АНТИВАВИЛОН П. Заякин
Изучая историю, в том числе и священную историю, мы обнаруживаем, как часто люди ходят по кругу, наступая на одни и те же грабли.
Сколько нужно поколений, чтобы опыт отцов изгладился из памяти народной, и дети вновь начали совершать их ошибки? Одно, два? Увы, это так.
Ничему нас не учит жизнь, а книжкам мы не верим. Слишком часто их, книжки, переписывали заново. Поэтому грабли продолжают прилетать нам по лбу регулярно.
Но мы с вами, братья и сестры, верим, по крайней мере, одной Книге. Мы верим, что те же законы, что действовали в отношении ветхозаветной Церкви, действуют и в отношении нас. И, читая Писание, мы видим связь между поколениями верующих в Бога людей. И видим неизменность Божией благодати, приходящей к каждому верному Божьему ребенку, и прощающей и ведущей сквозь тернии этой временной обыденной жизни – к звездам вечности.
Отцы Церкви, видевшие эту взаимосвязь поколений сквозь Писание и их собственную историю, тоже учат нас быть зоркими. Поэтому сегодняшний праздник, что мы с вами отмечаем, они назвали «анти-вавилоном», по ассоциации с тем, древним событием, что когда-то разрушило «великую стройку человечества» и разделило нас на разные «языки и народы и племена».
Пользуясь языком математики, я бы назвал это тождество, «Вавилонское столпотворение – Пятидесятница», обратно пропорциональным.
Там Бог, вмешиваясь в энтузиазм единого человечества, смешивает их языки, лишая взаимопонимания, а здесь Он дает Апостолам способность говорить на разных языках, об одном.
Там человечество едино, но лишено Бога, да и не нуждается в Нем, а здесь – человечество разрознено и рассеяно на народы, но образуется единая Церковь, говорящая на разных языках одну Благую Весть
Там люди собрались воедино, чтобы «сделать себе имя» и достичь небес, сведя его на землю, а здесь Господь собирает народы вокруг Своего святого имени и Сам сходит на землю с небес, став Человеком, а затем, по воскресении, в человеческой плоти возносит на небеса нашу природу, оставляя Себя нам в Слове и Таинствах.
Эту «обратную пропорциональность», однажды разглядев, невозможно уже не видеть. И сегодняшний день, праздник Пятидесятницы, дает нам осознать, что произошло в тот день.
Но прежде я хочу, чтобы мы осознали, чего мы лишились в те стародавние времена, сразу после Потопа, когда наши предки, придя в землю Сенаар, решили там построить башню.
1 На всей земле был один язык и одно наречие. (Быт.11:1)
Что это значит? Это значит, что те, древние люди, потомки Ноя, прекрасно понимали друг друга. Вот чего мы лишились в результате первой «стройки века» - взаимопонимания на уровне языка. И я иногда думаю – почему бы Богу, в день Пятидесятницы, не возвратить нас к тому единому языку и наречию? И, по размышлении, я понимаю – то, что Бог дал тогда людям, в безумии решившим достичь небес, не было проклятием, а было даром. Единое человечество, лишившись веры, получило шанс научиться заново понимать друг друга внутри свой маленьких анклавов – семей, родов, народов. Бог отправил нас, взрослых, в школу, снова сесть за парту.
Учиться.
И ждать.
2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. (Быт.11:2-4)
Революция единого, но безбожного человечества, открывшего для себя принцип строительства нового – ничего вам не напоминает?
«Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем…» Уроки недавнего прошлого словно отражают тот древний эксперимент человечества – единая идеология, мировая революция, человек – вершина мироздания, наука и новые технологии… А по соседству, чуть позже, в другом народе, подрос «брат-близнец» социализма с иным слоганом: «Один народ, один язык, один фюрер». Но, как и тогда в древние времена, эти «башни» накренились и рухнули, погребя под собой целое поколение, потомки которого до сих пор ностальгически ползают среди обломков несбывшихся империй и мечтают о былом утраченном величии.
