ПРОПОВЕДЬ О РОЖДЕСТВЕ М.Лютер

 
 
 
 
В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей;
и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь;
я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
 
Евангелие от Луки 2:1-15
Мы слышали рассказ о том, как Сын Божий вочеловечился и родился в этот жалкий мир от Девы Марии, что было записано, а затем ежегодно проповедано в христианском мире, так что это должно проникнуть в наши сердца, дабы мы научились правильно благодарить Бога за сию великую благодать и благодеяние, которое Он явил нам через рождение Своего Сына.
Мы также слышали о небесной проповеди ангела, в которой об этом рождении было возвешено с такой ясностью пастухам в поле. Также нечто необычайное состоит в том, что Бог оставляет высоких господ сидеть в Иерусалиме и посылает чудесную весть бедным пастухам в поле. Святой ангел также уничижает себя по примеру своего Господа Христа и не уклоняется от того, чтобы перед бедными пастухами произнести эту прекрасную проповедь, которая будет звучать среди христиан до конца дней.
Из этого повествования мы узнаём, что дорогие ангелы — это благородные духи, у которых нет никакого высокомерия. Поэтому все, считающие себя столь учеными, святыми и великими господами, должны обратить внимание на этот пример и из него научиться не превозноситься из-за своей искусности, мудрости, силы или других даров, а также не презирать других. Если бы дары действительно приводили к высокомерию, у ангелов вполне были бы причины для высокомерия и для презрения по отношению к пастухам. Но они так не поступают. Хотя пастухи — умаленные и простые люди, ангелы все же не держатся столь свято и высокомерно, но от всего сердца желают и рады принести им эту весть.
 
Так следует поступать и нам и со всяческим смирением пользоваться своими дарами для утешения и помощи другим, и не презирать никого из людей. Ибо это значит следовать примеру Христа. Он никого не презирает. Нет, так как Он сошел с небес в этот мир бедным и умаленным, Он хочет, чтобы Его окружали бедные и умаленные люди, которые ищут помощи и нуждаются в ней. Вот почему Он также носит это имя, ибо Он — помощник или Спаситель.
Итак, высокие господа в Иерусалиме считают, что им не нужен этот Спаситель. Бедные пастухи, наоборот, нуждаются в нем. Вот почему им была впервые проповедана эта привилегия в краткой и прекрасной проповеди, которая гласит, что прежде всего нам нужно радоваться такому Спасителю, желающему избавить нас от греха, смерти, дьявола и ада. Ибо проповедь ангелов звучит так: «Не бойтесь... Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь».
Эти слова произошли не из человеческого сердца. Даже мудрейшие из людей ничего не знают об этом. Нет, это ангельские слова, прозвучавшие с небес, которым также сопричастны мы, слава Богу вовеки за это! Когда мы сегодня слышим или читаем эту проповедь, ты как бы слышишь ее от самого ангела. Пастухи также не видели ангелов. Они видели лишь сияние или свет. Но они слышали слово ангелов. И ты также слышишь его в проповеди, ты читаешь его в книге, если только ты желаешь открыть глаза и уши, читать эту проповедь и правильно пользоваться ей.
Эта проповедь звучит совсем иначе, чем проповедь Моисея, которую он слышал от ангелов на горе Синай. Теперь всё по другому. Там речь шла о том, что народ должен бояться и трепетать и не быть уверенным в том, что сохранит свою жизнь из-за молнии, грома и других ужасов. Здесь же дорогие ангелы проповедуют, что не нужно бояться, нужно сохранить мужество, быть дерзким и гордым, насколько возможно, ради этого Младенца, который есть наш Спаситель, и которого здесь ангелы называют необычайным именем Христос, Господь.
Но это имя они берут из Писания, и они идут в одном строю вместе с пророками. Ибо всё, что они писали, написано с той целью, чтобы мы ожидали этого человека и надеялись на Того, Кто назван Христом. Ведь закон не может избавить от греха и смерти. Столь же мало помогают собственные дела и даже собственное благочестие. Всё остается на долю Христа. Именно Он должен это сделать. И вот, эти ангелы видят сие и поэтому проповедуют: «Вот Тот, Кто должен это сделать. Вот Тот, у Кого каждый найдет то, что относится к прощению грехов и к вечной жизни».
Это означает выбросить за борт всю такую религию и такое учение, посредством которых людям хотели помочь обрести вечную жизнь без Христа. Если же это — сей Христос, значит — не Его матерь Мария, не Петр или Павел и не какой-либо иной святой. Однако, у папы людей направляют к заступническим молитвам святых, к монашеству и к другим подобным делам. Как это соответствует сей ангельской проповеди или прекрасной песне: «Хор ангелов запел с небес»? Во славу нашего Господа Христа и на горе всем святым, оправдывающим себя делами, мы также поем: «Младенец Он, но Им одним весь мир стоит, весь мир храним». Если без Христа мы все погибли бы, то и монах со своим правилом, и священник со своей мессой погибли бы без Него. Там, где сказано все, нет совершенно никаких исключений. Поэтому, если они хотят спастись, они должны это сделать не через монашеские ордены, посты и молитвы, но через одного лишь Христа, который носит имя Христос и называется избавителем или Спасителем.
При папстве также ежегодно произносили эту проповедь и пели прекрасные рождественские гимны, но не понимали их до тех пор, пока не было правильных проповедников. Повсюду, где кафедра проповедника лежит и храпит, так что она не пробуждает и не объясняет Слово, разумеется, оттуда что-то поют и читают, но не понимают этого. Ведь мы должны признать, что даже при папстве были Крещение, Святое Причастие, Евангелие, «Отче наш», вера и десять заповедей. У папистов они есть и сегодня, точно так же, как у нас, за исключением того, что они изменили Вечерю Господню и таким образом исказили Его святой завет. Но всё это у них как бы спит. Они имеют это, не зная, чем они обладают. Они не извлекают из этого никакого утешения, как христианам следует извлекать утешение из такой привилегии. Они ходят в самоуверенности, не думая о том, что такое Крещение, Евангелие, «Отче наш» и вера. Поэтому они также не знают, о чем поют или говорят.
Чего же недостает? Дело в том, что пала кафедра проповедника, та, которая должна открывать людям глаза и пробуждать Словом, чтобы человек понимал, что он слышит, читает или поет. Тот, кто пробуждает других, сам должен не спать, но быть бодрым и полным сил. Ведь сонный проповедник может усыпить довольного слушателя. Это произошло с папой. Он оказался в цветочном саду и в раю, во всевозможном покое и изобилии. Поэтому он впал в глубокий сон и позволил этой прекрасной проповеди умолкнуть, так что они ничего не знают и не понимают из нее, хотя они поют и читают ее, как и мы.
 
