ИСКУШЕНИЯ А. Лапоченко
Проповедь: Воскресенье «invocavit».
Евр 14: 14 — 16.
Матф 4: 1 — 11.
«Не чуждайся искушений...».
Дорогие братья и сестры, вот мы и вступили в «страстное время» Великого Поста... Само название — страстное время, говорит нам о духовной борьбе, о страстях и искушениях... Когда ты живешь обычной жизнью, то часто просто не замечаешь, насколько ты подвержен страстям и искушениям, ностоит тебе встать на духовный путь исполнения заповедей, и ты увидишь, насколько ты зависим от твоих приычек, привязанностей к различным вещам, насколько ты слаб духовно... И, наверное не зря, «страстное время» открывает история из Св.Писания о искушениях Иисуса Христа...
«Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола...» (Матф. 4:1).
Что за невероятный стих?!
Матфей ясно утверждает, что Божий Дух повёл Христа в пустыню, где Он должен был подвергнуться искушениям от сатаны! Зачем Господь это допускает?
Что ещё более удивительно, эта история искушений, следует сразу же после описания открывшейся славы Божией на Иордане. Иисус только что принял крещение и когда Он вышел из воды, небеса отверзлись, и Дух Божий спустился в виде голубя на Него, при всем стечении народа. И голос Отца с небес объявил:
«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение...» (Матфея 3:17).
Как часто мы стоим перед выбором? Иногда легким, иногда сложным... Одно дело выбирать какой, например, хлеб купить сегодня в магазине, и совсем другое, когда мы стоим перед трудным моральным выбором... Как поступить в какой-то сложной ситуации? Например сказать ложь, но остаться условно «чистым», или признать вину, рискуя утратить уважение близкого человека... Правда требует мужества, как и поступать по правде... Еще сложнее, если наша христианская совесть требеут от нас поступать по правде Божией... Вот где действительно «камень преткновения» между нашими человеческими интересами и эгоизмом, и волей Божией...
Позвольте мне напомнить вам, что Иисус является образцом для нашей жизни, как верующих людей... Иоанн пишет: «...поступаем в мире сём, как Он..» (1Иоан. 4:17).
Более того, как сказано в Писании, Христос был «..подобно нам, искушён во всём..» (Евр. 4:15).
После Крещения Иисус был «возведён Духом в пустыню» для испытания. Это своего рода «духовная закалка», которую предстояло Ему пройти, прежде чем Он выйдет с проповедью к людям. Сорокадневный пост при полном воздержании от пищи не был чем-то фантастическим для иудейской традиции: так постился Моисей при получении Божественного Откровения на горе Синай, так постились и другие Пророки, например, Даниил — который так готовил себя к пониманию смысла Божественных видений.
Смысл такого поста — в предельной концентрации сил и мыслей для обращения их к Божественной воле, без привычных для обычной жизни развлечений и услад...
Понятно, что в таком критическом для жизни состоянии обостряются все чувства и раскрываются способности, ранее не проявлявшие себя. Переживания человеком Бога выходят на качественно новый уровень: человек весь буквально превращается в слух, зрение, он тонко ощущает то, что ранее оказывалось для него недоступным...
Но, для чего Иисусу необходимо было пройти через это горнило испытаний? Разве Он без этого не был безгрешным?
То есть устойчивым, не подверженным уклонению от праведной жизни?
Было ли это искушение своего рода «аттестацией», «экзаменом» на зрелость? Или всё же, это было прежде всего необходимое пространство времени молчания и осмысления того Божественного гласа, который услышали все во время Крещения Иисуса на Иордане: «Ты — Сын Мой Возлюбленный, в Тебе Моё благоволение!»?
Мы, верующие, часто «идеализируем» Иисуса, представляя Его неким «супергероем» с удивительными, почти волшебными способностями... Но, давайте задумаемся, близок ли такой образ Иисуса к нам?
Что, в таком «образе» реально человеческого?
Практически ничего...
