Explore

Теология свободы. Манфред Брокманн

«Теология свободы» – тема обширная и требует обширного исследования. Я должен изложить её кратко и концентрировано. Лучше это сделать, выбрав конкретный вопрос. Этот вопрос актуален сегодня и Вы можете задать его лично мне.


Как можете Вы, пастор Брокманн, представлять здесь теологию свободы, после того, как Вы пару дней назад с таким воодушевлением рассказывали об идеалистических представлениях о свободе у Фридриха Шиллера и Людвига ван Бетховена? Идеализм и христианство – совместимы ли они?


Я думаю, они совместимы. Они были и, остаются, совместимы во мне. Если бы, с ранних лет я не относился с таким восторгом к идеям РАДОСТИ и СВОБОДЫ, я не смог бы так пройти этот мой жизненный путь, и не стал бы христианином, и всё больше им становлюсь. Кто не осознает так сильно свободу, и начинает свою жизнь без этого осознания, тот не получит ничего ни от жизни, и не от Бога. Это доказывает, с не теряющей силу убедительностью, история Иисуса о блудном сыне.

Поэтому я могу каждому молодому человеку посоветовать верить в свободу и найти в себе отвагу, прожить свою личную жизнь. На этом твоём жизненном пути ты сам наткнешься на границы твоей свободы, и тогда полученные познания или приобретенная вера станут твоим приобретением, а не будут получены в процессе обучения. Построй сам Свою жизнь, пройди Твой жизненный путь, верьте себе (одно из моих любимых статей Толстого), верь в СВОБОДУ, она этого стоит, ты сам наткнешься на границы своей свободы.

Таким образом, я не могу и не хочу отрекаться от идеалов своей юности, от свободы, я всегда буду любить эти слова Шиллера, идеализма, которые мы услышали в «Доне Карлосе»: «Скажите принцу, чтобы и зрелым мужем, былым мечтам он оставался верен». Я остаюсь верен мечтам моей юности, я верен моей юношеской мечте о свободе, даже когда я уже будучи взрослым всё время наталкивался на её ограничения, приобретал всё больший жизненный опыт и христианскую веру. И об этих границах благородной мечты о свободе хотел бы я сейчас рассказать, с точки зрения философии, аналитики и теологии.

Есть такая немецкая народная песня, которая была написана во время реставрации и репрессии, после краха политических идей о свободе в 1815 году. «Мысли свободны / кто может их узнать / они скользят мимо, как ночные тени, не один человек не может их знать / не один охотник не может их подстрелить / так будет всегда: мысли свободны / я думаю о чём хочу, и что мне взбредет в голову / но думаю про себя и в рамках дозволенного…». И так далее. Да, «МЫСЛИ свободны», но только когда их не высказываешь в слух. «Я думаю что я хочу, но только про себя и в рамках дозволенного», это значит в рамках дозволенного полицией князя Меттерлиха.

Великие идеи ИДЕАЛИЗМА: МЫСЛЬ, ВОЛЯ – они свободны, однако они не могут действовать, а должны оставаться скрытыми. СВОБОДА МЫСЛИ и ВОЛИ существует, но нет СВОБОДЫ ДЕЙСТВИЙ!

Здесь четко проявляются границы свободы.

А что противостоит свободе? ОКРУЖАЮЩАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩЕСТВО. Здесь царит противопоставленный идеализму закон: здесь бытие определяет мышление, а не мышление – бытие. Поэтому необходимо изменить бытие посредством мышления – вновь утверждает идеализм. Но может ли сделать это мышление, если оно так ограничено, так предопределено?Мы с нашим мышлением и волей находимся постоянно под влияниями, противодействующими нашей свободе, которые ей препятствуют и делают её невозможной. Эти внешние влияния находятся в УНИВЕРСАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ: общество, традиции, воспитание, также наследственность, в античные времена говорили также – космос; а в личной – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ – это страсти, увлечения, часто даже просто настроения или расстроившийся желудок и зубная боль. Да, мы – бедные люди очень зависимы, несвободны, это каждый знает.

Эта зависимость, несвобода рассматривается идеализмом как недостойная человека, её он всегда хотел преодолеть. Девизом идеализма издавна является: СВОБОДА и ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО, и верен его замысел!

Вот только некоторые примеры из истории философии:


1. Психологическая область. Кто там свободен? Тот, кто преодолевает свои страсти. Кто может это? Тот, кто может мыслить, говорит стоик Эпиктет. Кант скажет позже: Кто преодолеет свои привычки и сделает это силою мысли и через призыв категорического императива, который пробуждает совесть: «Ты можешь, потому что ты должен!»
2. Кто свободен в универсальной области? На это есть два ответа, религиозный ответ гностика: тот, кому удастся убежать из ужасной тюрьмы космоса. (Реалистично)- идеалистический ответ Гегеля: тот, кто познаёт путь мирового духа и живет и мыслит сообразно ему; (идеалистически)- реалистический ответ Маркса: тот, кто изменяет окружающую действительность и общество.