Так у папистов одно смешивается с другим. В Евангелии они читают о том, что родился Спаситель. В церкви они поют: «Младенец Он, но Им одним весь мир стоит, весь мир храним». Но, тем не менее, они отправляются в путь и взывают к Деве Марии, постятся, совершают мессы за умерших, предпринимают паломничества, заказывают и слушают мессы, и так далее. Ведь это значит создавать для себя других спасителей, выворачивать эту песню наизнанку и на место этого Спасителя и этого Младенца сажать Деву Марию и других святых, не говоря уже о жалких и ничтожных человеческих делах.
 
Поэтому в высшей степени необходимо от всего сердца молить Бога о том, чтобы Он дал нам бодрствующих проповедников, которые пробуждают нас Словом и объясняют его, дабы мы не только слышали и читали, но и понимали его. Там, где нет таких проповедников, будет как у папистов, где есть Евангелие, Крещение и Святое Причастие, но люди не понимают ничего из этого. Тогда Слово, Крещение и Таинство подобно сокровищу, которое хранится в доме, но всё же не приносит никакой пользы, поскольку оно спрятано.
Ведь проповедь ангела достаточно ясна и понятна: «Родился вам Спаситель». Но, хотя она столь ясна, она все же непонятна папе и его толпе. Иначе они не взывали бы к святым, не покупали бы себе человеческие дела и человеческие заслуги и не искали бы себе других спасителей. Тогда они довольствовались бы этим Спасителем.
Но повсюду, где Бог поставит бодрствующего и живого проповедника, который может воистину пробудить к жизни и объяснить эти слова в сердцах своих слушателей, из этой ангельской проповеди узнают прекрасное искусство — судить должным образом о всевозможных лжеучениях и лжепророках, и тогда дьяволу невозможно притвориться до такой степени, чтобы человек не понял, кто он такой, не узнал его и не заглянул ему в самое сердце, как бы хитер и коварен он ни был. Поэтому Павел также говорит: «Нам не безызвестны его умыслы» (2 Кор. 2:11).
В связи с этим нам также не следует поступать иначе, но лишь сравнивать всякое прочее учение, зовется ли оно иудейским, турецким, папским или как бы то ни было, с проповедью ангела, чтобы увидеть, соответствует ли оно ей. Папство сверх меры похваляется богослужением и прочими великолепными делами. Но кто не видит, что всё это — лишь идолопоклонство, когда они считают, что спасаются посредством этого своего богослужения? А именно, они уповают на то, что Бог благоволит к нему, и что тем самым они обретут Его благодать и войдут в царство небесное. Однако, ангел проповедует здесь о Младенце, о том, что Он и никто иной является Спасителем. Поэтому мы также можем с полным правом обвинить папу и его епископов в том, что они заблуждаются как в учении, так и в жизни. Ибо ни их жизнь, ни их учение не соответствуют этой проповеди ангела.
И наоборот, тот, кто придерживается проповеди ангела и руководствуется ею, не может ошибаться и заблуждаться, а значит, может делать, что пожелает, и выносить такие суждения, какие ему угодно. Вот почему мы хотим возблагодарить Бога за сию благодать и от всего сердца молиться о том, чтобы Он сохранил нас, дабы мы не упустили из виду или из наших сердец этого младенца, этот благословенный свет, сияющий для нас вопреки всем козням дьявола и злобе мира сего, чтобы мы могли постоянно идти вперед и легко и смело судить о всяком ином учении, противоречащем ему, как о ложном, и не могли бы сделать ничего иного, но сказали бы: ангел проповедует не так, не то, что мои или твои дела, или дела какого-либо