БИБЛИЯ А.В.Тихомиров
Библия занимает в жизни любой христианской Церкви ни с чем не сравнимое место. Особенно это касается протестантских Церквей и, в частности, лютеранства. Неслучайно одним из важнейших принципов Реформации стали слова: sola scriptura - только Писание! Однако кажущаяся простота этих слов может легко ввести в заблуждение. И потому в последние сто - двести лет именно в протестантизме у части теологов понимание Священного Писания оказалось весьма искажено: Библия в их трактовке заступает на место откровения Божьего, на место Христа. Фактически они призывают к вере в Библию, а не к вере в Иисуса Христа. Строить свою жизнь верующим предлагается исходя не из откровения креста, а из всей информации, содержащейся в Библии, к тому же буквально понятой.
Чтобы избежать такой опасности, нам необходимо вспомнить то, о чем говорилось в предыдущем выпуске "Вестника". Откровением, вокруг которого возникает христианство, является крест Христов. Это потрясающее событие выходит за рамки понимания, и потому оно оказывается столь захватывающим. Потому оно вызывает веру, переворачивает всю жизнь человека, обращает его к Богу. И понятно, что об этом событии нужно проповедовать, чтобы передать его другим людям, чтобы и они через такую проповедь оказались затронуты его откровением.
И здесь первые христиане идут двумя взаимосвязанными путями. Во-первых, в своей проповеди они используют книги, считавшиеся священными у иудеев, - те книги, которые сегодня называются в нашей Библии Ветхим Заветом. Эти книги создавали тот религиозный фон, на котором жил Христос и развивались первые христианские Церкви. Книги Ветхого Завета создавались на протяжении многих сотен лет до Рождества Христова. В них речь идет о Боге, о Его отношениях с людьми, об опыте верующего человека в разных жизненных ситуациях, в том числе и в страданиях, и в отчаянии. Поэтому многие темы и образы из Ветхого Завета оказались пригодными для того, чтобы с их помощью говорить о Христе, Его смерти и Воскресении. Во-вторых, христиане проповедуют и непосредственно о Христе. Они делают это устно и в письменной форме. Со временем записанные свидетельства о Христе становятся все более важными, поскольку все меньше становится тех, кто мог бы рассказывать о Нем как очевидец Его деяний. Некоторые из таких записанных свидетельств распространяются по всей христианской Церкви. Так постепенно появляется Новый Завет.
Вот из этих двух источников и складывается христианское Священное Писание. Его главная задача - помочь в деле провозвестия, дать проповедникам материал, ориентир и опору в их проповедях о Христе Распятом. Таким образом, не Писание как таковое захватывает нас, не оно переворачивает наши жизни, не оно является тем, на что направлена наша вера. Писание само по себе не является откровением, но оно есть древнейшее и авторитетнейшее свидетельство об откровении, совершившемся в Иисусе Христе. Задача Писания - разными способами указывать нам на Христа, например, напрямую рассказывая нам о Нем, как это делается в Новом Завете, или пробуждая в нас ощущение греховности и тоску по спасению, как это совершается в перечислениях заповедей закона, или ярко описывая ситуации и чувства, аналогичные тем, что верующие затем пережили при встрече с крестом, как это происходит в некоторых пророческих книгах Ветхого Завета.
В Писании зафиксирован тот материал, который первые христиане использовали в своих проповедях Христа. Поэтому оно должно служить и тому, чтобы сохранить преемственность нашей проповеди. В своих проповедях мы должны опираться на Писание, чтобы проповедовать Христа, исходя не из своих фантазий, а так, как это делали первые христиане. В этом смысле справедливо высказывание о том, что Писание является нормой и масштабом всякого христианского провозвестия и вероучения.
