ЛЮТЕР И МОЛИТВА В.Благинин

 
 
 
 
Один из основополагающих принципов понимания спасения в лютеранстве базируется на словах апостола Павла: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился»  (Еф.2:8,9).
Зачастую этот принцип, не правильно понятый и вырванный из контекста, дает повод думать, что христианин теперь может жить абсолютно беспечной жизнью.
Зачем молиться, если Бог и так все знает и любит нас?
 
Если Бог и так все знает до того, как мы попросим Его, то не будет ли наша молитва попыткой заслужить благосклонность Бога, дело, которым мы хотим заслужить себе спасение или снять с себя ответственность за какое-либо дело? Ведь гораздо проще не помочь чем-то конкретным своему ближнему, а помолиться за него, пусть ему «Бог подаст».
Лютер смотрит на молитву с совершенно другой точки зрения. Молитва не избавляет нас от заповеди любви к ближнему в виде конкретных поступков, и не является «делом» которым мы можем заслужить одобрение от Бога. С точки зрения Лютера мы должны молиться потому, что это заповедано нам Богом. Здесь не идет речи о нашем желании или о том, что мы можем пережить в молитве. Молитва может затрагивать наши чувства, а может и нет, она не предназначена для этого, ее предназначение в другом, в общении с Богом и в том, что бы дать Богу возможность действовать в нашей жизни и жизни наших ближних. Главное, чего Бог хочет в нашей молитве, так это сильной веры в то, что получим просимое. Вот как об этом пишет Лютер в Большом Катехизисе: «Ибо если бы Он не хотел тебя услышать, то не приказывал бы тебе молиться и не устанавливал бы столько строго заповедь о с ё м».
В 1535 году Лютер написал своему другу, цирюльнику Петеру, по его просьбе, руководство к молитвенному размышлению над Катехизисом. В этом письме Лютер описывает ему свою практику молитвы, которую он называет «четырехпрутковым венком». Молитвенное размышление, по Лютеру, может происходить в церкви или дома в уединенной комнате.
Первая часть молитвенного размышления состоит из чтения вслух Катехизиса или Библии. Эта часть предназначена для «разогревания сердца». Один из важных принципов этой части именно заключен в чтении вслух, а не про себя. При чтении вслух, человек воспринимает текст более эмоционально, т.к. успевает прочувствовать прочитанное и тогда в восприятии текста участвует не только разум, но и сердце. При чтении вслух, главное не переборщить, избегая напыщенности. «Прежде всего, как только я начинаю чувствовать, что из-за решения чужих проблем или вопросов я становлюсь холодным и во мне пропадает желание молиться (ведь плоть и Диавол беспрестанно стараются удержать нас от молитвы и помешать ей), я тотчас беру Псалтырь и убегают в свою комнату, или же - если это день и подходящее время - в церковь, вместе с другими, где начинаю подобно ребенку произносить сам себе, вслух, десять заповедей, символ веры, а также, если позволяет время, некоторые слова из Евангелий, посланий Павла или Псалмов». Молитвенные размышления Лютер советует проводить утром или вечером: «Прежде всего, хорошо, чтобы молитва была самым первым делом и самым последним делом дня». Внешне, молитва или молитвенное размышление может происходить коленопреклоненно или стоя, скрестив руки и возведя глаза к небу. Я думаю, что классическая молитвенная поза на коленях и с возведенными к небу глазами, не просто дань традиции.
 
Современные исследования говорят, что некоторое утомление тела и возведенные к небу глаза помогают психике человека перейти в промежуточное состояние между сном и бодрствованием, когда человеку легче слышать голос Божий и Его ответы на свои молитвы. Но это не приходит сразу, для этого нужна определенная практика, постоянство и время. Лютер говорит, что во время молитвенного размышления над Словом, в нас действует Святой Дух. Особенно это начинает проявляться тогда, когда смысл конкретного места из Библии, заповеди или прошения по-особенному открывается для нас, приводя нас к более глубокому и богатому пониманию и осознанию. В этот момент человек чувствует радость и близость Бога.
 
Лютер советует в этом случае не спешить, а отдаться тем мыслям, через которые проповедует тебе Святой Дух: «Тогда, видишь ли, начинает проповедовать Святой Дух и каждое слово Его проповеди лучше, чем тысяча слов из наших молитв».
После «разогревания сердца» и чтения вслух, следует углубленная часть. Она начинается вступительной спонтанной молитвой, после которой начинается молитвенное размышление над молитвой «Отче наш», постепенно, переходя от одного прошения к другому. В процессе этой молитвы каждый должен поразмышлять о смысле каждого прошения для себя и помолиться о его осуществлении в своей жизни.
 
Во время размышлений над заповедями, Лютер как раз и представляет свою модель «четырехпруткового венка». Суть его заключается в том, что процесс размышления над каждой заповедью состоит из четырех переплетающихся между собой этапов (научение - благодарение - покаяние - прошение). Вначале следует размышлять над тем, чему данная заповедь нас учит и чего в ней требует Бог. Затем, благодарится за благословение данное через эту заповедь и то добро, которое Бог хочет нам через нее дать. После этого мы обращаем свой взор на себя, приходя к покаянию за свою неблагодарность Богу и за те грехи, которыми мы нарушили конкретную заповедь. И в заключении, мы просим у Бога силы для исполнения Его заповедей и следования им в своей жизни.
 
Согласно Лютеру, предназначение молитвенного размышления над Катехизисом и Библией заключается в том, чтобы Слово Божие стало тем источником, из которого мы можем черпать силы для своих повседневных забот. Как часто мы раздражаемся, выходим из себя, срываемся, только потому, что в нас нет сил для терпения, прощения, внимательного отношения к своим ближним. Когда мы перестаем черпать свои силы в Боге, наш источник начинает быстро иссякать. Сложно любить кого-то, когда ты не чувствуешь любимым себя. В мире есть только один источник любви - Бог, который щедр для всех приходящих к Нему. Если ты хочешь вновь обрести радость, смысл жизни, силы - зачерпни из Него. Здесь Мартин Лютер дает нам хороший пример того, как это можно практически сделать.
          

Гости

Сейчас один гость и один зарегистрированный пользователь на сайте

Библейские цитаты

Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…