БЕСЕДА ИИСУСА ХРИСТА И САМАРЯНКИ
Надлежало же Ему проходить через Самарию. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
В только что прочитанном отрывке Евангелия говориться о беседе Иисуса Христа с Самарянкой, возле колодца Иакова. Вероятно, этот колодец находился вдалеке от поселения, потому что ученикам пришлось отдельно идти в селение, чтобы купить еды. Не удивительно, что Иисус присел отдохнуть у колодца, так как было двенадцать часов дня и это было самое пекло. Обычно в это время люди отдыхали в домах, чтобы легче было перенести изнуряющую жару. Только крайняя нужда могла заставить в это время Самаритянку отправиться с кувшином к колодцу. По дальнейшему разговору можно догадаться, о причине этой нужды. Она боялась осуждения и упреков за свой образ жизни, а потому и пришла в то время, когда к колодцу никто не пойдет. Мы видим, что ее разговор с Иисусом был не долог и возможно мы не знаем его полностью во всех деталях, но мы знаем самое существенное и то, что этот разговор настолько изменил эту женщину, что она не только не побоялась пойти и публично рассказать всем жителям о встрече с Мессией, но и забыла вообще зачем пришла к колодцу. Что изменило ее и что в этой встрече перевернуло всю ее жизнь?
Ключом для понимания этой истории стали для меня слова Христа: «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине».
Чтобы правильно понять то, о чем говорит Христос, я хочу сказать вам об одном важном моменте для духовной жизни христианина и понимание его, может освободить многих от лжи Сатаны. Суть этой истины заключается в умении различать истину от правды. Истина и правда могут не только не совпадать, но и быть прямо противоположными друг другу. В Писании сказано, что Сатана говорит ложь, потому что он отец лжи. Но все дело в том, что Сатана говорит ложь по отношению к истине, но при этом он использует правду. Зачастую, когда Сатана говорит нам правду, то нам нечего противопоставить ему, если мы не стоим в истине. Сатана может поймать нас в ловушку, сказав нам правду и мы, думая, что Сатана может только врать, решаем, что это от Бога и попадаем в ловушку.
Приведу яркий пример. Сатана может указать тебе на твои слабости, недостатки и грехи. Если ты честно посмотришь на себя, то увидишь – это правда. Более того, другие люди тоже могут указывать тебе на твои недостатки и это тоже будет правдой. Затем человек начинает думать, как такой совершенный и безупречный Бог может любить меня, такого несовершенного и слабого. Отсюда разум человека может сделать два вывода. Зачем мне стараться, я все-равно не любим или: мне нужно совершенствоваться, чтобы стать любимым. В одном и в другом случае человек попадает в лапы Сатаны и вот почему.
Рассмотрим этот же случай с точки зрения истины. Истина говорит, что Бог так сильно любит тебя, что Он отдал самое дорогое, Своего Сына на смерть, чтобы простить тебе все грехи и сделать тебя Своим дитем. Если ты принимаешь правду, которую видишь в себе и о которой тебе говорят другие за истину, то ты отвергаешь жертву Иисуса Христа и плюешь Богу в лицо.
Представьте себе необычную ситуацию, когда мать обнимает своего родившегося малыша, а он и говорит ей: «Я не верю в твою любовь, за что меня любить? Я беспомощный, писаю и какаю под себя, не умею говорить, а только плачу. Вот когда я научусь говорить, ходить, когда у меня будет положение в обществе и стану совершенным, вот тогда я поверю в твою любовь. Если бы мать поверила своему младенцу, то она пережила бы еще одну трагедию, уже безвозвратную, если бы ее малыш стал совершенным, то ее любовь была бы ему уже не нужна. Конечно, эта ситуация была бы комичной, если бы не показывала весь трагизм наших отношений с Богом.
Теперь вернемся к беседе Иисуса Христа с Самарянкой. В ее жизни было три правды, которые мешали ей чувствовать себя любимым дитем Бога.
Первая правда заключалась в том, что Самаряне были признаны иудеями людьми второго сорта из-за смешанных браков, а потому они не допускались в храм. Поэтому Самарянка, принадлежа к меньшинству, да еще и второго сорта, не могла не чувствовать свою ущербность в глазах иудея.
Вторая правда. Что женщина жила с мужчиной, который не был ей мужем, потому что он, вероятно, был мужем другой женщины. Но как бы там ни было, жизнь с ним ставила ее в неловкое положение так, что она стыдилась всех. Она понимала, что он не может быть мужем ей, но, вероятно, боязнь одиночества или нищеты толкали ее на продолжение отношений.
И третья правда заключалась в том, что иудеи считали самарян сектантами. Они поклонялись не в том месте и не так. Думаю, что это очень знакомая ситуация, особенно для протестантов из России, да еще и имеющих не русские имена.
Итак, у этой женщины был полный набор так называемых правд, которые загнали ее на обочину жизни. Она была человеком второго сорта, не удавшаяся в жизни и зависима от чужого мужчины, да еще и сектантка.
Что Иисус отвечает ей на все это и как она это восприняла?
Первое, что Иисус говорит ей: «Дай мне пить, т.е. Я нуждаюсь в Тебе». Бог нуждается в нас, иначе Он бы не отдал самое дорогое, что у Него есть! Как родитель нуждается в своем маленьком ребенке, так и Бог нуждается в любви к нам. Более того, Бог нуждается в любви в каждом Своем дитя, ибо: «что вы сделали для одного из малых сих, то сделали Мне» - говорит Иисус.
Второе, что говорит ей Иисус: «Бог хочет дать тебе дар и дал этого Он послал к тебе Мессию. Он хочет чтобы в тебе текли источники жизни вечной, которые будут напоять твою душу и станут источниками жизни для других».
И третье: «Я знаю твою ситуацию и не осуждаю тебя, иначе бы Я не пришел к тебе. Я пришел к тебе, потому что Бог ищет тебя и Он хочет, чтобы ты поклонялась Ему в духе и истине. Уже не важно где поклоняться, важно, чтобы это было в духе и истине. Только это может изменить ситуацию в твоей жизни».
Божья истина победила ее правду. Истина существует только в Боге и для нас жизненно важно не принять правду за истину. Истина всегда существует в духовном мире, она не видима и не ощущаема нашими чувствами, как и все духовное. Правда же говорит о вещах видимых, а потому временных. Невидимое вечно, а видимое временно. Для нас это бывает очень сложно понять, особенно, если мы продолжаем жить по плоти, а не по духу. Истина или Слово Божье, говорит нам о вещах невидимых, которые мы можем познавать только верой и через веру. А вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, она называет несуществующее как существующее и невидимое как видимое. Когда мы познаем что-то верой, то мы как бы вытаскиваем верой и невидимого мира что-то в видимый мир и делаем это новой правдой для себя и других. Это воистину живой поток, который соприкасается и истиной Божьей и приносит Его правду в этот мир. Поток, который исходит из нашего сердца и направляется в небеса.
Вот почему так важно уметь различать истину от правды. Правда всегда временна, а истина всегда вечна. Как только мы направляем свой взгляд с истины на правду, на земное, на свой опыт или чувства, мы перестаем пребывать в духе и подчиняем свою жизнь видимому миру. Но если мы поклоняемся в духе и истине, живя верой и Словом Божьим, тогда другая правда, правда Божья начинает осуществляться в нашей жизни. Именно таких поклонников ищет Себе Бог, чтобы Его правда пребывала на земле.