове обещания. В этом смысле справедливо также и то - говоря словами Лютера - что вера есть гарантия спасения. [LV:E 56]
Концепция веры, изложенная на II Ватиканском Соборе, см.: Догматическое утверждение по Божественному Откровению, № 5: "Богу должно быть воздано "подчинение веры", ибо это Сам Бог открывает это подчинение, посредством которого человек посвящает свое свободное "я" Богу, предлагая "полное подчинение интеллекта и воли Богу, который дает откровение", и свободно защищая и отстаивая истину, данную Богом в откровении".
"Лютеранское различие между уверенностью (certitudo) веры, которая взирает единственно на Христа, и земной безопасностью (securitas), которая коренится в самом человеке, не с достаточной ясностью изложено в LV: E [Осуждения Эры Реформации - разделяют ли еще они?]… Вера никогда не отражается сама в себе, но полностью зависит от Бога, чья благодать даруется посредством Слова и Таинства, следовательно - извне (extra nos)" [VELKD 92, 2-9].
Если мы поймем понятия "причина" в Каноне 24 в более присущем ему языковом (лингвистическом) термине, как это сделано в Главе 16 Декрета об Оправдании, где подчеркивается идея сообщества со Христом, тем самым мы можем описать католическую доктрину о заслуге так, как это было сделано во втором параграфе части 4.7: рост в благодати, сохранение праведности, полученной от Бога и углубляющееся общение со Христом.
"Многие антитезы могут быть преодолены, если на вводящее в заблуждение слово "заслуга" смотреть без усложнений, просто и подумать при этом об его связи с истинным смыслом библейского термина "плата", или вознаграждение" [LV: E 67]
"Лютеранские исповедания подчеркивают, что оправданный человек ответственен за то, чтобы не потерять полученную благодать, но жить в ней… Таким образом, в исповеданиях говорят о сохранении благодати и о росте в ней. Если "праведность" в Каноне 24 понимается в том смысле, что она действует на людей, это к нам не приложимо. Но если "праведность" в Каноне 24 относится к восприятию христианина Богом, это к нам приложимо, потому что такая праведность всегда совершенна; в сравнении с нею дела христиан только "плоды" и "злаки" [VELKD 94, 2-14]
"Размышляя насчет Канона 26, мы обращаемся к Апологии, где вечная жизнь описана как вознаграждение: "… Мы знаем, что вечная жизнь есть вознаграждение, ибо она есть то, чем можно владеть - не вследствие наших заслуг, но по причине обещания" [VELKD 94, 20-24]
Примечания
1. Шмалькальденские Артикулы, II; 1; Книга Согласия, 292
2. " Rector et judex super omnia genera doctrinarum," Веймарское издание трудов Лютера (WA), 39, I, 205
3. Необходимо отметить, что некоторые лютеранские церкви в состав своих вероисповедных книг включают только Аугсбургское Исповедание и лютеровский Малый Катехизис. В этих книгах не содержится осуждений по вопросу об оправдании в отношении Римской католической церкви.
4. Отчет Совместной лютеранско-римско-католической комиссии по Изучению, опубликованный в "Рост в Согласии" (Нью-Йорк, Женева, 1984) стр. 168-189.
5. Издано Лютеранской Всемирной Федерацией (Женева, 1994)
6. Лютеране и католики в Диалоге VII (Миннеаполис, 1985)
7. Миннеаполис , 1990
8."Gemeinsame Stellungnahme der Arnoldshainer Konferenz, der Vereinigten Kirche und des Deutschen Nationalkomitees des Lutherischen Weltbundes zum Dokument 'Lehrverurteilungen-- kirchentrennend?'," Okumenische Rundschau 44 (1995): 99-102; содержит основные документы , излагающие эту резолюцию , cf. Lehrverurteilungen im Gesprach, Die ersten offiziellen Stellungnahmen aus den evangelischen Kirchen in Deutschland (Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1993).
9. Слово "церковь", использованное в этой Декларации, отражает само-понимание участвующих церквей, экклезиологические же вопросы, относящиеся к этому термину, здесь не рассматриваются.
10. Cf. "Мальтийский Отчет", параграфы 26-30, "Оправдание верой", параграфы 122-147. По запросу американского (США) диалога по оправданию, были рассмотрены не-Павловские новозаветные тексты в "Праведность в Новом Завете", автор Джон Реймон, с ответами Иосифа А. Фицмийера и Джерома Д. Квинна (Финляндия; Нью-Йорк: 1982) стр. 124-180. Результаты этих изучений были обобщены в отчете по диалогу "Оправдание верой" в параграфах 139-143.
11. "Все под одним Христом", параграф 14, в "Рост в Согласии", стр. 241-247.
12. Cf. Труды Лютера, Американское издание 32: 227, Веймарское издание 8:106.
13. Cf. Denzinger-Schönmetzer, Enchiridion Symbolorum 1528.
14. Cf. Denzinger-Schönmetzer, Enchiridion Symbolorum 1530.
15. Cf. Apology II:38-45; Book of Concord, 105f.
16. Cf. Denzinger-Schönmetzer, Enchiridion Symbolorum 1515.
17. Cf. Denzinger-Schönmetzer, Enchiridion Symbolorum 1515.
18. Cf. Denzinger-Schönmetzer, Enchiridion Symbolorum 1545.
19. Cf. Dei Verbum 5.
20. Cf. Dei Verbum 4.
21. Осуждения Эры Реформации, 27
Перевод Сергея Соловьева

Гости

Сейчас 256 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Библейские цитаты

Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…