День Реформации
В разработке
Бытие 3, 1-19
Послание к евреям 4, 14-16
Евангелие от Матфея 4, 1-11
Главная песня: «Господ наш и создатель..» ( 1) Tastenspiele 347
Перед проповедю « Бог нам прибежище и сила..» ( 118,1-3
слова Державина)
После проповеди « Бог нам прибежище ..(118,4-6)
Дорогая община! Мы прослушаем сегодня текст проповеди сначала (читать Бытие 3, 1-19). Это –
трагическая история. И она заканчивается словами: «ибо прах ты и в прах возвратишься». Это говорит Бог человеку, который все же так много может и мнит так много о себе из-за этого.
Да, человек может много. Но что он делает с этим? Как же это выглядит в нашей стране и в нашем городе? Это мы все знаем. Об этом не нужно долго говорить. Человеку, очевидно, не удается построить общество, справедливое до такой степени, когда все люди могут по-человечески достойно жить и умереть. Жизнь у нас стала все труднее и жестче. И это прежде всего можно видеть на лицах людей. Например, в автобусах, и кстати, о них можно сказать еще больше, это вы все знаете. Психологи считают, что около 40% населения России находится под таким стрессом, что оно в основном нуждается в психиатрическом лечении, чтобы снова стать нормальным.
Откуда все это? Есть много объяснений. У нас, например, это – 70 лет коммунизма и 27 лет дикого капитализма наряду с характером народа. Но это конечно, немного поверхностно и отчасти. Большое объяснение, которое всех касается, это то, что человек, который уже однажды пережил так много плохого и трудного, должен становиться хуже и хуже. Это все же ясно: тот, который уже ребенком испытал, что хлеба и тепла мало, и что только тот добивается признания, который лжет и обманывает, тот подростком и взрослым всегда стоит под страхом: «я недостаточно получаю для жизни, я должен всегда бороться всеми средствами, даже ложью и обманом. Я не должен никому доверять». И тогда он тоже видит в этих в глупых американских фильмах, как богато живут на свете другие люди, и реклама показывает ему это же. И другие показывают ему, как можно достигать этого богатства всеми средствами. Какой человек и какое общество из этого получается? Именно наше общество.
Зло порождается дальше и дальше, от поколения до поколения, размножение безнадежности, страха, депрессивности идет сейчас быстро. И откуда все это приходит? Это идет издалека, от начала истории человечества. И по нашему христианскому взгляду это имеет свое начало - грехопадение. И об этом рассказывает текст нашей проповеди, хотя слова «грехопадение» там нет. Но грехопадение – это то, что человек хотел и хочет быть как Бог, и об этом рассказывает наша история, об этом и о последствиях этого дерзкого, идиотского желания быть как Бог.
Как же это, когда ты как Бог, каков же Бог? Бог – создатель и хранитель жизни, Он сделал жизнь и все держит в Своей руке. И таким человек хочет быть: он хочет сам делать жизнь, он хочет определять, как жизнь должна жить и умирать. Он хочет один быть господином и не быть просто частью творения, нет, единственным господином… и в отвержении от Бога , и в протесте против Бога. И Бог даже поставил его однажды господином над творением, но под Богом-творцом, господином творения на своем месте.
И это место под Богом больше человека не удовлетворяет, он хочет покинуть его и быть как Бог. Здесь мы знакомимся уже с одним важным аспектом греха: это беспорядок. Когда каждый находится на своем Богом данном месте и остается там, и проживает и умирает там, тогда царит добро и гармония, как в большом оркестре. Когда же один исходит из этой гармонии и разрушает ее, тогда порождается хаос, который как раз Бог при создании мира укротил и привел в порядок (Бытие 1). И это, именно это – грех, протест против Бога, поставить себя на место Бога.
Но как есть или было состояние без греха? Самый простой ответ это: довольно и благодарно хотеть быть и оставаться Божиим дитя, не больше и не меньше. Об этом рассказывает также наша история: красивый сад, Бог даже идет гулять в нем, и там находятся его люди, которые радуются безвинно всем растениям и зверям. Но потом вдруг быть как Бог, больше не хотеть являться Божиим набожным и радостным дитя в благодарности, хотеть иметь власть над всем миром и над всеми людьми, - это все разрушает. Это так. И что поможет нам? Ах, что я могу сказать к этому? К этому тоже есть много ответов. И всегда много политических программ. Но не доверяйте им! Да, я думаю, что мы достаточно хорошо учились не доверять. Но ты не можешь всегда жить с недоверием. Но в одном только всегда хорошо недоверие: не доверяйте власти! Власть в руках человека – это всегда опасно. Но доверять ты должен добру.
