Библиотека

Проповедь на Марк 8, 31-8 Б.Брюкле

 

 

 

К тому времени, о котором повествует чтение из Евангелия от Марка на сегодняшнее воскресенье, ученики с Иисусом уже провели некоторое время вместе - об этом нам рассказывают первые 8 глав. Они видели, как он воскресил дочь Иаира. Они были там же, когда он насыщал тысячи пятью хлебами и двумя рыбками. Они видели, как он изгонял демонов, исцелял больных, объявлял прощение грехов, они слышали его учение о субботе и притчи о Царстве. Их самих он послал проповедовать покаяние, изгонять демонов и исцелять больных. И все же, в 8 главе Евангелия от Марка Иисус 'начал учить их'. Возникает вопрос, а не учил ли он их все время и до этого? Однако в самой середине Евангелия от Марка Сын Человеческий провозглашает то, что составляет новое учение, новый призыв к ученикам, к народным массам. Он начал учить их и сказал: 'Кто хочет идти за Мною…'Ученики думали, что они уже приняли решение, что это и так было ясно - 'Мы хотим идти за Тобою'. Конечно, первым был Петр. По Евангелию от Марка он был первым, кого Иисус позвал прожить жизнь вместе с ним. И именно Петр, в стихах стоящих непосредственно перед нашим текстом, делает замечательное заявление - 'Ты - Христос'. Петр обратился к Иисусу титулом обетованного царя, Помазанника Божия - Мессии.И Петр, и другие ученики действительно многим пожертвовали, чтобы последовать за Иисусом - они оставили дома, карьеры, даже семьи, только для того, чтобы следовать за этим необычным учителем. Но до этого момента в Евангелии они могли бы оправдать свои жертвы теми преимуществами, которые предоставлял им Иисус - они были свидетелями чудес исцеления и великой силы. Они слышали его весть прощения и свободы. Они мечтали о справедливости для всех угнетенных, которой можно было добиться возрождением Израиля, и у них были все причины надеяться, что именно Иисус установит небесное владычество.Мы знаем больше, чем Петр. Мы знаем о торжественном въезде Иисуса в Иерусалим (остальная часть Евангелия от Марка целиком восходит к этому событию), это был не путь венчания на царство Царя, а на распятие преступника. Мы знаем, что их учитель и наш Господь пережил великую агонию. Мы знаем также, что обетование учителя будет исполнено - он воскреснет на третий день и, это событие подтверждает, что Он - Сын Божий. Поэтому, возможно, жалея Петра за недостаток знаний, нам легко усмотреть его критическую ошибку, когда он упрекнул Иисуса за предсказание смерти и отказа от Него. Мы знаем о смерти Иисуса, и что его смерть означает. Таким образом, хоть слова Иисуса немного удивляют нас своей резкостью, мы должны согласиться с ним, что даже первый среди учеников думает 'не о том, что Божие, но что человеческое'. Мы отмечаем в Петре трагическое непонимание служения Иисуса, что впоследствии приведет к его отказу от Спасителя накануне распятия.Конечно, мы знаем больше, чем Петр, о том, что же будет дальше с Иисусом и с теми, кто последовал за Ним. И все же наша склонность критиковать Петра за его ошибку выдает наше самовлюбленное и самодовольное 'ученичество'. Судя Петра издалека, представляя самих себя на месте праведных и правых, разве мы не представляем в таком случае себя на месте одной из тех религиозных властей, чьи возражения на учение Иисуса и протест против очищения храма (по синоптическим Евангелиям) были прямой причиной казни на кресте? И кроме самодовольной праведности, не будет ли уместно заметить то, что и мы, возможно, тоже стараемся достичь славы Иисуса, минуя его страдания? Минуя агонию Страстного времени, стремясь вперед к пасхальной победе?Мы осознаем, что Петр ошибался, желая избежать страданий. Но Петр, по крайней мере, хотел избежать страдания своего друга. Посмотрим же на себя - более, чем часто, мы ищем путей спасти именно самих себя. Мы чувствуем угрозу со стороны мира - в отсутствии физической и финансовой безопасности, в возможности одиночества и болезни, в неизбежности смерти. В таких условиях, как звери, загнанные в угол, мы боремся за выживание. Если самосохранение - наша главная задача, в жизни не остается места для наших моральных и духовных ценностей (не говоря уже о заботе о ближнем), которые начинают служить лишь прикрытием для наших эгоистических интересов. То, что не является поводом для сделок, становится защитой того, что является 'нашим', исключая истинное ученичество и непосредственно связанное с ним самопожертвование. Конечно, мы думали, что мы были в числе тех, кто решил последовать за ним, но когда он начинает говорить о кресте, мы чувствуем, что готовы скорее уйти, чем пострадать. У нас и так достаточно мучений и отрицания, так зачем же брать на себя дополнительное страдание в ученичестве?