Explore

ПОЧЕМУ МЫ ОПЯТЬ ОБ "ЭТОМ" А. Десницкий

 
 
 
 
«Отчего Церковь все время вмешивается в личные отношения людей, почему придает такое значение грехам в сексуальной области?» — то и дело слышу я вопрос. Неужели нет другого достойного повода для борьбы за нравственность? Ну, например, почему бы Церкви не бороться против коррупции с той же решительностью, с какой выступает она против однополых браков, абортов или эротической рекламы? Или заняться обличением других очевидных пороков: воровства, лени, обжорства…
 
Во-первых и в‑главных, стоит на это ответить, что принципы демократии и толерантности, с позиций которых всегда такое говорится, позволяют и христианам иметь свое мнение и его публично высказывать. Христиане давно не пытаются заставить все общество жить по своим законам — но взамен они могут рассчитывать на то, что и светские моралисты не станут заставлять их менять свое вероучение.
 
Но все же какой-то ответ по сути надо дать и на сам вопрос: почему, в самом деле, такое внимание уделяется теперь половой сфере? Самый простой ответ будет таким: да просто потому, что половая энергия в человеке — великая сила, почти такая же, как чувство голода. Она беспокоит, раздражает, зовет — в том числе и теоретиков-моралистов. Не случайно в православном секторе интернета особо жаркие баталии «про это» разыгрываются во время постов, когда искушения обостряются.
 
Но есть и второй, и куда более значительный, ответ: в области половой жизни и только в этой области церковная традиция решительно и непримиримо расходится с законом и моралью нынешнего светского общества. Я совершенно согласен, что священникам во время исповеди и подготовки к крещению следовало бы спрашивать людей, не балуются ли они воровством или взятками, и напоминать им про недопустимость таких поступков. Только этим у приличных людей и так хвастаться не принято, в крайнем случае, люди будут оправдывать себя: все так делают, без этого не проживешь, — и тем самым они свидетельствуют, что совесть обличает их. Да и закон тут выражается с предельной ясностью. Ну а что касается гнева, обжорства или других греховных движений души и тела — закон о них умалчивает, зато светская этика в общем и целом совпадает с христианским вероучением. Один скажет, что объедаться бигмаками и упиваться водкой вредно для здоровья, а другой — что это еще и грешно, но практические выводы будут совершенно одинаковыми.
 
А вот с половой жизнью совсем не так. Закон говорит: совершеннолетние люди по взаимному согласию могут делать что угодно, и светская этика немного к тому добавляет. Она в целом осуждает обман своего супруга или партнера, но и тут может человек сказать: мы с женой/мужем так договорились, он(а) не возражает.
 
 
Но Церковь почему-то упорно повторяет: один мужчина и одна женщина вместе навсегда, а прочее — грех. Да какая разница, говорят нам, если люди любят друг друга! Все это их личное дело. Так гласит закон, с этим согласен обычай. Почему бы Церкви не принять и не освятить его?
 
Да просто потому, что Церковь не приноравливает свое вероучение ни к текущему законодательству, ни тем более к нынешним обычаям. Ведь то и другое очень переменчиво… Римский историк Светоний рассказывает о нравах великой империи. Например, при императоре Тиберии (как раз на его правление пришлось время служения Христа) в Риме редкий день обходился без казней, причем казнили не только неблагонадежных граждан, но и их детей и внуков. Такова была государственная политика, этим действиям не препятствовали ни закон, ни нравы.
 
Современный светский человек уверен, что все это осталось в далеком прошлом, что нравы и законы со временем сами собой обязательно улучшаются… Не должна ли последовать за их улучшением и Церковь со своими архаичными нормами? Тем более что так и поступили некоторые протестантские деноминации, которые без особых проблем благословляют однополые браки и допускают аборты. Но дело в том, что Церковь призвана делать в этом мире, по сути, одно и то же в любом веке, при любых законах и нравах, и миссия эта состоит не в том, чтобы поддерживать светских людей во всем, что они пожелают делать. Будь это так, и по сю пору оставались бы нормой тибериевы детские казни. Нет, миссия Церкви — открывать людям Бога и приводить их к Нему. А значит, она постоянно говорит о том, чего ожидает от людей Бог.
 
Церковь учит сегодня, как и две тысячи лет назад: человек был создан как образ и подобие Божие, причем мужчина и женщина взаимно дополняют друг друга, обретая в брачном союзе целостность и полноту. Все, что способствует этой цели — благословенно, а что отвлекает от нее — наоборот.
 
Разумеется, не каждый конкретный брачный союз, как и не каждый обет безбрачия, оказывается успешен, потому существуют и разводы, и вторые, и третьи браки (равно как и оставление данных обетов) — но это не норма, это катастрофа. После нее можно и нужно жить дальше, но нельзя сознательно строить свою жизнь как цепочку катастроф. А самое главное — не стоит разменивать идеал на удовольствия.
 
