Теология свободы. Манфред Брокманн
«Теология свободы» – тема обширная и требует обширного исследования. Я должен изложить её кратко и концентрировано. Лучше это сделать, выбрав конкретный вопрос. Этот вопрос актуален сегодня и Вы можете задать его лично мне.
Как можете Вы, пастор Брокманн, представлять здесь теологию свободы, после того, как Вы пару дней назад с таким воодушевлением рассказывали об идеалистических представлениях о свободе у Фридриха Шиллера и Людвига ван Бетховена? Идеализм и христианство – совместимы ли они?
Я думаю, они совместимы. Они были и, остаются, совместимы во мне. Если бы, с ранних лет я не относился с таким восторгом к идеям РАДОСТИ и СВОБОДЫ, я не смог бы так пройти этот мой жизненный путь, и не стал бы христианином, и всё больше им становлюсь. Кто не осознает так сильно свободу, и начинает свою жизнь без этого осознания, тот не получит ничего ни от жизни, и не от Бога. Это доказывает, с не теряющей силу убедительностью, история Иисуса о блудном сыне.
Поэтому я могу каждому молодому человеку посоветовать верить в свободу и найти в себе отвагу, прожить свою личную жизнь. На этом твоём жизненном пути ты сам наткнешься на границы твоей свободы, и тогда полученные познания или приобретенная вера станут твоим приобретением, а не будут получены в процессе обучения. Построй сам Свою жизнь, пройди Твой жизненный путь, верьте себе (одно из моих любимых статей Толстого), верь в СВОБОДУ, она этого стоит, ты сам наткнешься на границы своей свободы.
Таким образом, я не могу и не хочу отрекаться от идеалов своей юности, от свободы, я всегда буду любить эти слова Шиллера, идеализма, которые мы услышали в «Доне Карлосе»: «Скажите принцу, чтобы и зрелым мужем, былым мечтам он оставался верен». Я остаюсь верен мечтам моей юности, я верен моей юношеской мечте о свободе, даже когда я уже будучи взрослым всё время наталкивался на её ограничения, приобретал всё больший жизненный опыт и христианскую веру. И об этих границах благородной мечты о свободе хотел бы я сейчас рассказать, с точки зрения философии, аналитики и теологии.
Есть такая немецкая народная песня, которая была написана во время реставрации и репрессии, после краха политических идей о свободе в 1815 году. «Мысли свободны / кто может их узнать / они скользят мимо, как ночные тени, не один человек не может их знать / не один охотник не может их подстрелить / так будет всегда: мысли свободны / я думаю о чём хочу, и что мне взбредет в голову / но думаю про себя и в рамках дозволенного…». И так далее. Да, «МЫСЛИ свободны», но только когда их не высказываешь в слух. «Я думаю что я хочу, но только про себя и в рамках дозволенного», это значит в рамках дозволенного полицией князя Меттерлиха.
Великие идеи ИДЕАЛИЗМА: МЫСЛЬ, ВОЛЯ – они свободны, однако они не могут действовать, а должны оставаться скрытыми. СВОБОДА МЫСЛИ и ВОЛИ существует, но нет СВОБОДЫ ДЕЙСТВИЙ!
Здесь четко проявляются границы свободы.
А что противостоит свободе? ОКРУЖАЮЩАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩЕСТВО. Здесь царит противопоставленный идеализму закон: здесь бытие определяет мышление, а не мышление – бытие. Поэтому необходимо изменить бытие посредством мышления – вновь утверждает идеализм. Но может ли сделать это мышление, если оно так ограничено, так предопределено?Мы с нашим мышлением и волей находимся постоянно под влияниями, противодействующими нашей свободе, которые ей препятствуют и делают её невозможной. Эти внешние влияния находятся в УНИВЕРСАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ: общество, традиции, воспитание, также наследственность, в античные времена говорили также – космос; а в личной – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ – это страсти, увлечения, часто даже просто настроения или расстроившийся желудок и зубная боль. Да, мы – бедные люди очень зависимы, несвободны, это каждый знает.
Эта зависимость, несвобода рассматривается идеализмом как недостойная человека, её он всегда хотел преодолеть. Девизом идеализма издавна является: СВОБОДА и ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО, и верен его замысел!
Вот только некоторые примеры из истории философии:
1. Психологическая область. Кто там свободен? Тот, кто преодолевает свои страсти. Кто может это? Тот, кто может мыслить, говорит стоик Эпиктет. Кант скажет позже: Кто преодолеет свои привычки и сделает это силою мысли и через призыв категорического императива, который пробуждает совесть: «Ты можешь, потому что ты должен!»
2. Кто свободен в универсальной области? На это есть два ответа, религиозный ответ гностика: тот, кому удастся убежать из ужасной тюрьмы космоса. (Реалистично)- идеалистический ответ Гегеля: тот, кто познаёт путь мирового духа и живет и мыслит сообразно ему; (идеалистически)- реалистический ответ Маркса: тот, кто изменяет окружающую действительность и общество.
Идеалистическая движущая сила этого стремления к свободе, этого великого ДВИЖЕНИЯ людей к СВОБОДЕ, является очевидной, и затрагивает каждого человека, который осознаёт свою неповторимость, силу и достоинство, особенно людей, которые хранят идеалы молодости и способность восторгаться. Это великое движение человека к свободе – путь, на котором встречаются неудача и трагика. Это мы видим в универсальной области во всех революциях, а также в психологической области, при рассмотрении простого факта, что мы все должны умереть.
