РОЛЬ ЛЮТЕРАН В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ. Ольга Лиценбергер

 

 

 

Место и роль той или иной конфессии в общественной жизни не являются постоянными, они зависят от конкретно-исторических условий и изменяются с течением времени. Лютеранство появилось в русских землях еще при жизни его основателя – Мартина Лютера (1483–1546). И уже с этих самых пор Евангелическо-лютеранская церковь имела важное значение в социально-экономической и политической истории нашего государства.

 

Российские лютеране занимали видные посты, руководили министерствами и ведомствами, создавали партии и общественные союзы, участвовали в работе Государственной Думы. В 1853 г. число лютеран в Государственном совете достигало 16,3% (9 из 55 человек), в Комитете министров – 11,1% (2 из 18 человек), в Сенате – 10,6% (12 из 113 человек), в губернаторском корпусе – 18,7% (9 из 49 человек).

Из лютеранских семей происходили: вице-канцлер, сенатор, член Верховного тайного совета граф А.И. Остерман, шеф корпуса жандармов и главный начальник Третьего отделения собственной его императорского величества канцелярии А.Х. Бенкендорф, министр иностранных дел барон А.И. Будберг, министр народного просвещения, князь К.А. Ливен, министры финансов Е.Ф. Канкрин и М.Х. Рейтерн, председатели Комитета министров Н.Х. Бунге, и граф С.Ю. Витте.

 

Среди известных губернаторов лютеранского исповедания – петербургский военный генерал-губернатор, рижский генерал-губернатор, граф Ф.Ф. Буксгевден, военный губернатор Ферганской обл. – А.И. Гиппиус, генерал-губернатор Западной Сибири – Г.Х. Гасфорт. Только среди Екатеринославских губернаторов ХIХ в. насчитывается около 10 лютеран.

 

Интересы остзейского лютеранского дворянства в Государственной Думе представляли бароны Г. фон Розен и А. фон Мейендорф, в Государственном совете – графы П. Фон дер Пален, В. Рейтерн, барон А. Пилар-фон-Пильхау и др. В “Союзе 17 октября” была создана т.н. “немецкая группа”, одним из руководителей которой являлся лютеранин Н.А. Амбургер.

 

Лютеране играли особую роль не только в политическом развитии страны, они составляли военную элиту России и с честью защищали славу новой Родины. Лютеранами были офицеры и генералы, биографии которых стали частью русской военной истории – полководец, генерал-фельдмаршал, герой Отечественной войны 1812 г., князь М.Б. Барклай де Толли, генерал-фельдмаршал, президент Военной коллегии граф Б.Х. фон Миних. Из десяти участников знаменитого военного совета в Филях трое являлись лютеранами – М.Б. Барклай де Толли, Л.Л. Беннигсен, К.Ф. Толь. Широкое иностранное представительство среди генералитета 1812 г. — из 550 генералов 117 имели европейское происхождение — вызвало даже недовольство русского офицерства.

 

Невозможно переоценить значение, которое оказали лютеране на российскую культуру и науку. Протестанты начали играть все более заметную роль в русской науке и культуре в результате реформ Петра I. Так немецкий славист Генрих Лудольф составил первую грамматику русского языка. Рождение русской истории как науки состоялось при участии петровских академиков Миллера, Байера, Штритера и Щлёцера. Пробст Иоганн Эрнст Глюк, с 1703 г. обучал русских дворян иностранным языкам, а с 1704 г. открыл в Москве гимназию для юношей. Особенно сильное влияние оказали иностранцы на отечественную науку после создания Санкт-Петербургской Академии Наук в 1725 г., подбором кадров для которой руководил лютеранин, лейб-медик Л. Блюментрост. В 1725–1799 гг. из 111 академиков Российской Академии наук 71 были протестантами немецкого происхождения.

Первый полный скелет мамонта, сохранившийся в вечной мерзлоте дельты р. Лена обнаружил и смонтировал в 1805 г. профессор, лютеранин М.И. Адамс. Благодаря переводчику Р. фон Вальтеру, сыну члена Генеральной евангелическо-лютеранской консистории в Европе узнали русских писателей – Пушкина, Достоевского, Чехова, Гоголя, Гончарова, Блока, Пастернака и мн. др.

 

Заметным было представительство лютеран также и во всех сферах экономической жизни страны. В ХVII в. прославился мастер литейщик, лютеранин Ганс Фальк, отливавший колокола и пушки, и основавший стекольный завод. Создателем монет нового образца и первых в России медалей (1705) стал Г. Гаупт. Отец и сын Кинеманы оставили заметный след в оружейном деле России. Первые железные заводы принадлежали лютеранам Петру Марселису и Филимону Акеме.

Иностранцы протестантского исповедания внесли значительный вклад в развитие горного дела в России и создание Уральского и Алтайского горнообогатительных округов. В 1751 г. специально для группы немецких специалистов горного дела была учреждена должность пастора в Барнауле. В 1764 г. в город прибыл лютеранский пастор Эрик Лаксман. Помимо пастырской деятельности он изучал горное дело, разработал новый метод получения стекла, изготовлял термометры и барометры, занимался сбором коллекций по флоре, фауне и минералогии Алтая, сотрудничал с изобретателем паровой машины Иваном Ползуновым, получил почетное звание академика Петербургской Академии наук.

Существенный вклад в становление текстильной промышленности центральной России ХIХ в. внес “хлопчатобумажный король” Людвиг Кноп, удостоенный титула барона Российской Империи за заслуги перед отечественной промышленностью. Ведущие позиции в российском бизнесе занимал финансово-промышленный концерн Вогау. С 1853 г. Карл Сименс возглавил в России отделение старейшего германского электроконцерна Сименс. Собственные фабрики в стране имели ведущие химические концерны БАСФ, Хёхст и Байер.