сотворенного существа являются нашим спасителем. Он направляет нас к Младенцу, о котором Он говорит: «Ныне родился вам Спаситель, Который есть Христос Господь», который совершил и исполнил всё, что относится к нашему спасению. Этому учителю с ангельским языком я хочу верить. Я хочу придерживаться его проповеди и не слушать никого, кто говорит иначе. Вот какова прекрасная проповедь ангела. Туда приходят многие тысячи других ангелов и создают чудесную музыку, так что за проповедью, которая является шедевром, следует и прекрасная песнь-шедевр, ангельская песнь, которой никогда раньше не слышали в мире. Она звучит так: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
 
В этой песне есть три строчки или строфы. Первую мы должны понимать не просто в том смысле, что она учит нас, что нам нужно делать. Она также говорит, что отныне, поскольку родился этот Спаситель, мы будем воздавать славу и хвалу Богу. Как хотели сказать дорогие ангелы: прежде, пока этот Младенец не родился, было иначе. Тогда в мире не возвеличивалось ничего кроме глумления и идолопоклонства. Ибо то, что вне Христа, сколь бы прекрасно и величественно оно ни было, есть не что иное, как поношение Бога. Но для того, чтобы Бог был Богом, то есть чтобы люди считали Его Богом и почитали Его как Бога, должен лишь родиться этот Младенец. Ибо лишь теперь мы можем знать и быть уверены в том, что Бог — это благой, милосердный и милостивый Бог, ибо Он не пощадил Своего единородного Сына, но позволил Ему вочеловечиться ради нас. Это невыразимое и великое благодеяние побуждает и понуждает сердца людей открываться пред Богом в истинной любви, вере и надежде, благодарить и славить Его за это.
Такой плод, как поют ангелы, вырастет и проявится, так что Бог в вышних будет воистину прославлен. Не внешними делами — они не могут взойти на небеса — но сердцем, которое с благодарением и искренним упованием поднимается и воспаряет от земли ввысь к столь милостивому Богу и Отцу.
Там же, где не знают Младенца Иисуса, не могут правильно славить Бога. Поэтому весь мир, даже среди Его избранного народа, был полон идолопоклонства, пока Он не пришел в мир. Один ходил туда, другой — сюда. Они совершали собственные богослужения повсюду, где были горы и зеленые деревья, что явствует из писаний пророков. Таким было высокое идолопоклонство, посредством которого люди всё же всерьез искали Бога, приносили жертвы, постились и истязали тело. Но в действительности тем самым они служили дьяволу и своим собственным мыслям. Им воздавали ту славу, которая принадлежит Богу. Это высшая степень богохульства и поношения. И это зависит от того, что люди не знают Христа. Но теперь, слава Богу, это прекратится, ибо ангелы поют, что люди больше не будут славить дьявола или самих себя, но [прославят] Бога в вышних.
Далее есть другое грубое поношение, состоящее в том, что люди прославляют деньги, имущество и тому подобное. Мир также наполнен таким идолопоклонством. Короли, князья и бюргеры ходят и поклоняются этим зданиям и камням, этой жалкой маммоне, этому ничтожному помощнику, и на него одного они возлагают свою надежду. Тем временем они поют и говорят о Младенце Иисусе, но презирают Его; воистину, иногда их охватывает такое безумие и сумасшествие, что они преследуют Его и не могут терпеть Его. Итак, Бога повсюду хулят и бесчестят, как посредством утонченного идолопоклонства, то есть собственной праведности и святости, так и посредством грубого, когда Бога презирают и держатся за маммону.
 
