ИНТИМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЛЮТЕРАНСТВО Е. Распопов
После того, как в 1555 г. была провозглашена свобода для лютеранских земель беспрекословно исповедовать свою веру, последствия, которые принесла Реформация как на немецких землях, так и в Скандинавских странах, видоизменили весь ход истории и европейскую культуру.
Главными целями Реформации было вернуть простому народу смысл понимания священных библейских текстов, а также упор на образование, музыку, воспитание. Таким образом, с понимания Бога как жестокого и наказывающего за самую греховную мелочь, в протестантизме Бог открывает себя как любящего Отца, который не взирая лица, готов помогать человеку в его слабостях.
Лютеранские хоралы для домашнего очага стали быть очень похожи на песни, которые немцы пели во время торжеств и празднеств. Вера в Бога стала ближе к народу, и это, конечно же, не могло не отражаться на бытовой культуре немецкого народа, а также тех народов, куда Реформация имела свое влияние.
Не могло это не обойти и вопроса интимных отношений и понимания таинства брака и семейных отношений. Еще до начала Реформации, Римско-католическая церковь воспевала жизненную практику монахов и аскетов, которые, отказывались от брачной и половой жизни. Когда в Эрфурте в 1507 г. Лютер вступил в монастырь приняв себе имя Св. Августина, молодой монах отдает себя на самоистязания и других крайних аскетических форм. Духовный наставник Лютера Йоганн Штаупиц всячески поощрял монаха уповать более на Божью благодать и милость, нежели на свои духовные свершения. Возможно эта мысль и была для него первым толчком на путь к Реформации. Кто знает. Конечно, Лютер боролся с дьяволом, со своими греховными страстями и желаниями.
Понимание того, что Бог не требует от человека строгих аскетических форм для его спасения, в голову Лютера пришло не сразу. Собственно, молодой монах подавлял свои сексуальные желания, поскольку желания вступить в брак всегда среди кругу монахов считалось плотской слабостью. Лютер жил с этим. Он старался угодить Богу собственными делами, делая подвиги более фанатичными и суровыми по сравнении с другими монахами. Лютер восхищался жесткими подвигами умерщвлению плоти многих святых. Даже его духовный наставник с Августинского ордена удивлялся его упорству, и утверждал, что он слишком к себе строг. Но что смогло радикально изменить взгляды Лютера на брак и интимные отношения?
Конечно, Лютеру нужно еще было многому учиться. Он, как молодой монах, нуждался в богословской опоре и теологическом образовании. По настоянию духовного отца, в 1508 г. Лютер уезжает учиться в Виттенберг и знакомиться с многими источниками вероучения и жизни Церкви. В университете Лютер внимательно изучает произведения Св. Августина Блаженного, которые сформировали его учение о спасении и понимание природы греха. Там же, будущий Реформатор знакомиться с творчеством философов Средневековья, главным образом из «Сентенциями» Петра Ломбардского и открывает для себя всю красоту теологического разнообразия Нового Завета.
Именно знакомство с посланиями апостола Павла к ефесянам и к галатам позволило ему увидеть идею спасение с помощью только веры и только благодати, а не по делам, аскетическим монашеским подвигам. Собственно, у Лютера не могла не возникнуть мысль о том, что люди состоящие в браке, имея интимные отношения в нем - также могут быть угодны Богу. Но каким образом, если в браке люди могут удовлетворять свои сексуальные желания?
Во времена Лютера, священство описывало брак как действие, как менее богоугодное, нежели чем целибат и даже... в некой степени греховное.
Все сомнения в Лютера развеялись во время его паломничества в Рим в 1511 г. Проделав долгий путь, Лютер увидел сексуальную развращенность монахов и монахинь; существования мест, неких тайных борделей, существовавших специально для священников, полностью изменило мировоззрение Лютера. К тому же, будущего Реформатора не оставляла мысль: «Но как?.. Эти люди — монахи, они должны подавлять все свои плотские слабости». Так разрушились камни католического культа девственности, отказа от сексуальности и секса.
Как справедливо пишется составителями «Книги Согласия» в статье XXIII «О браке священников»: «Мы не можем восхвалить этот закон о целибате, который защищают противники, ибо он выступает против Божьего и природных законов и расходится с самыми канонами Соборов».
Собственно, критика целибата станет главной мишенью на протяжении всей истории Реформации. Какова же его истинная причина возникновения? В этом же артикуле ниже дан ответ: «Ибо он производит неограниченное количество скандалов, греха и разложения общественной нравственности». Когда Лютер вернулся из Рима, вопрос целибата еще не был глубоко теологически изучен и пересмотрен. Церковь того времени погрязла в сексуальной безнравственности, цинизме и корыстолюбии.
Несмотря на то, что продажа индульгенций и деятельность доминиканского монаха Иоганна Тетцеля и стала поводом для начала Реформации 31 октября 1517 г., все же так или иначе это был серьезный шаг и повод для пересмотра вопроса целибата и интимных отношений. Иными словами, следствие деятельности Реформации было направленным на вопрос понимания вопроса святости, а также то, спасается ли человек добрыми делами. Если, как утверждал Лютер вслед за апостолом Павлом, что спасение «не от дел», то вопрос значения многих сфер человеческой жизни должен был пересмотрен, включая вопрос интимных отношений в браке.