 

Лютеране способствовали заселению Российской территории и освоению сельскохозяйственных земель: в конце ХVIII – начале ХIХ вв. основав сотни земледельческих колоний в Поволжье, в Причерноморье, на Дону, под Санкт-Петербургом и в других областях дореволюционной России.

Существенное влияние оказали лютеране на становление и развитие отечественной медицины. Начиная с ХVI в. руководство медицинскими службами России было сосредоточено в руках выходцев из западноевропейских государств. Первые аптекари России на службе Ивана Грозного – Г. Шлитте, А. Классен-фон-Штеллинсфорт. Из придворных медиков-лютеран ХVII в. можно назвать А. Энгелярта и Л. Блюментроста.

 

Лютеране первыми открывали в России аптеки, больницы, приюты. Первая казенная аптека Москвы появилась благодаря лютеранину И. Гутменшу в 1672 г. В Санкт-Петербурге первая частная аптека была открыта в 1760 г. лютеранином М. Берендтом, в Саратове первая в городе аптека появилась в 1805 г. благодаря лютеранину Линдегреену. Первый госпиталь в Москве был основан в 1705 г. голландским доктором Н. Бидлоо. Лютеране заложили основу формирования благотворительности в Российской Империи.

Значительный вклад в развитие социально-экономической жизни страны и ее духовной культуры внесли лютеранские пасторы. Многие священнослужители являлись образованными людьми, писателями, поэтами, историками, переводчиками, врачами, учителями. Пастором первой евангелической общины в Москве являлся И. Веттерман, известный тем, что систематизировал собрание книг Ивана Грозного.

Впервые в стране систему социального страхования нищих предложил пастор И. Грот (1733–1799). Первое всесословное общеобразовательное светское учебное заведение в Москве было открыто пастором И.Э. Глюком (1654–1705). Первое в стране училище для глухонемых (1860) и школа для слепых (1882) были созданы епископом Г. Дикгофом (1833–1911). Автором первого перевода Библии на русский и латышский языки являлся уже упоминавшийся пастор И.Э. Глюк, переводчиком “Слова о полку Игореве” был пастор К. Зедергольм (1789–1867).

 

Пастор Иоганн Грегори (1631–1675), обладавший талантом “составлять и представлять комедии”, вошел в русскую историю как организатор первого придворного театра в Москве, артистами которого были ученики лютеранской школы и жители Ново-Немецкой слободы. В день первого представления пьесы “Артаксерксово действо”, 17 октября 1672 г., царь Алексей Михайлович “в удивлении... смотрел целых десять часов, не вставая с места”. После премьеры государь наградил пастора 42 соболями и разрешил ему беспошлинно варить пиво для домашнего обихода.

 

К евангелическо-лютеранскому вероисповеданию принадлежали известные дворянские роды. Среди них лютеране, долгое время жившие в России и оказывавшие покровительство церкви св. Екатерины в Санкт-Петербурге, шведские изобретатели и промышленники Нобели, семья художников и архитекторов Брюлловых, ювелиры Фаберже. Заметный след в истории России оставили потомки лютеран Безаков (в роду которых – обер-прокурор Сената, начальник главного управления почт и телеграфов, автор учебников арифметики, адъютант великого князя), Икскулей (в роду которых – лифляндский губернатор, член Государственного совета, посол в Италии, посол в Лондоне, маршал и пр.) и мн. др.

К числу известных лютеран относятся также – мореплаватели Ф.Ф. Беллинсгаузен, И.Ф. Крузенштерн, барон Ф.П. Врангель, граф Ф.П. Литке; филолог, поэт, палеограф и археограф А.Х. Востоков (Остенек); друг Пушкина, поэт, критик А.А. Дельвиг; лексикограф, этнограф В.И. Даль; живописец Я.Я. Вебер; семья музыкантов Гедике. Автором либретто оперы М.И. Глинки “Жизнь за царя” являлся барон, лютеранин Е.Ф. Розен.

 

На протяжении всей русской истории лютеране формировали мировоззрение российских царей и отдельных государственных деятелей, входили в число придворной знати. Среди ближайших советников Петра I большинство составляли протестанты: полковник русской службы Франц Лефорт, обучивший царя обращению с астролябией Тиммерман, прививший Петру любовь к кораблям и парусам Карштен-Брат. Знатными вельможами царского двора и приближенными императора стали сын кистера и органиста лютеранской общины П.И. Ягужинский, дети виноторговца Монса – Филимон и Вилльям, сыновья Брюса – Яков и Вильям и др. В процессе реформирования России, заменив в 1717–1718 гг. устаревшую систему приказов двенадцатью коллегиями, Петр I использовал рекомендации и проект немецкого философа и математика, лютеранина Лейбница, который, в свою очередь, получил у царя разрешение на проведение протестантской миссии в азиатской части России. Кроме того, лютеране являлись членами правящей династии, были близкими родственниками коронованных особ, входили в число придворной знати.

 

Вклад лютеран в политику, экономику, культуру и образование Российской Империи был очень весом и разнообразен. Разумеется, лютеранство считалось вероисповеданием иноземцев, и оттого его роль коренным образом отличалось от роли первенствующей в стране Русской Православной церкви. Но ему самым удивительным образом было суждено оказать влияние на ход всей российской истории.

 

кандидат исторических наук, профессор Ольга Лиценбергер

Гости

Сейчас 116 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Библейские цитаты

Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…