ПОСТ И ОГОНЬ Д. Брауэр
Чтение и проповедь: Мф 6, 16-18
Взаимоотношения с Богом – личное дело каждого человека. Господь Иисус Христос наставляет, что пост является важным звеном цепи взаимоотношений человека с Богом, для достижения которых необходимо, прежде всего, исследовать внутреннее состояние своего сердца: «Если принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5, 23-24).
Для погружения в эти взаимоотношения требуется внутренняя подготовленность, без которой человек рискует попасть под суд Божий, ибо это дело святое. Священное Писание наставляет не пренебрегать своим внутренним состоянием, потому что «мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Прит 3; Иак 4). Также не следует пренебрегать своей внешностью, которая является отражением душевного состояния – «когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое». Одним словом – человек, очисти сердце от неразрешенных внутренних проблем, устрани твердыни гордыни, ибо всё это препятствует тебе приблизиться к Богу.
Истинный Пост не показная акция, рассчитанная произвести впечатление на внешний мир, но есть действо очищения через покаяние, в котором человек, выражая посвящённость Богу, признаётся в своей зависимости от Него. Испрашивая прощение в Посте, человек приготовляет себя к встрече с Богом, чтобы принять изгоняющий тьму Божественный свет, чтобы получить благодать и исцеление для души и тела. Молитва и пост носят интимный характер – всякая публичность наказуема, потому что ответ Божий наяву не может быть приравнен к человеческой награде на земле. Пост, о котором говорит Иисус, не является аскетическим подвигом призванным вызвать религиозную или психическую экзальтацию. В состоянии смирения человек входит в присутствие Божие, познает Его волю, принимает в свою душу действие Духа Божьего, чтобы утвердившись в вере обрести духовные силы для выполнения своей миссии на земле. Таков был Пост Иисуса в пустыне, где он принял побуждение Святого Духа к началу исполнения воли Небесного Отца: «и возвратился Иисус в силе Духа в Галилею» (Лк 4, 14).
Фарисеи и книжники, совершая молитвы публично, формально, лицемерно, религиозно постились по два раза в неделю по побуждению личного благочестия. Иисус категорически запрещает подобный пост. Господь призывает превзойти праведность фарисеев, которые делают это, чтобы «показаться людям постящимися». Отвергая лицемерие, Господь спрашивает: «когда вы постились и плакали, для Меня ли вы постились? Для Меня ли? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся» (Зах 7, 5; Ис 58, 5-7).
Удаление от зла, жизнь по истине, любовь к Богу, которая неотделима от любви к ближнему, дабы стать богоугодным в образе и стиле жизни, заключают в себе искание подлинной праведности. Это настоящий Пост для Бога. Поэтому Иисус и призывает поститься без привлечения внимания посторонних людей, ибо только тот Пост, который видит Бог, является подлинным выражением веры и надежды.
Такой Пост есть освящающий и исцеляющий душу, наполняющий человека благодатью и смыслом жизни: «Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Когда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь и Он скажет: «Вот Я!» когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст твой и говорить оскорбительное и отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякнут» (Ис 58, 8-11).
Истинный Пост позволяет заглянуть за рамки церковных обрядов, которые превратили Церковь в дискутирующее общество. Бог желает трансформировать Церковь в живой организм, который наполнен Божественной жизнью, трансформировать в голос которой звучит в окружающем её обществе реальностью благочестивого жития.
Миллионы людей ищут реальности в Боге, просят о помощи в кризисные часы их жизни. В то же время безразличное исповедание Христа, формализм обрядовости этих же вопиющих к Богу людей, выстраивают в них ожесточённую оппозицию к тому, кто пытается подать им помощь. Пророк Илия обращается к таким «оппозиционерам» со словами: «призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа, Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог» (3 Цар 18:24).
Миллионы людей жаждут стать частью живого Тела Христова. А потому голос Христа и голос Пророка подобны грому среди ясного неба для тех, кто привык полагать свою веру на формальную обрядовость, зная много о преданиях, но не о живом Боге. Вызов миру таких людей всего лишь медный звук, который оставляет равнодушным, потому что среди них нет ни единого доказательства присутствия Бога. Их поклонение составляют пустые формы, поверхностные насмешки. Это всё фасад, а люди ищут реальности. Души людские остаются неисцелёнными, а Церковь предлагает только смирительную рубашку, да пустую философию религиозных лицемеров, но «Бог, который даст ответ посредством огня, есть Бог».
Вслед Пророку Илии Предтеча Спасителя Пророк Иоанн Креститель потряс нацию призывом к истинному покаянию – крещение Христово есть огонь, который зажигает души пламенем Святого Духа освободить страдающее человечество от греха, болезни и любой другой формы рабства. Этот огонь возжигает пылкую преданность Богу и жажду по праведности, которая не лицемерна и не бессильна. В современной Церкви много «звёзд религии», но Господь говорит о «горящих Святым Духом звёздах Божьих».
Необходимо принять слова Иисуса за истину и поступать соответственно ей. Необходимо закрыть дверь Церкви для проникновения в неё компромисса и формализма, которые уже разложили Тело Христово грехом религиозной обрядовости и неверием, которые превратили Церковь в «христианское общество». Бог желает трансформировать Церковь в живой организм наполненный Божественной жизнью. Бог желает изменить Церковь в свой голос, который будет звучать в окружающем её обществе реальностью благочестивого жития.
Иисус и те, которые насаждали Церковь, не искали жизни на удобных для мира условиях, но бросали вызов системам и режимам, возбуждая огонь веры своим благочестивым житьём, истинной страстью и духовной силой, отвечая на отчаянные нужды гибнущего человечества. Несмотря на то, что проблемы современного мира во много раз превосходят проблемы древних времён, Бог действует сегодня также могущественно, как в дни Пророка Илии, Пророка Иоанна Крестителя и Иисуса Христа.
Мир жаждет видеть преданных, покаянных и непобедимых людей, которым по сердцу истинный Пост, которые полны святого огня Бога, чтобы являть Того, кто «вчера, сегодня и во веки веков» тот же. Вспомните пробуждение, которое возгорелось в христианстве через бескомпромиссное служение Мартина Лютера, когда Царствие Божие можно было заработать, а от греха откупиться чем угодно, только не искупительной силой Христа. Возгорелся огонь – Бог нашёл человека, который вышел за рамки формализма и догмы, воскликнув «праведный верою жив будет». Началось великое пробуждение, которое потрясло мир.
Современная Церковь страдает потому, что пропагандирует «трезвые стандарты чувств в вопросах религии», а мир идёт в ад потому, что наши образцы христианства сухи, как пыль, и бледны, как труп.
Церковь нуждается возвращения к Богу, который отвечает посредством огня, который наполняет души живым Постом – позвольте Богу быть вашим Богом.
Аминь.