Но теперь, как поет ангел, будет иначе, ибо этот свет воссиял в мире. Теперь люди больше не будут уповать на свою собственную святость и праведность, на отца и мать, на имущество и деньги. Они примут этого единственного Спасителя и будут держаться за Него от всего сердца. Теперь человек начинает знать, чтить, славить и благодарить Бога правильно. Адам утратил свою славу, согрешив в раю, и это осужденное состояние затем прилипает от природы ко всем нам, поэтому каждый очень хочет присвоить эту славу себе. Можно видеть это на примере папы и его епископов. У них есть достаточно имения и золота, но они не воздают славу Богу и не трудятся ради распространения Слова Божия. И как можно было бы ожидать иного от таких великих господ, обладающих столь высоким достоинством и властью, если нет даже ни одного деревенского музыканта, который не любит слушать, когда его хвалят? Если же даже в таких малых делах происходит так, что человек хочет обрести славу и похвалу, насколько же больше это должно происходить среди тех дел, которые имеют отношение к такой праведности, святости, добрым делам и светской благопристойности. Дьявол не позволяет таким людям искренне воздать славу Богу. Они хотят сохранить ее для самих себя.
 
Человеческий род был отравлен этим осужденным честолюбием, когда дьявол в раю уговорил Адама и Еву стать подобными Богу. Это состояние до сих пор свойственно нам. Когда Бог дает искусность, имущество, деньги и силу, воистину, когда Он воздает жене честь или дает девице красивый пояс или платье, они тотчас хотят, чтобы их похвалили. Но поскольку сейчас этот свет, Младенец Иисус, сияет в мире, дорогие ангелы поют, что Бог вошел в славу. Ибо все люди, принимающие этого Младенца, скажут: «Моя праведность, моя святость, моя мудрость, мое искусство, мои деньги, моя сила, всё это — ничто, а Младенец Иисус — всё». Тогда Богу воздается честь, ибо Он один — наша сила, наша гордость, наша радость, наши седла и короны, дабы в Нем одном мы имели всё наше упование, утешение, гордость и радость, так что можно сказать маммоне, которой служит и которую почитает весь мир, как бога: «Я знаю, что не могу возложить никакого упования на тебя кроме того, что, когда я обладаю тобой, посредством тебя я могу есть и одеваться, приобретать домашнюю утварь, пищу и одежду для тех, кто не имеет ничего. В остальном я не жду от тебя ничего иного». Также можно сказать своей искусности: «Я учен. Бог дал мне хорошее понимание. Я хочу использовать его во славу Божию и на благо своего ближнего, и на этом точка. Но мое утешение, моя гордость, моя радость заключаются не в моих делах и не в моем искусстве, но в моем Господе Иисусе, Сыне Божием».
Вот что значит правильно почитать Бога и позволить Ему обрести ту славу и то величие, которое принадлежит Ему; тогда говорят: «Дорогой Господь Бог, всё, что мы имеем и чем мы пользуемся — это всё Твое. Ведь мы этого не создали. Ты дал это нам. Прежде всего, Твое деяние и Твое милосердие состоит в том, что мы избавлены от дьявола, что мы освобождены от греха. Поэтому слава принадлежит одному Тебе, а не мне». Бог хочет, чтобы мы воздали Ему такую хвалу, чтобы мы дали Ему всё, чтобы мы отбросили всякую славу от нас и принесли ее Ему с благодарением, как за малейшие дары, так и за величайшие.
Это первая строка в песне, в которой дорогие ангелы обобщают всё, что мы есть и что мы имеем, в особенности духовные дары и служение Богу, а именно, праведность, святость, мудрость, добрые дела. Они говорят нам, что их не следует сохранять, но нужно отбросить их и воздать славу одному Богу. И теперь это совершится через сего Младенца. Так они поют.