Христианское понимание свободы признает это идеальное стремление к свободе, как реальность и данность человечеству: настоящий человек должен покинуть родной дом, и попытаться жить в свободе (снова история о блудном сыне). Однако христианское понимание дает решение для преодоления трагики этого стремления к свободе. В первой, психологической области, – это мысли БЕСПОКОЙНОГО СЕРДЦА, которое устремлено к Богу (Августин: «Ты создал нас для Тебя, и наше сердце беспокойно, пока не найдет покой в Тебе»).
Во второй, универсальной области, – это признание зависимости человека от его окружения и традиций, осознание того, что грехи переплетены в них, и признание того, что это переплетение грехов является ВИНОЙ САМОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, его разрыва с Богом, с Творцом (грехопадение).
Как получить человеку свободу согласно христианского учения?
Ответ очень прост: ОБРАЩЕНИЕ. Человек устремляется прочь от Бога, он хочет сам сделать себя богом (Бытие 3,5). Это приводит его к несчастью и греху (К Римлянам 1,21ff). А грех не является плохим поступком, это состояние удаленности от Бога, и грешник не просто плохой человек, а несчастный, страшно несчастный человек. По Августину, грех – это «извращенное воле устремление души, которая теряется в тёмной бездне вдали от Бога, от высшего блага» (detortae voluntatis perversitas). - Согласно Лютеру, грешник – это человек, который несчастлив и «замкнут в себе». (Homo incurvatus in se).
И то и другое являются состоянием пленённости и несвободы высочайшей степени. Падающая вниз душа, не может остановить своё падение в неправильном направлении; замкнутый в себе человек свой собственный пленник. Свобода достигается там, где человек, обращаясь к Богу, снова осознаёт себя «ребенком Божьим» и таким образом может жить и умереть спокойно, не боясь. (К Римлянам, 8).
Здесь также появляется слово СВОБОДНЫЙ: «… свободный от закона греха и смерти…» ( К Римлянам 8,2).
Здесь наглядно проявляется фундаментальное различие в понимании свободы христианством и идеализмом: в идеализме свобода – это, прежде всего СВОБОДА СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО: я МОГУ и то, и то: и думать, и делать. В христианстве свобода – это, прежде всего СВОБОДА ОТ ЧЕГО-ЛИБО: СВОБОДА ОТ СТРАХА И СМЕРТИ (закон-грех-смерть).Как найти эту свободу? Через обращение, как мы уже сказали. Но к нему нельзя прийти в одиночку, это не по силам сделать человеку одному: для этого ему нужен человек, который донесет это до него, который обучит его этому, который будет его примером. Этим человеком, согласно христианским представлениям, является Иисус Христос. Путь обращения к Богу проходит через рассмотрение и осмысление истории и судьбы этого человека и сына Божьего – Иисуса Христа. Павел пишет: «Перед глазами вашими был Христос предначертан. Вглядитесь в него!» (К Галатам, 3,1)
Это так, не смотря на познание всех сил самосознания, на жизненный опыт, воспоминания души о её Божественной родине, силы, которые человек может найти и развить в самом себе: путь к осознанию самого себя, и своего места среди творений Бога, и - к свободе от страха и смерти, проходит через размышления о Иисусе Христе, о котором так прекрасно сказано в Библии, что «в нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( К Колоссянам 2,3).
Это не означает, что все пасторы и теологи правы по сравнению с идеалистами, - как далеки могут быть священники и теологи от «божьего человеколюбия» (К Титу 3,4), познал Иисус на себе: первосвященники и книжники убили его, это несомненно ещё повторяется. Но путь к СВОБОДЕ ОТ СТРАХА И СМЕРТИ проходит по христианскому учению через Иисуса Христа.В Евангелии от Иоанна написаны великие слова Иисуса Христа: «Вы познаете правду и правда сделает Вас свободными» (ОТ Иоанна 8, 32). Христианская вера является поистине достижением мысли и познания, никто не должен пренебрегать ими и устремлениями воли. Познание истории Иисуса Христа является также великим достижением мысли, здесь не поможет простая ленивая вера, а вера, которая ведет к познанию правды.
В этом отношении древние отцы церкви называли христианскую веру «лучшей философией» (Юстин). Христос говорит об этом: « Если сын освободит вас, то истинно свободны будете» (от Иоанна 8, 36).Христианская свобода, СВОБОДА ОТ СТРАХА И СМЕРТИ - это чудесная вещь. Но её можно приобрести, живя честно и думая. Если она станет заученной формулой или законом, она будет утрачена. Поэтому нужна была, например, Реформация и снова понадобится, для того чтобы избежать опасности утратить «чудесную свободу дитя Божьего» (Римлянам 8,21)
Поэтому, мы каждый год вешаем в нашей церкви во время праздника Реформации слова Павла: «ИТАК, СТОЙТЕ НА СВОБОДЕ, КОТОРУЮ ДАРОВАЛ ВАМ ХРИСТОС, И НЕ ПОДВЕРГАЙТЕСЬ ОПЯТЬ ИГУ РАБСТВА» (К Галатам 5,1).
Но пройти свой собственный путь по своей жизни в радости и свободе является ценным для каждого, поскольку этот путь, если честно пройти его, приведет к глубокой мудрости, к христианской вере, к Христу; в этом случае ты обретаешь через свой собственный жизненный опыт христианскую свободу.
пропст Манфред Брокманн