При этом Библия - это собрание самых разных книг, написанных на протяжении примерно тысячи лет. Внешне они рассматривают разные темы, написаны разными людьми, отстаивают во многих вопросах различные, порой даже противоречивые позиции. Объединяет все эти книги для нас то, что они свидетельствуют о Христе. Поэтому один из важнейших принципов в реформаторском отношении к Библии говорит, что центром Писания является Христос. Если наша вера - это вера во Христа, если Христос и только Христос является для нас спасительным откровением Бога, то и Писание является ценным для нас постольку, поскольку оно свидетельствует о Христе. Таким образом, Писание - это, в сущности, не набор разных Божественных истин, а свидетельство об этой одной, одной-единственной истине.
Принято говорить: Библия - это Слово Божие. Это высказывание верно, но не в том смысле, что каждое слово Библии "продиктовано" Богом и потому во всех отношениях непреложно и истинно, а потому, что Библия возвещает нам о Христе, через нее мы соприкасаемся с откровением креста.
Об этом же говорит еще один важнейший библейский принцип Реформации: Писание само истолковывает себя. Речь здесь идет о том, что в Писании есть один-единственный центр, одна-единственная перспектива - это Христос. Поэтому если мы хотим, чтобы наша аргументация по тому или иному вопросу была библейской, то нам нужно аргументировать, исходя именно из этой центральной вести о Христе, а не из каких-то единичных, отдельно взятых высказываний Библии. Толковать и применять Писание в повседневной жизни мы должны, именно исходя из его центральной вести, а не из его отдельных высказываний. Необходимо сначала показать, что то или иное место в Писании соответствует его центру, то есть евангельской вести, и каким образом оно этой вести соответствует, а затем найти по аналогии такое же соответствие, но уже в нашей конкретной ситуации.
Итак, следует сказать, что, во-первых, Писание может быть прямой проповедью Евангелия. Его слова, его тексты могут звучать для нас в этом смысле, как живое Слово Божие, как живое провозвестие прощения грехов. Тогда через Писание происходит наша встреча с откровением Божьим, совершившимся на кресте. Во-вторых, Писание может и должно быть ориентиром, масштабом и основой для нашей живой, свободной и актуальной проповеди Евангелия, обеспечивая преемственность этой проповеди.
И, в-третьих, Писание может помочь нам в решении конкретных жизненных проблем: этических, политических, церковно-правовых. И здесь мы, конечно, можем найти в Библии (как и во многих других великих книгах древности и современности) немало проверенной временем, полезной общечеловеческой мудрости. Но она не является Божественной истиной и потому не может быть непререкаемой. Какой бы важной она ни была, не она составляет для нас подлинную ценность Писания. Такой абсолютной истиной является только Христос. И если мы смотрим на Писание в свете Христовом, то мы не всегда можем, как уже сказано, прямо ссылаться на отдельные, кажущиеся подходящими, места Библии. Там зафиксированы те решения, которые первые христиане приняли, исходя из откровения креста и из своей конкретной ситуации. В наших условиях, когда ситуация изменилась, нам, чтобы сохранить верность откровению, возможно, понадобятся несколько другие решения.
Не слепо копировать зафиксированные в Библии решения, а, опираясь на них, принимать свои - это не так просто. Для этого требуется живая и горячая вера в Иисуса Христа, подлинная любовь к Библии и хорошее ее знание. Не следует пренебрегать и помощью теологов-специалистов по Библии, которые в своих комментариях смогут лучше разъяснить исторический фон того или иного высказывания, помочь лучше понять его цель и жанр, в котором оно написано: ведь одну и ту же фразу, если она написана в стихотворении, мы поймем совершенно иначе, чем, если она стоит, скажем, в учебнике по истории.
Есть только одна подлинно христианская ценность, только одна - это Христос. Все остальные ценности (традиционные или современные) нам необходимо снова и снова соотносить с этой единственной истинной ценностью, проверять их ею. В этом и помогает нам Библия. Она служит осуществлению самого важного принципа Реформации - solus Christus! - только Христос!
источник: Вестник/Der Bote, № 1, 2007