Идеалистическая движущая сила этого стремления к свободе, этого великого ДВИЖЕНИЯ людей к СВОБОДЕ, является очевидной, и затрагивает каждого человека, который осознаёт свою неповторимость, силу и достоинство, особенно людей, которые хранят идеалы молодости и способность восторгаться. Это великое движение человека к свободе – путь, на котором встречаются неудача и трагика. Это мы видим в универсальной области во всех революциях, а также в психологической области, при рассмотрении простого факта, что мы все должны умереть.

Христианское понимание свободы признает это идеальное стремление к свободе, как реальность и данность человечеству: настоящий человек должен покинуть родной дом, и попытаться жить в свободе (снова история о блудном сыне). Однако христианское понимание дает решение для преодоления трагики этого стремления к свободе. В первой, психологической области, – это мысли БЕСПОКОЙНОГО СЕРДЦА, которое устремлено к Богу (Августин: «Ты создал нас для Тебя, и наше сердце беспокойно, пока не найдет покой в Тебе»).
Во второй, универсальной области, – это признание зависимости человека от его окружения и традиций, осознание того, что грехи переплетены в них, и признание того, что это переплетение грехов является ВИНОЙ САМОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, его разрыва с Богом, с Творцом (грехопадение).

Как получить человеку свободу согласно христианского учения?
Ответ очень прост: ОБРАЩЕНИЕ. Человек устремляется прочь от Бога, он хочет сам сделать себя богом (Бытие 3,5). Это приводит его к несчастью и греху (К Римлянам 1,21ff). А грех не является плохим поступком, это состояние удаленности от Бога, и грешник не просто плохой человек, а несчастный, страшно несчастный человек. По Августину, грех – это «извращенное воле устремление души, которая теряется в тёмной бездне вдали от Бога, от высшего блага» (detortae voluntatis perversitas). - Согласно Лютеру, грешник – это человек, который несчастлив и «замкнут в себе». (Homo incurvatus in se).

И то и другое являются состоянием пленённости и несвободы высочайшей степени. Падающая вниз душа, не может остановить своё падение в неправильном направлении; замкнутый в себе человек свой собственный пленник. Свобода достигается там, где человек, обращаясь к Богу, снова осознаёт себя «ребенком Божьим» и таким образом может жить и умереть спокойно, не боясь. (К Римлянам, 8).

Здесь также появляется слово СВОБОДНЫЙ: «… свободный от закона греха и смерти…» ( К Римлянам 8,2).

Здесь наглядно проявляется фундаментальное различие в понимании свободы христианством и идеализмом: в идеализме свобода – это, прежде всего СВОБОДА СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО: я МОГУ и то, и то: и думать, и делать. В христианстве свобода – это, прежде всего СВОБОДА ОТ ЧЕГО-ЛИБО: СВОБОДА ОТ СТРАХА И СМЕРТИ (закон-грех-смерть).Как найти эту свободу? Через обращение, как мы уже сказали. Но к нему нельзя прийти в одиночку, это не по силам сделать человеку одному: для этого ему нужен человек, который донесет это до него, который обучит его этому, который будет его примером. Этим человеком, согласно христианским представлениям, является Иисус Христос. Путь обращения к Богу проходит через рассмотрение и осмысление истории и судьбы этого человека и сына Божьего – Иисуса Христа. Павел пишет: «Перед глазами вашими был Христос предначертан. Вглядитесь в него!» (К Галатам, 3,1)

Это так, не смотря на познание всех сил самосознания, на жизненный опыт, воспоминания души о её Божественной родине, силы, которые человек может найти и развить в самом себе: путь к осознанию самого себя, и своего места среди творений Бога, и - к свободе от страха и смерти, проходит через размышления о Иисусе Христе, о котором так прекрасно сказано в Библии, что «в нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( К Колоссянам 2,3).

Это не означает, что все пасторы и теологи правы по сравнению с идеалистами, - как далеки могут быть священники и теологи от «божьего человеколюбия» (К Титу 3,4), познал Иисус на себе: первосвященники и книжники убили его, это несомненно ещё повторяется. Но путь к СВОБОДЕ ОТ СТРАХА И СМЕРТИ проходит по христианскому учению через Иисуса Христа.В Евангелии от Иоанна написаны великие слова Иисуса Христа: «Вы познаете правду и правда сделает Вас свободными» (ОТ Иоанна 8, 32). Христианская вера является поистине достижением мысли и познания, никто не должен пренебрегать ими и устремлениями воли. Познание истории Иисуса Христа является также великим достижением мысли, здесь не поможет простая ленивая вера, а вера, которая ведет к познанию правды.