Но часто случается, что мир ополчается против этой песни. Ибо, поскольку люди не признают или не ценят этого Младенца, они все неистовствуют и ополчаются друг против друга, стремясь подняться выше. Крестьянин хочет стать господином, дворянин — графом, князь — императором. Это показывает, что они без Христа и не знают Его. Поэтому они переделывают ангельскую песнь и поют: «Слава и хвала здесь на земле червонному золоту, коронам, моей силе, милости и искусности. Воистину хорошо поете, друзья». Но что же? Она становится ослиной песней, которая величественно начинается, но ничтожно заканчивается. Ведь это означает воздавать славу маммоне на земле, воистину, самому дьяволу в аду, но не Богу в вышних.
Затем идет следующая строка, которая звучит так: «На земле мир». Ее, как и первую строку, следует понимать так, что она означает желание и пророчество о том, чтобы так было для людей, знающих и принимающих этого Младенца, чтобы на земле царило счастье и благополучие. Ибо, если нет Христа, что такое всякое благо? Разве мир отличается от ада и царства дьявола, если всё — неведение, презрение к Богу, ложь, обман, алчность, чревоугодие, пьянство, блуд, драки и убийства? В мире дело обстоит таким образом, что если есть нечто черное, его будут считать белым, а иначе не удастся отбиться от людей, но человек будет обманут и оболган. Там нет ни любви, ни верности. Никто не подставляет друг другу спину. Приходится остерегаться друзей как врагов, воистину, иногда друзей — даже больше. Так дьявол правит и властвует в этом мире.
Но так же как ангелы поют, что знающие и принимающие Младенца Иисуса воздадут Богу славу за всё, они здесь поют и желают, воистину, обещают и заверяют, что эта тирания дьявола теперь закончится, воистину, что между собой христиане будут жить благочестивой, мирной и спокойной жизнью, охотно помогать и советовать друг другу, избегать ненависти и раздоров и жить вместе со всем дружелюбием, так что ради этого Младенца между ними наступит мирное царство и общение любви, в котором каждый будет охотно творить добро своему ближнему.
Так будет, говорят ангелы, когда Богу воздадут славу и признают тем Господом, от которого мы получаем всё. Тогда люди будут дружелюбны друг с другом. Никто не будет ненавидеть другого или завидовать ему, никто не будет превозноситься над другим, но каждый будет почитать другого более самого себя и говорить: «Дорогой брат, молись Богу за меня». Тогда наступит мир, изобилие и всеобщее счастье. Ибо мир по-еврейски означает всякое благо. Среди христиан настанет столь благочестивая и мирная жизнь, что каждый будет делать то, что угодно другому, и перестанет делать то, чего не желает другой. Люди, которые так не поступают, слышат не ангельскую песнь, а волчий вой: «Кради, прелюбодействуй, убивай и т.д.». Это песнь дьявола из ада.
Но среди христиан будет не так. Здесь произойдет именно то, о чем поют здесь ангелы. Они изображают прекрасную картину нашего богослужения: сначала мы позволяем славе остаться у Бога в вышних, славим и хвалим одного лишь Бога. Во-вторых, мы живем мирно и по-братски с другими людьми здесь на земле, а не следуем вредным наущениям и тираническому царству дьявола. Святые ангелы очень хотят, чтобы так было во всём мире. Но они видят, что большинство людей не желает иметь ничего общего с Младенцем Иисусом и что поэтому в мире есть много тревог. Вот почему они добавляют третью строку и поют: «В человеках благоволение».
Это означает: «Мы очень хотели бы, чтобы стало так, чтобы все в мире славили Бога на небесах и жили в согласии друг с другом». Но есть множество людей, презирающих Евангелие и не принимающих этого Сына Божия, но напротив, преследующих Его. Бог да подаст другим, благочестивым людям счастливое и радостное сердце, чтобы они сказали: «У меня есть Спаситель, мне принадлежит царство небесное, мне принадлежит Христос, Сын Божий. Поэтому, даже если ради моей веры мне причиняют боль и преследуют меня и причиняют мне страдание ради этой веры и этого исповедания, я не хочу проявлять нетерпение или гнев, но остаюсь там, где нахожусь. Ибо никакое огорчение, никакое страдание, никакое гонение не разрушит и не испортит для меня ту радость и то ликование, которым я обладаю в этом новорожденном Младенце».
