СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА Д. Брауэр
19. Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.
20. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.
21. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
(Второе послание к Коринфянам 5:19-21)
Дорогие сестры и братья!
Сегодня Страстная Пятница. В этот день мы вспоминаем о крестной смерти Иисуса Христа. В этом году восточная и западная Церкви единовременно вместе размышляют о великой жертве Бога, принесенной ради примирения и нашего спасения.
В современности преобладает рыночное сознание, отдал - получил. Вслед за заслугой, достижением, завоевание должно следовать воздаяния, награда, успех, и наоборот совершившему ошибку и падение подписан приговор неудачника, его списывают со счетов. Рыночное сознание обращает наш взгляд от человека, от его душевных качеств, его внутреннего богатства на внешнее, на то что может принести выгоду и дать результат. Жизнь человека перестает мыслиться как Божий дар, но ведь она именно такова, а сам человек сотворен по образу и подобию Самого Бога. Более того
Ради примирения с человеком, Бог жертвует всем, жертвует Самим собой. Он отдает то, что выше и ценнее всего внешнего, преходящего. Он отдает то, что не возможно взвесить или оценить.
То, что выше всей вражды, злобы и греха человека. Он отдает Свою воплощенную в Сыне любовь.
«Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем»1Ин.4:16. Мы призваны воспринять и осмыслить это. Стоя под крестом Христовым нам нечего предъявить Богу, никаких заслуг и достижений. Жертва Бога делает тщетными все попытки принесения наших внешних, временных жертв. Сам Бог ставит крест на отношениям заслуг и воздаяний. Он обращает к нам Свое Слово жертвенной любви, чтобы наши самоправедные и лицемерные слова умолкли. Мы не ищем оправданий своему греху, мы видим оправдание глазами веры в одном лишь Иисусе Христе. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в него не погим но имел жизнь вечную»Ин.3:16.
В Нем мы познаем: наша жертва Богу не может быть временной и внешней. Жерва Богу приносится вере и любви, которые не возможно измерить, ими нужно жить и действовать, не ожидая воздаяния, бескорыстно, радостно и благодарно.
С жертвенности Бога, жертвы Иисуса Христа на кресте начинаются наши новозаветные отношения с Богом.
Наша жертвенности основывается на жертвенности Бога, отдающего своего Сына из любви к нам. Наш ответ Богу на его жертву - это наша готовность к принесению жертвы любви. «Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15,13).
Уже Ветхий завет пронизан темой жертвы. Все начинается с Авраама и его готовности принести своего сына Исаака. И замена человеческой жертвы на жертву животного. Не вид жертвы является центральным в этом повествовании, а духовный смысл жертвенного сознания. Жертвенное сознание подсказывает человеку, что все, что он имеет происходит от Бога, что бы не произошло Бог все обратит к лучшему. Он источник жизни, Он Творец, на Него можно положиться во всем. Так размышляет в себе Авраам, полнота его доверие Богу, его вера будет вменена ему в праведность.
Но, к сожалению, с течением времени это жертвенное сознание превратилось в ритуальную внешнюю религиозность. Жертва стала обрядом, а ее духовный смысл постепенно утратил свое глубинное значение. Принесение внешней жертвы стало обрядом, который, как казалось, мог урегулировать все вопросы в отношениях с Богом. Что бы ты ни совершил, какой бы грех тебя не отягощал всегда найдется соответствующая жертва, способная покрыть проступок.
Так развивается потребительское отношение к Богу, а от него и потребительские отношения в целом между людьми. Мы отдаем - и получаем от Бога, мы завязываем отношения с людьми, если нам это выгодно, и разрываем их, как только нужда отпадет. Мы начинаем забывать на чем основываются отношения, да и не распознаем более их ценности. Такие понятия как целомудрие, жертвенность, смирения становятся для нас анахронизмами.
Приход Иисуса Христа восстанавливает исконное понимание жертвенности. Он приносит всего себя в жертву, не для того, чтобы что-то получить взамен, а из любви к грешному человеку. Он говорит о Царстве Бога. Где правит мир и справедливость, где действует Божий порядок. И говорит об этом не как о чем-то, что наступит в отдаленном будущем, а как о том, что начинается здесь и сейчас, там, где Слов Божье достигает наших сердец. Если мы жертвуем собой, своим временем, силами, талантами, то справедливость Божья и порядок Божьего Царства одерживают побыду в несправедливом и жестоком мире людей. Если наше воззвание молитвы Господней идет от глубины сердца - «Отче, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле как на небе» - то наш зов будет услышан и мы обретем необходимые силы свыше для жизни в соответствии с Божьей волей и свершения этой святой и праведной воли на земле.
Жертвенность никогда не бывает абстрактной, но всегда имеет конкретные проявления и конкретного адресата. Жертвенность - это исполнить свой долг не по предписанию, а по совести. Жертвенность - это сдержать данное обещание через "не хочу" и "не могу", это смирить свое "я", это уделить внимание тому, кто его лишен, оказать помощь нуждающемуся, вложить себя, свои способности и средства в служение Церкви. Жертвенное сознание охватывает всего человека и если он научился быть жертвенным в церкви, то он сможет быть жертвенным и в семье и в своем труде и в общении с ближними. Потому что если в нашем сердце запечатлен жертвенный образ Христа, то наша жизнь освящается и преображается по милости и любви Божьей.