Но где это добро? Оно всегда еще существует, это чудо, что оно еще существует. Оно больше всего видно в детях, которые хотят доверять и это еще умеют, если мы это у них не разрушаем. Как можно противостоять этому состоянию греха? Как же можно строить до некоторой степени справедливое общество, в котором человек достойно может жить и умереть? Не просто с помощью политических программ, в которых всегда некоторые люди хотят держать власть. Насилие ты не можешь истребить из мира насилием, и кто злом отвечает на зло, тот только способствует распространению зла. Нет, надо способствовать добру, позволять ему приходить, радуясь тому, что оно все время приходит и течет. Зло всегда ограничивать и способствовать добру, позволять ему приходить. И это осуществляется лучше всего, например тем, что ты помогаешь детям, тем помогаешь, чтобы они могли расти и распускаться как цветы, как добрые люди, насколько они способны к этому. Потому что дети тоже, к сожалению, подвержены влиянию зла и греха… Об этом пастор Липпольд рассказал нам один раз на семинаре очень интересно. Грех, желания, хотеть становиться как Бог, все определять и других при этом подавлять, у каждого из нас – прирожденно.
Поэтому к хорошему детскому воспитанию принадлежит еще кое-что: осторожность ко злу в мире. И где ты можешь лучше всего этому учиться? Да, сейчас следует наш христианский традиционный ответ, он просто истинен и правдив: у Иисуса Христа. И об этом, как Иисус Христос испытал искушение грехом и властью, и противостоял ему, об этом мы сегодня слышали в послании и в Евангелии. Послание к Евреям 4, 14-16 нам говорит в стихе 15: «ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха». Значит, Христос - Сын Божий и прежде всего человек, знает, под какими большими искушениями после этого первого ужасного грехопадения мы страдаем. Он знает наше тяжелое несчастное положение, Он знает нас, потому что Он один из нас – человек и брат. Но, - Он противостоял всем этим искушениям, остался безгрешен, - и в этом Он - наш путь к освобождению от власти греха. Он нам именно ясно показал, что является главным искушением греха: это власть! И как Он противостоял этому искушению власти, об этом мы слышали в Евангелии от Матфея 4, 1-11. Он не хотел стать волшебником, который приколдует хлеб и таким образом делает людей зависимым от себя. Он не хотел возвыситься над всеми, чтобы все люди Им восхищались, как самым лучшим. Он не хотел иметь все царства мира, чтобы так стать господином над всем миром. Нет, Он хотел быть и оставаться братом бедных маленьких людей,
Мы сначала задали вопрос: что же мы можем делать, чтобы, - насколько здесь можно!, - чтобы избегать власти греха и, - насколько здесь возможно!, - строить лучшее человеческое общество? Три вещи: во-первых, ориентироваться на Христа, во-вторых, быть у детей, и в-третьих, быть у бедных людей. Из этого, конечно, самое главное: ориентироваться на Иисуса Христа, идти с Ним. И другие два пункта уже включаются в это, потому что Иисус Христос был у детей, про которых Он сказал «таковых есть Царствие Божие» (от Марка 10) и Он был у бедных людей, да Он и сам был бедный человек. Но важнейшее здесь: быть у Христа, с Христом и во Христе. Он нам ясно показал, что главное искушение греха – это власть. Осторожно с властью! Иисус Христос отказался от власти над миром и людьми. Он оставил власть Богу. И эта власть Бога – здесь на земле значит отсутствие власти у Его людей. Они безвластные оттого, что оставляют власть только Богу и не хотят быть как Бог. Но как раз при этом они счастливые и благодарные, как дети, которые все берут из руки Бога. При этом они избегают греха, насколько это возможно еще после грехопадения. Они могут жить и умереть без страха, насколько это здесь еще возможно. Они страдают от последствий от грехопадения, понимают, откуда зло в этой жизни всегда снова возникает, но в Иисусе Христе они свободны от власти зла и греха. Так мы можем все-таки в надежде, вере и любви жить, также в этой нашей трудной жизни и одновременно быть благословением для этого бедного мира и общества.
Аминь.