Символика священнических ветхозаветных облачений И.Журавлев

Образная символика ветхозаветных священнических одеяний глубока и многообразна. Она заключает в себе целый пласт представлений о служении священника и, по сути, освещает для понимающего человека все грани этого многообразного и первостепенно-важного для всего народа израильского священнического предстояния.
Язык образов и символов одежды священника раскрывается здесь во всей своей красоте и достигает поистине небесных высот. Каждая деталь находится на своем предназначенном  месте, каждая ниточка и каждый уголок здесь не просто так. Все наполнено таинственным смыслом, все занимает определенное место, которое нельзя поменять, ибо в случае такой подмены, подменяется и смысл предмета, находящийся в полной символической гармонии со всем комплексом, или даже ансамблем, звучащим в унисон. Можно сказать, что вся одежда священника и, в первую очередь, первосвященника, звучит как симфония, как некая мелодия, говорящая о предназначении и священном долге человека, его носящего.
Итак, Господь сказал Моисею: «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сыновей его с ним из среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне: Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сыновей Аарона» (Исх.28:1). И далее Сам Бог описывает очень подробно из чего именно должно состоять это одеяние.
Одеяние составляется из семи основных частей, шесть из которых описаны в Исх. 28:4: «Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс». Седьмая часть описана в Исх. 28:36-38: «И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежи на ней, как вырезают на печати: "Святыня Господняя", и прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару так, чтобы она была на передней стороне кидара. И будет она на челе Аарона, и понесет на себе Аарон недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых, и всех даров, ими приносимых; и будет она непрестанно на челе его, для благоволения Господа к ним», т.е. седьмая часть была золотой дощечкой с именем Господа.
Описание ефода следующее: «и сделают ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червленой [шерсти] и из крученого виссона искусной работы. У него должны быть на обоих концах его два связывающих нарамника, чтобы он был связан.» (Исх.28:6,7). Слово «ефод» происходит от древнееврейского «афад», что буквально можно перевести как «окружать, опоясывать». Эта часть одеяния покрывала верхнюю часть туловища и символизировала охрану Божью, которая облекает и поддерживает священника со всех сторон.
Ефод состоял из четырех видов материала: первый из них крученый виссон белого цвета, символизирующий повсеместное присутствие Бога как Царя вселенной, и белый цвет как начало всех цветов, т.е. начало бытия красок, символически – на Бога как начало всякого бытия.
Второй материал - голубая шерсть, цвет небесного предела, положенного глазам человека и напоминающего о небесной тайне, направляющего наш дух за пределы видимого мира.
Пурпуровая шерсть – третий материал ефода. Ее красный цвет напоминал о крови, как носительнице телесной жизни. Древнееврейское название этой шерсти «араг», буквально ткать, символизировал живое служение Богу, состоящее из разнообразных мыслей, слов и дел, как бы «сотканных воедино» во славу Всевышнего.
Четвертый материал – червленая шерсть темно-красного цвета напоминала пролитую, густеющую кровь и символизировала готовностью истинного служителя пожертвовать собственной жизнью во имя Небесного Отца, принести всего себя на алтарь служения Единому Истинному Богу.
Кроме перечисленных материалов в состав ефода входили тонкие золотые нити, так называемая «золотая проволока». Это делало ефод твердым и напоминающим кольчугу воина. Возможно, ту самую «броню праведности», упоминаемую апостолом Павлом в Послании к Ефесянам 6:14. Потому как священник есть воин Божий, охраняющий вверенный ему народ от воздействия злых сил (Еф. 6:12).
Словом «пояс», которым препоясывали чресла, переведено еврейское слово «хэшев» - повязка. Как и ефод, пояс содержал разноцветные нити, и также золотую нить, которая укрепляла его, делая частью «брони» для духовной брани. Чресла, т.е. бедра, символизируют животную природу человека, которую необходимо связывать, препоясывать. Другими словами сдерживать, контролировать свои жизненные желания.
С ефодом, обе части которого при помощи завязок и специальной «рамки» крепились на «раменах», т.е. на плечах, соединялся наперсник. Наперсник, находящийся «на персях», т.е. на груди, это перевод древнееврейского слова «хошен» - «сияющий, излучающий, светоносный», возможно, «пребывающий в лучах». Это особый предмет, сшитый из тех же нитей, что и ефод, соединявшийся с ним при помощи золотых цепочек. Он символизировал светлые сердечные помышления и составлял одно целое с ефодом. В наперсник вставлялись 12-ть драгоценных камней, оправленные золотом. Камни символизировали 12-ть колен Израилевых. Каждому колену соответствовал свой камень, связанный с одним из 12-ти знаков Зодиака, с одним из 12-ти месяцев года и т.д.
Наперсник назывался «судным», поскольку в нем хранились урим и туммим, некие таинственные устройства, с помощью которых священник узнавал «суд Божий». Урим означал «свет», а  туммим – «совершенство». Это устройство подробно в Библии не описано, но оно неким образом давало священнику возможность вопрошать Бога о Его воле.
Следующая деталь одежды – верхняя риза. В синодальном переводе иногда называется  «подир», от греческого «подэрос» - «достигающий ног», «длинный». Она надевалась поверх нижнего хитона, покрывающего тело.
Кидар – головной убор священника по всей видимости представлял из себя что-то вроде чалмы. Он был льняной, ослепительно белый и указывал на чистоту помыслов носившего его. К кидару прикреплялась золотая пластина, возможно, имевшая форму цветка. По древнееврейски ее название звучит как «циц», что буквально означает «цветок». Пластина символизировала разум священника, который должен пристально всматриваться в волю Божию. На пластине было начертано «Святыня Господня», возможно, «посвящено для Господа» или «свято для Господа».
Хитон – разновидность халата. Он был белым, льняным, что символизировало святость и чистоту мыслей, чувств, слов и дел.
Вся одежда в совокупности должна была указывать на истинную духовную жизнь, полностью посвященную служению Богу. Отсутствие хотя бы одной части могло привести к духовной, и как следствие, физической смерти недостойного служителя.
Таким образом, мы видим в этом облачении не было ничего случайного. Каждая деталь имеет глубокий духовный и теологический смысл, каждая ниточка восполняет образ, в совокупности представляющий нам верного слугу Божьего, поставленного на служение, которое нельзя назвать просто работой. Это образ жизни, образ мыслей и образ действий, направленный к одной цели: служению Богу и для защиты вверенного священнику народа.

Гости

Сейчас 124 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Библейские цитаты

Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…