И если оглянуться на историю нашей цивилизации, то окажется, что смягчению нравов и отказу от тех вещей, которые еще были возможны во времена Тиберия, способствовал прежде всего взгляд на каждого без исключения человека как на образ Божий, достойный уважения и сбережения. Нынешний мир, как и во времена Тиберия, живет по иным законам, и это нормально. Но требовать от Церкви забыть о главном означает, на мой взгляд, попытку выломать из современной цивилизации тот самый краеугольный камень, на котором держится вся ее постройка.

СУПРУГИ, ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ

 
 
 
Нередко можно услышать мнение, что Церковь относится к сексу, как к чему-то «нечистому» или даже «греховному». Вопросы, связанные с этой сферой табуируются и многие пары стесняются их затрагивать. Но на самом деле, по замыслу Бога, сексуальность - это нечто очень возвышенное и нормальное. И вот почему.
 
Неудивительно, что тема сексуальности в среде христиан окружена многими мифами – секс долгое время был неудобной темой не только в Церкви и в разное время у духовенства были противоречивые взгляды на это, что отражалось и на мирянах, которые прислушивались к их мнению. Давайте попробуем разобраться, как обстоят дела сейчас.
 
Папа Иоанн Павел II в свое время по-новому взглянул на католическое учение о человеческой телесности и сексуальности в своей серии проповедей, которые сейчас мы знаем как «Теология тела». Он пытался вернуть сексуальности ее должное место в жизни человека. Папа не хотел, чтобы она была абсолютным центром всех человеческих интересов (как того требовала сексуальная революция) или чтобы к ней со страхом относились как к чему-то нечистому (как многие церковные люди считали ее). А потому он попытался объяснить значение секса в Божьем плане.
 
Чтобы это понять, необходимо обратить внимание на то, что из всех возможных альтернатив, которые Бог мог бы использовать для поддержания и размножения человеческого рода, Он выбрал физические и духовные отношения супружеской любви. Бог хотел, чтобы брак был архетипом человечности, а половой акт — средством принесения в мир новой человеческой жизни.
 
Кроме того, Он хотел, чтобы эти отношения углубляли любовь между супругами. Из этого можно сделать вывод, что Бог не просто изобрел секс, но и наделил его глубоким достоинством и значением. По этой причине Он установил определенные правила, которые помогут нам жить так, чтобы это не вызывало конфликтов или страданий.
 
Бог хотел, чтобы человек был одновременно материальным и духовным существом, своего рода прекрасный синтез животного (материального) и ангельского (духовного). Когда Создатель дал человеку тело, Он решил, что мы будем различаться по полу, как и животные, однако наша сексуальная жизнь должна управляться не инстинктами, как у животных, а нашей душой, просвещенной разумом, украшенной свободой, руководимой волей и живущей в любви.
 
В Божьем плане сексуальность — это нечто очень возвышенное — вот почему супружеская пара никогда не должна думать, что Бог находится далеко в момент их самого интимного союза. Это святое и освящающее действие в браке, специально задуманное Богом и католическим супругам не стоит стыдиться этой части их жизни.
 
Супружеская любовь имеет уникальное значение. Другие формы любви, такие как дружба или родственные отношения, не включают в себя такую же физическую взаимодополняемость. Половая жизнь в ее надлежащем контексте — в браке — и правильно понятая в ее духовном и психологическом аспектах, является одним из самых благородных и значительных деяний, которые может совершить человек: это источник новой жизни и торжество любви.  Добродетель целомудрия, а не отказ от секса, означает правильное использование сексуальности.
 
Д-р Альфонс Клеменс, директор Центра консультирования по вопросам брака Католического университета Америки, говорит о сексе между супругами следующее: «Это акт великой красоты и глубокого духовного значения, потому что супружеская любовь между двумя христианами в состоянии благодати — это слияние двух тел, которые являются храмами Троицы, и слияние двух душ, которые участвуют в самой Божественной Жизни … Кроме того, при правильном использовании секс становится источником единства, мира и гармонии. Он усиливает любовь между мужем и женой и служит щитом от неверности и похоти. Целостная человеческая личность, даже в ее сверхъестественных аспектах, обогащается сексом, потому что акт супружеской любви также заслуживает Божьей благодати».
 
«Сексуальность — источник радости и наслаждения».
 
Удовольствие, которые получают супруги от сексуальной близости является нормальным: «Творец Сам распорядился, (…) чтобы в этой функции [деторождения] супруги испытывали телесное и духовное удовольствие и удовлетворение. Таким образом, они не делают ничего дурного, ища этого удовольствия и наслаждаясь им. Они принимают то, что Создатель предназначил для них. Тем не менее, супруги должны уметь держать себя в рамках благоразумной умеренности» (Пий XII)
 
Согласно исследованиям, сексуальные отношения, в которых каждый ставит другого на первое место, уважать достоинство друг друга как личности и переживает этот интимный момент как выражение любви, а а не только на механический процесс секса (он лишь средство достижения цели), оказывают глубокое психологическое воздействие и приводит к расслаблению, бодрости, уверенности в себе, удовлетворению, общем чувству благополучия, ощущению безопасности и настроению, способствующему забвению мелких трудностей и напряженности в отношениях между супругами. Не случайно апостол Павел рекомендовал христианским супругам не уклоняться от близости друг с другом «… чтобы не искушал вас сатана» (1 Кор 7:5).
 
