РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ПРОПОВЕДЬ В.Вебер
Благодать Господа нашего Иисуса Христа да пребудет со всеми вами. Аминь.
Радостного Рождества вам!
Так по всему миру приветствуют в эти дни друг друга христиане. Что же означает в нашей жизни это событие - Рождество?
Можно сказать, что это один из двух великих христианских праздников в церковном году, и отмечается в воспоминание о рождении Иисуса Христа в Вифлееме, и является государственным более чем в 100 странах. На самом деле это не такой уж легкий и однозначный вопрос: Что такое Рождество?
И я решил задать его в интернете.
Наверное, почти все знают, что такое ютуб. И я подумаю, что он может иногда выполнить роль социологического исследователя. Так вот набрал я в поисковике в ютубе слово Рождество и самый большой просмотр ролика выявился у музыкального клипа певицы Мэри Кэри больше 100 млн. просмотров. Видеоряд такой: зима, снег, санта клаус, лес, ели, подарки, олени. Христианского символа если не считать промелькнувшую звезду на елке совершенно в клипе нет.
Набираю в поиске по конкретнее: Рождество Христово.
Здесь конечно ситуация несколько меняется и видео христианской тематики присутствует. Но все равно ради честности эксперимента скажу, что больше всего просмотров у видео, где видеоряд нехристианский: природа, дети, елочные игрушки, почему то пингвин и т.д. Но со второго места идут детские мультфильмы про рождение Христа.
Но кол-во просмотров лидера с запросом Рождество, где о Христе нет информации - 100 млн. а кол-во просмотров лидера с запросом Рождество Христово, где есть информация о Христе 148 тыс. Чувствуете разницу? Наверное, счетчик Ютуба не врет и показывает приблизительно реальную картину. И у меня сложилось впечатление, что может быть осознано или не осознано, но многие различают такие словосочетания как Рождество и Рождество Христово.
Т.е. если человек слышит слово Рождество то у него одна реакция в виде мыслей, чувств и образно говоря картинок в голове, и другая реакция при словах Рождество Христово.
Интересно мне было посмотреть также ролик в ютубе, где студентам МГУ задавали вопрос «Что такое Рождество Христово?» Ответы разные. Кто-то очень грамотно и знающе говорил о Христе, о Его рождении, о воле Бога стать Богочеловеком ради спасения всех. Кто-то говорил, что главное действующее лицо Рождества – дед Мороз.
Но меня заинтересовало изменение ответов одной студентки: Сначала она говорит, что Рождество Христово – это некое продолжение Нового года, что она всегда гадает на Рождество. Потом мысль ее развивалась, и она неуверенно сначала стала говорить, что Рождество связано, кажется с верой, и что она верующая. И в завершении интервью она уже говорила о Христе, желающим помочь нам.
Такой вот диапазон мыслей, думаю, характерен для многих.
И, наверное, это понятно и естественно для общества. Столетия и столетия празднуют христиане Рождество. Формируют традиции и обычаи. Слагают народные музыку и песни о Рождестве. Появляются гениальные композиторы, поэты, богословы. И все пытаются ответить на вопрос:
Что такое Рождество Христово?
Вспоминают и размышляют о том, как Бог пришел к нам и стал человеком.
Значит Рождество это ещё загадка для нас? Это тайна? Это Таинство?
И да и нет. Это откровение Бога в Иисусе Христе. Теперь мы многое знаем о Боге. О Его воле, милости и любви к нам. Но и действительно тайна как всё где присутствует божественное. Где находиться Святое. Как же нам более познать, что такое Рождество?
Ведь это действительно не просто информация о прошлом событии. Ведь нам христианам мало заключить значение Рождества в празднике, выходных, елках, звездах, венках, вертепах, рождественских базарах и даже в богослужениях. Истинное ощущение Рождества нельзя нам самим вызвать в себе всем этим. Потому что это действительно божественное чудо. Здесь нам поможет осознание того, что Рождество Богочеловека, Его приход в наш мир – это Его суверенное и независимое решение. Нелогичное с точки зрения человека решение. Чтобы спасти нас, помочь нам, как заученным штампом, сказала студентка из ролика ютуба.
И для этого Он стал беспомощным младенцем, Он стал тем, кому Он пришел помочь. Стал человеком. Обычно, чтобы помочь своим подданным царь набирается сил, набирает войско, кует оружие и идет освобождать своих, убивая злодеев. Для спасения своих детей медведица становится чрезвычайно опасной, чрезвычайно сильной и растерзывает других зверей или охотников. Это нам понятно, это нам близко.
Но у Бога не так. Он рождается младенцем в грязном хлеву. У Него нет противника, которого Он хочет растерзать, подавить, завоевать силой. У Бога есть мы и мы не Его противники, Его оружие против нас это верность, любовь. Но зато у нас есть противник. И наш противник это Он. И у нас есть оружие: это неверность и нелюбовь. Это неразрешимое противоречие, это для нас неразрешимая и неосознанная трагедия.
К этому пришел в свое время Лютер. Он понял что не может возлюбить Бога так как требует заповедь. Это тупик для нас. Но не для жертвующего Собой ради нас Христа. Рождаясь в Вифлееме, Он подставляется под нашу неверность и нелюбовь, но только так Он может нам, слепым и глухим показать Свои любовь и верность.
Только так, проживая здесь среди нас, от кричащего от коликов в животе как все младенцы, и до невыносимо мучающегося от смертельных ран на кресте, в расцвете сил, ещё молодого, неудачного учителя и преступника в глазах людей.
Только так. Это Его воля. Его решение.
У нас в алтаре показана эта история. Вон ясли с Святой семьей, с младенцем Иисусом и пришедшими волхвами и пастухами. Стоп. Значит, кто то ждал рождение Христа кроме Матери Его и Иосифа, кто то пришел увидеть Его. Не все, всё - таки закрывали двери перед носом беременной бедной женщины. Нашлись люди, которые убоялись и поверили Ангелам, поверили вести от Бога, что родился Спаситель. И много таких и мы знаем их из Евангелий.
И это тоже решение Бога.
Также мы видим и распятие Спасителя у нас в алтаре. Это почти завершение рождественской истории в большом смысле. И наше счастье, что почти. Наше счастье, что так рождественская история не заканчивается. Наше счастье, что Бог Отец воскресил Своего Сына Иисуса Христа ради нас. Иначе всё что мы здесь видим, не было бы. Не было бы елки, ни адвентской звезды и ни венка, ни красивых витражей. И собора нашего бы не было. Ни Библии в красивом новом кожаном переплете. Ни христианского богослужения.
Ничего.
А главное - не было бы чудесного праздника Рождества.
Это Его, нашего Господа решение: быть сказке Рождества. Быть рождественскому чуду, когда мы хотим быть лучше, добрее, милосерднее. Ведь всё наше хорошее это от Бога.
Когда мы чувствуем искрение положительные эмоции, радость – это значит Бог с нами.
Значит, Он зашел к нам. И Он пришел к нам навсегда. Он с нами.
В Слове Его милосердном, слышимом нами – мы с Ним. В Слове Его видимом, в Причастии с Его телом и кровью – мы с Ним.
Вот что значит Рождество Христово. Это радость быть с Ним.
Желаю всем нам радостного Рождества – совместного праздника с пришедшим лично к тебе Господом.
Аминь.