В этом отношении древние отцы церкви называли христианскую веру «лучшей философией» (Юстин). Христос говорит об этом: « Если сын освободит вас, то истинно свободны будете» (от Иоанна 8, 36).Христианская свобода, СВОБОДА ОТ СТРАХА И СМЕРТИ - это чудесная вещь. Но её можно приобрести, живя честно и думая. Если она станет заученной формулой или законом, она будет утрачена. Поэтому нужна была, например, Реформация и снова понадобится, для того чтобы избежать опасности утратить «чудесную свободу дитя Божьего» (Римлянам 8,21)

Поэтому, мы каждый год вешаем в нашей церкви во время праздника Реформации слова Павла: «ИТАК, СТОЙТЕ НА СВОБОДЕ, КОТОРУЮ ДАРОВАЛ ВАМ ХРИСТОС, И НЕ ПОДВЕРГАЙТЕСЬ ОПЯТЬ ИГУ РАБСТВА» (К Галатам 5,1).
Но пройти свой собственный путь по своей жизни в радости и свободе является ценным для каждого, поскольку этот путь, если честно пройти его, приведет к глубокой мудрости, к христианской вере, к Христу; в этом случае ты обретаешь через свой собственный жизненный опыт христианскую свободу.

пропст Манфред Брокманн

ИСТИННОЕ ХРИСТИАНСТВО И. АРНДТ (пер. П. МЕЩЕРИНОВ)

 

 

                                                                                                                          testИстинноеХристианство

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

 ГЛАВА ВТОРАЯ

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ГЛАВА ПЯТАЯ

ГЛАВА ШЕСТАЯ

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

Во что верят лютеране?

 

 

 

 

Основой вероучения Лютеранской Церкви является Библия – единственный источник и твёрдая норма церковного учения и деятельности. Лютеранское вероучение опирается на Истину Евангелия, возвещающую Оправдание по благодати: благодаря искупительной жертве Иисуса Христа любой человек, одной лишь верой в Него, является праведным в глазах Бога и наследует Жизнь вечную в Царствии Небесном. Библия говорит, что эта вера побуждает христианина жить в делах и поступках, прославляя Бога и служа ближнему.

К каждому верующему обращён призыв: следовать повелениям Закона Божьего, которые наиболее полно изложены Иисусом Христом в «заповедях любви»:

«Возлюби Господа Бога твоего...» и «Возлюби ближнего твоего как самого себя». (Мк 12:30-31).

 

Лютеранская церковь признаёт учение о Святой Троице, согласно которому мы исповедуем Триединого Бога Отца, Сына и Святого Духа. Мы придерживаемся учения о двойной природе Иисуса Христа, согласно которому Иисус Христос является истинным Богом и истинным Человеком, при этом Человеческая и Божественная природа в Иисусе Христе пребывает в состоянии, описанном определением Халкидонского Собора: Не слитно, Не раздельно, Неизменно, Неразлучно.

 

Евангелическо-Лютеранская Церковь признает, что Иисусом Христом установлены два таинства: Таинство Крещения и Таинство Святого Причастия, – при совершении которых в видимых, материальных знаках (воде, хлебе и вине) таинственно происходит присутствие Божье и сообщаются невидимые Небесные блага.

 

Мы исповедуем крещение младенцев, так как и они способны веровать, ибо вера сотворяется в человеке Богом, а не самим человеком.

Мы веруем, что в Таинстве Святого Причастия верующие принимают в хлебе и вине истинное Тело и истинную Кровь Иисуса Христа. Святое присутствует в материальном, согласно словам установления, которые дал нам Иисус Христос: «...сие есть Тело Мое, которое за вас предаётся... сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов» (Лк 22:19; Мф 26:28; 1Кор11,24-26).

 

Святое Причастие производит и провозглашает прощение грехов верующего. А также укрепляет веру человека.

Евангелическо-Лютеранская Церковь исповедует свою веру согласно традиционным, Вселенским, символам веры: Апостольский, Никейский и Афанасьевский.

 Важнейшим церковным символом является Крест - он напоминает о искупительной жертве Иисуса Христа, а также повествует о Его воскресении (именно поэтому в большинстве Лютеранских церквей находится пустой крест, без распятия).

 Евангелическо-Лютеранская Церковь открыта для любого человека. В Богослужебной практике и в убранстве церковного здания практикуется скромность и простота, при этом допускается наличие свечей, алтарных картин и параментов, витражей и использование ладана и специального облачения для священнослужителей и их помощников.

Вид и порядок Богослужения основывается на следующих ключевых элементах:

общая исповедь
отпущение грехов
чтения Святого Писания
исповедание словами одного из вселенских Символов Веры
проповедь
Святое Причастие
Молитва
Пение гимнов (как правило, сопровождаемое органной музыкой)
Богослужения совершаются на языке местного населения.

Гости

Сейчас 124 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Библейские цитаты

Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…