Такой Иисус далек от человечества, от наших, действительно реальных чувств и переживаний... Нам необходим именно человек — Иисус... Человек, прошедший «горнило» душевных и моральных испытаний... Как поступить? Принять волю Божию о Себе, как Мессии и Спасителе, или, возможно найти свой путь? Ведь имел право Иисус выбрать иную судьбу?!
Что именно происходило с Иисусом в течение этих сорока дней пребывания в пустыне, мы не знаем... Это тайна сосредоточенного и глубокого общения человека Иисуса с Небесным Отцом, тайна взаимодействия друг с другом Божественной природы и человеческого естества... Нам доступны лишь совсем краткие свидетельства Евангелистов о тех трёх важных искушениях дьявола, которыми князь тьмы пытался овладеть душой и сердцем Иисуса.
Перед нами то, что вполне можно назвать «мысленной бранью», «мысленной битвой»... Понимая, что Иисус находится в критическом состоянии духа, дьявол вбрасывает Ему мысль использовать «Богосыновство» для удовлетворения требования тела, и повелеть камням стать хлебом... Но Христос отбивает эту лукавую мысль цитатой из Второзакония:
Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих...».
Да, Словом, исходящим из уст Божиих живет человек!
Не всяким словом... Это важно понимать... Многие используют Библию, но не все могут отличать простое «цитирование» из Библии, и подлинное «Слово Божие»... Вот сатана цитируе Писание Иисусу в своих, корыстных интересах, а вот Иисус говорит Слово Божие...
И там, и там места из Библии, но одно предназначено для погибели, а другое для вечной жизни! И порой очень трудно отличить одно от другого....
Многие сейчас говорят: «...а зачем мне Церковь? Я и сам могу читать Библию...».
Церковь, если кто забыл, есть сокровищница богословской мудрости, а потому не стоит пренебрегать ее духовным опытом! Не говоря уже о ее спасительной миссии в мире, как «Тела Христова»...
Второе искушение — вроде бы благовидный предлог, проверить, а на самом ли деле Иисус — Сын Божий?
Для этого диавол предлагает броситься вниз, с крыши храма, но и здесь Иисус противостоит словами Священного Писания: «...не искушай Господа Бога твоего!».
Как часто мы стремимся именно «искушать» Господа своими желаниями, в особенности, славы, вместо того, чтобы следовать воле Божией... Мы очень многого хотим, хотим быстро и с наименьшими усилиями со своей стороны... Хотим использовать могущество Божие в своих, корыстных интересах, и даже обижаемся на Бога, если наши желания не исполняются... А кто действительно желает, чтобы в его жизни исполнялась воля Божия? Не думаю, что таких много...
Третья и последняя атака дьявола, вполне закономерна... Искушение властью... Кто перед этим устоит? Не Тот ли, кто оказался столь сильным духом, имеет полное право стать Хозяином Вселенной? Стоит лишь признать власть дьявола над собою... Но, и здесь Иисус непреклонен: «...отойди от Меня, сатана!».
По сути, кто не во Христе, тот под властью дьявола, как это не печально...
И, вроде бы и человек хороший, если не трогать, но не спасен, не искуплен, не имеет жизни вечной...
Искушение Христа в пустыне учит нас прежде всего двум навыкам: внимательности к себе и умению отражать нападки лукавого Словом Божиим.
Заметим, Иисус не вступает в диалог и рассуждения с дьяволом... Нам всем знаком такой диалог, когда внутри происходит некая борьба, некий спор, между нашим «Я» и Божьей волей... И, еще нет греха, только мысль, только желание, но какое оно все же «жгучее» - поступить по своей воле или по воле Божьей... Иисус выставляет словно «щит» Слова Писания, по отношению к которым диавол оказывается бессильным...
Говоря словами Второзакония: «...берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль (Втор. 15:9)».
Для этого следует внимательно стоять на страже всего, что появляется внутри нас, и не спешить соглашаться даже с самыми кажущимися «правильными» мысленными заключениями... Конечно, это требует определенного духовного опыта и зрелости!