Нет ничего, более противоположного Христу, чем стремление занять место Бога на Его небесах самому. То, что можно назвать «антихристом» - это безумная, нашептанная змеем, идея «будете как боги», до сих пор больно жалит нас в пяту идеологиями «чистоты крови и нации», коммунистического общества, «общества потребления» и прочих планов строительства очередной башни. Но, рано или поздно, начавшаяся стройка века замирает, затухает и – рушится. Вместе с идеологическими надстройками, обкомами партии, часто принимающими вид Церкви.
А сама Церковь – остается. Среди обвалившихся лесов и кирпичей, среди разрушенных городов после кровопролитных войн и среди разворованных заводов и фабрик недостроенного социализма, среди агонизирующих империй, уходящих в небытие – остается Божья Церковь, построенная с небес на землю, говорящая на разных языках, но находящая общий язык, потому что – об одном.
Церковь, прорабом и строителем которой были не люди – Моисей или Петр с Павлом, а незримый, невидимый, неощутимый порой Святой Дух. Он, как свет и как воздух, присутствие которых мы не осознаем, пока не наступает мгла и удушье, приходит к каждому верному, как язычок пламени – от единого огня, и мы осознаем себя не просто отдельными «я», но – Божьими детьми, Его семьей, за которую Он отдал жизнь.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. (Деян.2:1-4)
Единодушие отныне стало писаться с большой буквы «Д», потому что Бог строит Своим Духом.
И строит тот Город, который не разрушить никаким силам зла, идеям и идеологиям, никаким «вратам ада», никаким подделкам под Церковь.
Те, кто сидели взаперти, страшась иудеев, вышли на площадь. Не потому что они набрались мужества и самопожертвования, сделались сильными вдруг, нет. Совсем наоборот - потому что Сила сделала их частью себя, та Сила, что движет солнца и миры, созидает вселенные и разрушает «великие стройки века».
Не «мы достигнем небес», а «небеса достигли нас», чувствует разницу?
Да, человек может достичь многого, если захочет, но то, чего он будет достигать сам, будет нести в себе неудовлетворенность и жажду небес. А небес, вечности, рая самостоятельно нам не достигнуть.
Без Бога всему есть свой предел, даже самим великим вождям и стройкам.
С Богом – предела нет.
21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется, - скажет в тот день в конце своей проповеди Пётр. (Деян.2:21)
«Всякий, кто призовёт имя…» - чьё? Не свое, не имя великого вождя или национального лидера, не имя самого наилучшего из народов или империй, нет.
Именем Господним мы живы и спасены, именем Иисуса из Назарета, распятого на кресте по приговору тех, кто должен был бы Его узнать и воззвать к Нему, именем Воскресшего из мертвых и вознесшегося на небеса готовить нам место, именем Того, Кто, вознесясь, не покинул и не оставил нас, а продолжает приходить каждый раз, вселяясь в нас Духом через слово Писания и Таинство Алтаря.
В тот день Вавилону был вынесен окончательный приговор.
Это не значит, что он легко разрушится и, зарастя бурьяном, исчезнет, вовсе нет.
Вавилон не сдается так просто и не отпускает наши души так легко. Всякий, читающий Откровение Иоанна Богослова, понимает это, ведь не случайно последнему из безбожных миров и идеологий дано это древнее имя.
Еще сотни и тысячи, если не миллионы и миллиарды душ подвергнутся старому, как мир соблазну «будете как боги», еще много кирпичей будет обмазано в земляной смоле и положено в основание «нового Рима», и каждый кирпич будет стоить человеческую жизнь, потому что – сколько стоит душа, преданная и проданная великому обману?
Но когда рухнет этот последний колосс со своих глиняных ног и осядет пыль, Солнце Правды осветит нас, взошедших на обломках, нас, поднявших головы к небу, откуда к нам придет спасение окончательно и бесповоротно. Нас – Церковь Христову, рожденную в этот день Святым Духом, дышащую Его Словом, питаемую Телом и Кровью Господа, живущую надеждой, верой и любовью.