Дорогие ангелы желают всем верующим обрести такое сердце, чтобы они находили утешение в скорби и пели, когда рычит дьявол, что во Христе у них есть мир и гордость, что они противятся всем опасностям и насмехаются над дьяволом, когда он причиняет им вред, ибо они говорят: «Если ты не можешь ничего другого, кроме как нападать на мое тело, на мою жизнь, на мое имущество, ты также можешь прекратить это делать, ибо тебе всё равно не удастся повредить мне. У меня есть Спаситель, который в вечности обильно воздаст мне за все мои временные потери».
Таков третий фрагмент, который хочет сказать нам, что нам нужно быть радостными, смелыми и стойкими по отношению ко всякому страданию, которое может выпасть на нашу долю, поэтому мы говорим дьяволу: «Ты не причинишь мне такого вреда, что сможешь уничтожить ту радость, которой я обладаю в этом Младенце». Благоволение или добрая воля обозначает мирное, спокойное, радостное и отважное сердце, которое излишне не тревожится, что бы ни происходило, и которое говорит дьяволу и миру: «Ради вас я не могу отбросить свою радость. И мне нет дела до вашего гнева. Убирайтесь. Христос дает мне больше радости, чем вы причиняете боли». Такое сердце дорогие ангелы желают нам обрести в своей песне.
В отличие от ангелов мир не поет эту песню. Он поет свою песню дьяволу, который является его богом, и искажает слова так, что песня звучит: «Слава дьяволу в аду и на земле распри, а людям — злая воля и злая похоть». Ибо он побуждает свою невесту, которая есть сей мир, к тому, что она проклинает и хулит Бога, преследует и осуждает Слово Божие и способствует распрям, двоедушию, разделению, войне и убийству, дабы добиться того, чтобы ни один человек никогда не обрел никакого покоя или не насладился бы своим куском хлеба без тревоги и скорби. Жалкие сектанты, которые являются устами дьявола, также помогают этому и оплевывают Бога на небесах ложным учением.
Тогда танец начинается всерьез. Дьявол поет свою совиную песню, подстрекает князей и господ друг против друга, посылает вероломство и распри, так что один говорит другому в лицо прекраснейшие слова, но на деле причиняет ему подлинный вред. Я очень хочу этого, говорит дьявол. Создавать распри на земле, вселять в сердца людей страх и робость — значит воздавать ему славу. Поэтому оказывается, что есть множество людей, которые получают от Бога всё, в чём они нуждаются, но всё же у них нет ни одного радостного мгновения. Хотя погреба и сундуки полны, они всё же ходят, повесив голову. Всё что у них есть — это скорбь. Они не находят радости ни в чём.
Тогда они покоряются желанию дьявола, который не позволяет нам, людям, обрести ту радость, которой мы должны обладать в Боге и Его дарах. И наоборот, дорогие ангелы поют и желают нам отважного сердца, способного проявить твердость и мужество, даже когда нам плохо из-за всевозможных несчастий и искушений.
Итак, перед нами — песнь святых ангелов, которую не встретишь ни в каких других книгах, в которых нас учат о правильном богослужении, дабы в этом Младенце, Сыне Божием, нашем Господе и Спасителе, мы познали Божию благодать, возблагодарили и прославили Его за нее, а затем жили бы в мире и дружбе друг с другом и с терпением преодолевали всяческие несчастья, а также ради этого Младенца были радостными и отважными. Итак, это радостная и утешительная песнь в нескольких словах, так прекрасно сформулированная дорогими ангелами, что ее нетрудно понять, ибо она не выросла и не была создана на земле, но снизошла сюда с небес. Господи Боже наш, помоги нам Духом Своим Святым, дабы мы сохранили ее и руководствовались ею, через Иисуса Христа, Сына Твоего, дорогого Господа нашего. Аминь.
 
Дата не указана в оригинале, но приведена в латинском переводе 1564 года (прим. перев.).
Мартин Лютер. Домашняя постилла. Пер. В. Володина.
СПб.: Светоч, 2011

Гости

Сейчас 347 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Библейские цитаты

Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…