Как мы можем отвечать на искушения сатаны? Иаков дает простой совет:
«Противостаньте диаволу, и убежит от вас...» (Иак. 4:7).
Не имеет значения, как много искушений бросает на нас сатана.
Вы не должны бояться никакого греха из вашего прошлого... Вы не должны переживать из-за совершенного греха, по слабости человеческой, если мы приносим искреннее покаяние... Если вас покрыла Кровь Христа, диавол ничего не может сделать, чтобы разделить вас от любви Отца!
Представьте, что вы встретились с Иисусом на сорок первый день – сразу же после Его искушения в пустыне. Лицо Его сияет, потому что Ангелы ободрили Его дух и сердце...
Он радуется, прославляя Отца, потому что одержал великую победу и прежде всего победу в Самом Себе... Он выбрал волю Божию.
Вы видите, как Иисус буквально излучает из Себя жизнь и уверенность. Теперь Он готов встретиться с силами ада. Итак, Он смело проходит великие города, проповедуя Евангелие, уверенный в Божьем Слове, и исцеляет больных, зная, что с Ним Его Отец...
Когда же вы исследуете свою собственную жизнь, вы видите как раз противоположное...
Вы всё ещё идёте по своей, жизненной иссохшей пустыне... Вы подвергаетесь свирепым атакам сатаны, и ваша душа часто повержена в уныние... Вы не можете избавиться от мысли: «Иисус, наверное, никогда не подвергался такому испытанию... Он был выше всего этого...».
Я вам скажу — Иисус тоже был человек!
И никто не знает, чего Ему стоило послушание Богу!
С этими грустными мыслями вы идёте в церковь – искушаемые, испытываемые и иногда отчаявшимися... И предстаёте пред своим пастором – человеком, который кажется таким сильным в вере... Он так убежденно говорит о Божьем присутствии, о благодати, что кажется, буд-то он только что беседовал с Ангелами...
Вы думаете: «У него никогда не было проблем, подобных моей...».
Если бы вы только знали!
Вы не были там, когда Бог призвал этого человека проповедовать. Дух Святой дал ему славное призвание – и тут же повёл его в свою пустыню... У каждого, кто выбирает путь следования за Христом, обязательно будет своя «Голгофа»!
Вы ничего не знаете о днях, неделях и месяцах, когда его терзал сильный голод по Богу, который не находил удовлетворения... Вы никогда не переживали атак лжи, которую сатана обрушивал на его голову, греховных мыслей, которые мучили его временами...
Вы не были там, когда он был унижен до праха и повергнут в отчаяние... И вы не осознаёте, как часто его лучшие проповеди были результатом испытаний в его личной жизни...
Но именно по этому, хороший пастор имеет духовный опыт и способен помочь тебе в твоем вопросе и испытании...
Ап. Павел предостерегает нас, чтобы мы не измеряли свою «праведность», сравнивая её с праведностью, которую, как мы думаем, обладают другие:
«Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самим собою и сравнивают себя с собою неразумно...» (2Кор. 10:12).
Мы не можем читать то, что находится в сердце другого человека. Кто бы подумал на сорок первый день, что Иисус только что вышел из длительного, ужасного искушения?
Кто бы мог знать, что «Слава», которую они видели в Нём, явилась из борьбы, какой они никогда в своей жизни не переживали?!
Мы должны взирать только на Иисуса и полагаться только на Его Праведность и Святость. Он дал нам всем одинаковый доступ к ней...
«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твёрдо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи...» (Евр. 4: 14 — 16).
Не стоит пренебрегать этим мудрым духовным советом!
Бог любит нас именно во времена наших испытаний... Сам Его Дух повёл тебя в пустыню. Но там уже побывал Его Собственный Сын, и Он в точности знает, через что ты сейчас проходишь. Позволь Ему совершить Свою работу в тебе, чтобы ты имел полное доверие к Нему. Не пренебрегай Словом Божиим и благодатью. И тогда «страстное время» станет временем твоей духовной победы!
«Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете...» (1 Петра 4: 12 - 13).
Аминь.