Возможно, настоящим потрясением для нас будет увидеть себя в таком свете, потому что многие из нас 'добрые' и 'почтенные' христиане, которые, кажется, ведут достойный образ жизни в соответствии с заповедями. Чем ближе, как нам самим кажется, мы ко Христу, тем больше мы игнорируем его весть - 'Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее'. Однажды Марк Твен сказал, 'Многих людей беспокоят те места в Писании, которых они не понимают; но что касается меня, я всегда замечал: меня беспокоят именно  те места, которые я понимаю'. Мы понимаем, и это горькая правда - высокое самомнение и самосохранение ничего не имеют общего со следованием по пути Спасителя.Возражение Петра носит такой же современный и личный характер, как и наш инстинкт самосохранения, наша жажда безопасности и славы, и здоровья, и жизни. И если нам вообще нужен Бог, то это должен быть Бог безопасности - Бог непобедимый, самодостаточный, все контролирующий. Бог, дарующий нам победу здесь и сейчас, и обещающий, и защищающий от всевозможного зла.Но в Евангелии, дорогие братья и сестры, мы находим другого Бога - Бога страдающего, Бога, умирающего за нас на кресте. Бог пришел в мир немощным младенцем, прожил жизнь в обычном теле человеческом, делал то, что люди делают, претерпевал искушения и все оттенки эмоций. Бог дружил с отверженными и грешниками. Бог стал уязвимым ради нас. Бог, который не стал таким как мы, постыдился бы нас в последний день - такой Бог не простил бы Петра (также как и всех нас), не простил бы грех нашего отказа от него. Но Бог на кресте свидетельствует о том, что нет границ божественной любви; эта любовь взяла на себя то наказание, которое заслужили мы, так, чтобы мы могли жить в той любви во веки. Иисус не пришел в мир во славе и мощи, хотя он и мог бы. Нет, он принял на себя хрупкую плоть, зная, что его отвергнут, и, принимая наш отказ принять его, он побеждает даже наше отрицание. Даже самый страшный грех не может не преклониться пред силой этой любви.Мы можем отрицать страдание, Его или наше собственное, тем не менее, оно наступит в мире человеческой свободы. И как мы поступаем в минуты страдания - боремся за сохранение наших дорогих владений и нашей драгоценной гордости, или же мы возвращаемся к тому, что было дано нам при крещении, ко кресту, которым мы навеки отмечены? Каждый день возвращаясь к нашему крещению, каждое утро провозглашая 'Я крещен', мы вспоминаем, что Бог сделал для нас, и это - напоминание нам кто мы есть на самом деле.Зная, что в основе нашей личности распятый Бог, мы можем возрастать в вере, надежде и любви. Это ученичество. И это ученичество тоже имеет цену. Понимая, что Бог - источник того, кто мы есть, мы можем зайти туда, куда бы никогда не зашли. Мы можем попасть в концлагерь, как матушка Мария Скобцова, православная монахиня, которая сдалась фашистской полиции вместо молодой еврейской женщины и, таким образом, приняла мученическую смерть. Принимая крест ученичества, зная, что нам уже обетована вечность с Божественным, мы можем отправиться в тюрьму и на казнь, как это сделал немецкий пастор Дитрих Бонхоффер, чья деятельность в немецкой Церкви верных во время Второй Мировой войны не только истощала его физически, затрудняла его отношения с теми, кого он любил, но и мучила его совесть, в то время как он пытался следовать Христу через моральное минное поле. Немногие из нас призваны сделать величайший дар, отдать саму жизнь ради Евангелия. Но жизнь, смерть и воскресение Христа выкупили нас от греха, освободили нас от власти эгоистического величия, делая возможным наше служение ближним. В моменты величайшего страдания и в обычные будни, Бог дает нам возможность ответить на эту любовь, подчиняя все наши ценности (хорошие сами по себе, такие как материальная собственность, безопасность, семья, национальные традиции) тем духовным ценностям, которым нас учил Иисус.Наши православные братья, когда проповедуют, держат крест. Даже если слова проповеди минуют слушателей, образ креста остается. Если вы больше уже ничего не видите в церкви, если ни один из гимнов больше не воодушевляет вас, если вы не можете сосредоточиться на молитве, представьте себе крест. Он призывает вас взять его. Вы знаете, вы не смогли бы его взять, если бы Спаситель не был с вами, на пути к кресту и после, через эту жизнь и в жизнь будущую. Аминь