После Вормского эдикта 1521 г., который осудил учение Лютера, возникли серьезные трудности после смерти папы Льва X. Папская казна была пустой, и его похороны проходили весьма скромно. В Риме стали понимать необходимость церковных реформ. Джироламо Алеандро даже подумывал о Лютере как о потенциальном Папе, ведь о Лютере и Реформации говорили многие; к тому же он был очень харизматичным лидером. Но не тут-то было. Ничто так не разорвало связь Лютера с Римом более, нежели чем его собственная женитьба на бедной монашке Екатерине фон Боре в 1525 г.
Таким образом, монашеская аскетическая жизнь как величайший способ послужить Христу утратила силу. Пришло осознание того, что Рим, так защищающий безбрачие, на самом деле - покрывает сексуальную распущенность и разврат. В протестантизме, собственно в лютеранстве, брак рассматривался теологически, как союз Христа и церкви, но и с позиции другой – как способ продолжения деятельности христианской церкви. Кроме того, священники (пасторы) в лютеранстве женились, и физическая любовь рассматривалась как то, что благословенно Богом, как это было предвидено в Писании (см. Книга Бытия)
Этот тезис поясняет позицию Лютера, становится ответом богословским оппонентам в Риме, защищающим безбрачие духовенства.
Почему существует брак и интимная близость мужчины и женщины?
«Во-первых, Бытие…учит, что люди были созданы, чтоб плодится и что один пол должен желать другой».
В семействе Лютеров было шестеро детей. И несмотря на то, что Лютер, даже будучи профессором, получал скромную зарплату, это никак не влияло на исполнение первой заповеди Бытия.
Господин Кати, как в шутку называл ее Мартин Лютер, не только рожала и воспитывала детей, но и успешно вела коммерческие дела.
Итак, интимные отношение в браке стали оцениваться лютеранством как одобренная Богом часть жизни христианина.
В то же время, лютеранское богословие "Книги Согласия", как и другие протестантские вероисповедания, осуждает сексуальную безнравстенную похоть, портящую человеческое мышление. Собственно, проводится параллель между желанием и похотью. Артикул 7 Статьи XXIII объясняет, что похоть ассоциируется с греховностью, а желание мужа к жене – Божье повеление.
Так лютеране, приверженцы Аугсбургского вероисповедания, сделали прорыв в понимании вопросов интимных отношений, с юридической плоскости не опираясь на каноническое право.
Ведь интимные отношения в браке принадлежат к своему роду естественному праву, которое невозможно изменить.
В лютеранстве подчеркиваются слова Апостола Павла, что желание иметь интимные отношения в браке – способ избежать блуда и разврата.
Именно поэтому древние церковные Соборы игнорируют запрет на вступление в брак как постановление Церкви. Кроме того, Римско-католическая практика защиты тайной сексуальной распущенности привело Лютера к ясному видению, что идея греховности брака и того, что в целибате воплощается чистота - является лишь прикрытием грехов священников. Таким образом, лютеранство в браке понимало сексуальную близость не только как способ приобретения потомства, но также и как один величайший Божьих даров.
Мартин Лютер писал о том, что близость укрепляет брак и "чистому все чисто" (он упоминал о том, что сексуальные отношения были осуществлены Адамом и Евой еще до грехопадения, в полном соответствии с волей Божьей)
Но разводы, сексуальная распущенность и особенно прелюбодеяние - осуждались на основании Библии, главного источника вероучения лютеранской веры.
Стоит отметить, что брак в лютеранстве не есть Таинство, поскольку не связан со спасением человека, и в Новом Завете не установлен Христом как Таинство. Однако, поскольку физическая любовь и близость благословлены Богом ("да будут двое одной плотью") - узы брака священны.
Святость интимных отношений жены и мужа объясняется в Малом Катехизисе Лютера 1529 г. на шестую заповедь: «Не прелюбодействуй». С точки зрения Лютера, ее легко объяснить, опираясь на предыдущую заповедь «Не убий», поскольку это способ защитить свою жену в отношениях, в которых двое супругов - едины. К тому же, брак возникает в Раю и даже после грехопадения продолжает свое существование. Почтение к браку Иисус Христос проявляет своим присутствием на свадьбе в Кане Галилейской, где и совершает свое первое чудо. Также Христос упоминает о браке как о мистическом чуде ("тайна сия велика есть")
Современное общество, как об этом подчеркивает лютеранский теолог Бярне Тайген, делает все возможное для уничижения таинства брака и правильного понимания интимных взаимоотношений. Индустрия порнографии, которая не была известна Лютеру, также как и Римский целибат, по мнению, богословов, является посягательством на святая святых верных отношений супружества.
Таким образом, лютеранство в истории Реформации защитило не только институт семьи, но и выступало за верность и чистоту интимной жизни.