Отказ от секса без уважительной причины может быть не только несправедливостью по отношению к супругу (-е), но и тем, что подвергает супруга (-у) опасности неверности и риску разрушения брака
Если вы манипулируете своим супругом посредством секса, используя его как «оружие», чтобы наказать вашего супруга после разногласий — или в качестве награды в зависимости от того, насколько хорошо или плохо, по вашему мнению, супруг обошелся с вами, то ставите под угрозу свои отношения. Супружеские пары не должны оставаться разлученными надолго, независимо от причины, но особенно не по незначительным причинам. Длительная разлука может создать стрессовую ситуацию. Некоторым удается выдержать это вынужденное половое воздержание с помощью духовных средств и сублимации, но не все настроены одинаково.
 
При это следует помнить, что хотя секс является ключевым выражением супружеской любви, важно отметить, что специалисты в ходе различных исследований показали, что другие несексуальные факторы не менее важны для семейного счастья, поскольку многие пары преодолевают свои проблемы и тревоги подлинностью своей любви.
 
«Сексуальность, секс — это дар Божий, а не табу. У этого дара две цели — любовь и рождение новой жизни. Настоящая любовь страстная. Она побуждает вас отдать всего себя навсегда. Навсегда. Наши слабости и духовные падения приводят нас к использованию сексуальности за пределами этого очень красивого пути, любви между мужчиной и женщиной. Сексуальность, оторванная от любви и используемая для развлечения – не то, чем задумал ее Бог» (Папа Франциск).
 
 
Источник: Aleteia
Перевод: Католическая информационная служба Центральной Азии

СТРЕСС И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ

 
 
 
 
На протяжении всей жизни каждый человек сталкивается со стрессовыми ситуациями. Стресс (англ. - напряжение) – состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Каждый человек подвержен стрессу и очень важно, как человек ведёт себя в стрессовой ситуации.
 
 
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ
 
В острой стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений. Исключения - стихийные бедствия, когда речь идёт о спасение жизни.
 
Сосчитайте до десяти.
 
Постарайтесь покинуть помещение. Перейдите в другое, где никого нет или выйдите на улицу. Медленно осмотритесь по сторонам. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид. Это поможет вам отвлечься от внутреннего напряжения.
 
Смочите лоб, виски и артерии на руках холодной водой. Набрав воды в стакан (в крайнем случае – в ладони), медленно, сосредоточено, выпейте её. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.
 
Выпрямитесь. Поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за дыханием. Продолжайте делать это в течение 1-2 минут. Затем медленно выпрямитесь; действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова.
 
Очень важно знать о причинах стресса и уметь бороться с отрицательными последствиями стресса.
 
 
СПОСОБЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ
 
 
Общение с людьми сильными, оптимистично настроенными, объединёнными общими интересами.
 
Поддержка близких людей.
 
Внешние источники сил (природа, музыка, книги).
 
Переключитесь на что-нибудь хорошее, вспомните счастливые моменты.
 
Ставьте посильные задачи, реально смотрите на жизнь.
 
Занимайтесь физкультурой и спортом.
 
Правильно питайтесь, соблюдая режим дня.
Радуйтесь жизни.
Помните, мы сильные, когда верим в себя.
Стрессоустойчивость – это умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт.
 
 
Профилактика стресса – это важное условие для сохранения эмоционального здоровья. И важно следовать общим принципам по повышению уровня сопротивляемости стрессовым ситуациям. Это продлит вашу жизнь и повысит ее уровень в несколько раз. Вот способы контроля над неприятными переживаниями:
 
 
ДЕСЯТЬ КЛЮЧЕВЫХ ПУНКТОВ преодоления эмоционального стресса:
 
 
 
«Стремитесь к поставленной цели и не вступайте в борьбу из-за безделиц» – совет Ганса Селье.
 
Поступайте по отношению к другим так, как хотели бы, чтобы они обращались с Вами.
 
Не старайтесь сделать все и сразу; Не забывайте об отдыхе. Монотонная работа утомляет, смена занятий помогает сохранить силы и здоровье.
 
Цените радость подлинной простоты жизненного уклада, избегая всего показного и нарочитого. Этим Вы заслужите расположения и любовь окружающих.
 
Прежде чем что-то предпринять в конфликтной ситуации, взвесьте свои силы и целесообразность действий.
 
Старайтесь видеть светлые стороны событий и людей. «Бери пример с солнечных часов – веди счет лишь радостных дней» - народная мудрость.
 
Если необходимо предпринять удручающе неприятное для Вас дело (разговор) не откладывайте его на «потом».
 
Даже в случае неудачи в каком-либо деле (или разговоре), старайтесь увидеть свои «плюсы». Не сосредотачивайтесь в воспоминаниях на неудачах. Старайтесь увеличить успехи и веру в свои силы.
 
Ставьте реальные и важные цели в любом деле.
 
Научитесь разумно поощрять себя за достижение поставленной цели.
 
 
www. gpol3.ru

Гости

Сейчас 75 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Библейские цитаты

Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…