ЦИТАТЫ И АФОРИЗМЫ

"ИДИ ЗА МНОЙ!" Б.Бюркле

Христос воскрес! Воистину воскрес!

Аллилуйя!

 

Итак, вернемся к нашему тексту. Сегодня, во время чтения Евангелия мы слышали о Его третьем явлении ученикам после Пасхи.

Евангелист начинает: 'После того…' После чего?

Конечно же, он имеет в виду распятие и погребение Иисуса, Его воскресение из мертвых и явление ученикам – после того  "опять явился Иисус".

Зачем?

Возможно, ответ на этот вопрос нам поможет найти следующее сравнение. Давайте представим себе, что Евангелие – это концерт. Интересно, был ли кто-нибудь из вас недавно на каком-нибудь хорошем концерте? Санкт-Петербург известен классической музыкой, но сейчас мне приходят на ум российские рок-концерты, которые по некоторым причинам я недавно посетил. Концерты популярной музыки во всем мире проходят примерно одинаково, по крайней мере, я нашел много общего в представлениях российских рокеров  и певцов в стиле кантри-вестерн из Монтаны. Яркий свет, пьяный юмор и публика, подпевающая исполнителям и зажигающая огни во время исполнения лирических баллад… Да и порядок концерта совпадает, не правда ли? Обычно группа начинает одним или двумя опробованными и действительно настоящими хитами, потом они привлекают внимание публики к какой-нибудь вещи из нового альбома, затем еще одна известная песня, затем еще несколько из записей поновее и т.д. Типичной чертой таких концертов является то, что любимую песню оставляют напоследок. Если концерт прошел успешно, публика не будет отпускать исполнителей. Все встанут, будут аплодировать и свистеть, топать ногами и кричать, надеясь на выступление на бис. Несколько минут спустя, группа вернется на сцену, возьмет гитары, "подогреет" синтезаторы и запустит финал: включая и ту песню, которую так ждала публика.

Ясно, зачем возвращается группа – если не будет номера на бис, то останется ощущение чего-то незаконченного, ощущение того, что необходимо было еще что-нибудь сделать, прежде чем публика отправится восвояси. Возможно, вы уже спрашиваете себя: а как же все это связано с Евангелием? Какой номер на бис вы еще можете исполнить после воскресения из мертвых? Какое еще нужно заключение после такого, самого удивительного события в мире?

Прежде всего, мне следует убедить вас в том, что концерт уже закончился. Вы видите, что стихи, непосредственно предшествующие нашему чтению, легко могли бы послужить концовкой Евангелия, и многие ученые считают, что так оно и было. Давайте послушаем конец главы 20 Евангелия от Иоанна: "Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его". Мне кажется, что эти стихи звучат как хороший конец. Странно, что на этом книга не заканчивается. Мы знаем, что она не заканчивается. Мы знаем, что наше чтение на сегодняшний день уже из главы 21 – продолжение следует! Похоже на то, что есть еще история, которую не включили, есть еще песня, которую не спели. Наше чтение похоже на номер на бис после концерта.

Итак, в начале нашего чтения, в эпилоге Евангелия от Иоанна, ученики оставляют Иерусалим и собираются на море Галилейском. Там же и Симон Петр, вместе с Фомой, Нафанаилом, Иаковом, Иоанном и еще двумя. Нам остается только догадываться, что же они там делали. Мы только знаем, что они вернулись домой, возможно, чтобы создать новую группу. Не видно, чтобы они испытывали тревогу по поводу будущего, по поводу собственного самосознания, жизненной миссии. Кажется, что все они чего-то ждут. Или кого-то... Кажется, что даже слышно, как тикают часы. Наконец, Петр говорит своим товарищам: "Иду ловить рыбу". И со вздохом облегчения (или же покорности судьбе) остальные предлагают пойти с ним.

Петр возвращается к делу, которое знал лучше всего: рыбной ловле. Кажется, это было его ремеслом до того, как он стал учеником. Нет ничего удивительного в рыбной ловле. Это честный труд. Но Петр с учениками благодаря Иисусу побывал на вершине горы, теперь же он вновь спустился до уровня моря. Евангелист предполагает, что после распятия учеников преследовало искушение утешиться в деловых буднях. И это было бы неудивительно, если бы история заканчивалась в пятницу, когда Иисус был распят, однако, Иисус уже являлся много раз Своим ученикам!

Они Его видели – Он воскрес!

Правда, ученики пока не знают, что делать, поэтому они возвращаются к старым занятиям.

Однако ситуация усугубляется тем, что Петр (и другие ученики, которые были рыбаками) не имели успеха и в этом занятии. "Не поймали в ту ночь ничего", как хладнокровно комментирует Евангелист. Можете ли вы их себе представить? Они закидывают сети снова и снова в черные воды, вытаскивают их и ничего не находят. Должно быть, они в растерянности. Должно быть, они спрашивают себя: а стоило ли это делать? Стоило ли столько лет следовать за Учителем? Кажется, все, чего они добились, заключалось в том, что они потеряли способность делать свое старое дело - ловить рыбу. Они только потеряли.

Да, их жизнь кажется простопустой, пока Иисус, главный исполнитель группы, не появляется вновь на сцене, чтобы исполнить номер на бис.

Вы, наверное, помните: вначале они не узнали Его. На заре какой-то голос спросил их: "Поймали что-нибудь, ребята?"  Они лишь покачали головой. Ничего. "Закиньте сеть по правую сторону лодки", - предложил голос, и чтобы угодить незнакомцу, они так и сделали. Но в этот момент все переменилось. В этот раз они не могли вытащить сеть, потому что они поймали очень много рыбы. Чудесный лов рыбы – Богоявление, бросающее свет на незнакомца, показывающее, кем Он был на самом деле. Ученик поворачивается к Петру и говорит, задыхаясь: "Это Господь!".

Импульсивный, как и всегда, Петр сбрасывает одежду и прыгает в воду. Он плывет к берегу, в то время как другие тащат по воде полные сети. Пока он плывет, все ближе и ближе к Иисусу, он думает о том, что скажет, когда они встретятся лицом к лицу. Как он объяснит свое отречение во время Страстей, как объяснит отказ от своего призвания ученика? Вы видите, главой раньше в Евангелии от Иоанна Воскресший говорит одному из Своих последователей: "Как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас" (20:21). В данном случае особенно подчеркивается тот факт, что Иисус продолжает Свое земное служение через Своих учеников (ст. 19,20). Следуя за смертью и погребением Иисуса, а также Его воскресением во славе, происходит наделение учеников задачей поделиться вестью о прощении грехов (21.23). Однако вместо этого ученики вернулись домой. Они вернулись к рыбной ловле. Еще раз они отреклись от Спасителя.

Тем не менее, Петр достигает берега, и после скованного завтрака, на котором Иисус был хозяином, раздавая голодным, правда, уже не множеству как раньше, хлеб и рыбу, Спаситель прямо здесь, на берегу, обращается к Петру.

"Симон", - сказал Иисус, "любишь ли ты Меня?" И Петр, которого задел этот вопрос, ответил: "Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя". Затем Иисус снова задает этот вопрос. А потом еще раз задает. Каждый раз Петр отвечает со всею своею искренностью и тревогой, слышимой в его голосе. И каждый раз Иисус отвечает ему простым приказом: "Паси агнцев Моих. Паси овец Моих. Паси овец Моих".

Многие усматривают здесь параллель: Иисус, милостиво прощая, дает Симону возможность стереть из памяти троекратное отречение, давая ему шанс троекратно признаться в своей любви. Возможно, это правильная связь – вопросы Иисуса и ответы на них превращают отречение в исповедание. Здесь совершенно очевидна симметрия. Однако за этим скрывается нечто большее. Иисус не только пытается вернуть Петра на место, где он раньше был, но также пытается продвинуть его еще дальше. Иисус смотрит Петру в глаза и завоевывает его: "Иди за Мною!"

.Внезапно все проясняется. Иисус выступает на бис ради Петра. Точно таким же образом Он возвращается ради Фомы, чтобы увести его с пути сомнений на путь веры. Сейчас Он возвращается за Петром, чтобы продвинуть его с пути веры на путь действий. Подумайте об этом первом призвании, о Том, Который радикально изменил образ жизни Петра и других учеников. В нашем Евангельском чтении есть момент, который возвращает нас к первой встрече Петра и Иисуса. Многое  повторяет ту же ситуацию: запах моря, лодка, полные сети благодаря чудесному лову рыбы и слова "иди за Мною!". Эхо очень сильное. Это выступление на бис является репризой. В первом призвании Иисуса мы находим огромную простоту. Этим кратким предложением "иди за Мною" -  Иисус заставляет людей, которых Он никогда не встречал раньше,  бросить все и пойти за Ним.

Призывая, Иисус не описывает в подробностях, что будет: "Вы присоединитесь к бродягам и будете жить за счет милостыни. Потом мы пойдем в Иерусалим и выступим против властей. Вы предадите Меня, отречетесь от Меня и рассеетесь. Меня арестуют, предадут суду и казнят. Пойдемте за Мной!".

Конечно, Иисус не так призвал учеников. Иисус просто звал учеников, и они шли за Ним. Это просто.Однако сейчас утекло уже намного больше воды. Когда Петра призывают уже по воскресении, ему гораздо больше известно о том, что такое ученичество. Больше уже нет того достаточно заносчивого Петра из предыдущих глав. Более не осталось иллюзий, нет места наивности и браваде, хотя доля страха все-таки, наверное, присутствовала. В конце концов, Петр слышит, как Господь говорит ему: "Прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь". В этот момент Петр понимает, что означают слова: "Иди за Мною!". Глядя в глаза распятого и воскресшего Христа, Петр знает, что это означает смерть для себя самого и жизнь в уповании лишь на одного Спасителя.

Несмотря ни на что, Бог в образе Христа вновь предлагает Петру любовь. В ответ на это Петр открывается для жизни и руководства. По церковной традиции Петр будет окормлять стадо, став главой ранней церкви, он последует Иисусу и пойдет на смерть на перевернутом кресте.

Возможно, в эти недели, следующие за светлым Христовым Воскресеньем, нам нужен номер на бис, как он когда-то был необходим Петру. Мы тоже сошли с высоких склонов Пасхи и, может быть, уже погрязли в ежедневной рутине. Мы увидели воскресшего Господа и уверовали, и что нам это принесло?... Возможно, услышав давным-давно призыв последовать за Ним, нам опять следует вспомнить Его слова: "Иди за Мною!", а также Его милость, благодаря которой мы смогли ответить ученичеством, любовью к Богу и ближнему. Мы знаем, что следование Господу – нелегкая задача, она требует смерти для самого себя. На каждом из нас бремя греха, как и на Петре. Но точно так же, как Он выступил на бис для Петра, дал ему возможность покаяться и вновь пойти за Христом, Он выступает и для нас.

Тот, Который обещает стереть всякое пятно греха, пребывает с нами сегодня, здесь, в нашем присутствии. Где бы ни собрались верующие в молитве и общении, где бы мы ни собрались вокруг этого стола, по обетованию Своему для нас пребывает здесь Христос. На концерте нашей жизни к нам снова и снова возвращается Иисус, вечно выступая на бис, исполняя песню, которую все мы хотим услышать: "Ты прощен. Ты принят. Ты Мой!".

Услышав эти самые прекрасные напевы, мы можем продолжать свой путь, словами и делами исполняя песню любви Христовой ко всем нам...


Аминь.

Гости

Сейчас 382 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Библейские цитаты

Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…