ПРОПОВЕДЬ НА ПЕРВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ АДВЕНТА. М. Шварцкопф
Дорогие братья и сёстры!
Как замечательно прийти воскресным утром в Петрикирхе! Свет нового дня льется в церковный зал – приветливый, как и лица прихожан, с радушной улыбкой обращенные ко вновь пришедшим. И праздником проникнуто наше настроение прежде всего сегодня, в Первый Адвент, когда мы приходим сюда. Ведь Адвент означает пришествие. Мы радуемся тому, что в Рождество Бог придет к нам, что на пути к Рождеству нас ждут все новые праздники, встречи и чудеса.
Таким же праздничным было тогда и настроение в Иерусалиме. Люди предчувствовали: вот, грядет Иисус, проповедник с Севера, из Галилеи, через Свое Слово и Божественную силу уже сотворивший добро многим людям. Наконец, Он приходит туда, где дом Бога – в Иерусалим, в его Храм. «Осанна», - восклицают люди, что означает: «Боже, спаси нас». Такими словами встречают Мессию, Богом помазанного Царя, который приведет этот мир в порядок и положит начало Царствию Божьему, Царствию великого мира.
Я думаю, Иисус радуется вниманию людей, даже если евангелист Матфей ничего об этом не сообщает. Но Иисус подготавливает Свой вход в священный город таким образом, чтобы все люди поняли: тот, кто едет к ним верхом на осле, делает это со скромностью и достоинством, подобающими Божьему Царю. Медленно Он приближается к людям и всматривается в их лица: радостные, сомневающиеся, взывающие и безмолвные, мудрые, верующие и равнодушные. Где среди них мы?
Где мы среди толпы, ждущей Иисуса? Мы радуемся, но мы и сомневаемся: сможем ли мы в новом церковном году рационально согласовать работу в общине с нашими финансами?
Мы верим, но по многим сложным вопросам богословия и веры мы часто можем только хранить молчание. Мы умны, но нам недостает сил помнить обо всём, к судьбам многих людей, нуждающихся в нашей любви, мы, должно быть, кажемся равнодушными, потому что нашей любви хватает не на всех. Со всеми этими вопросами и сомнениями, с нашей верой и нашими традициями мы стоим в толпе тех, кто ждет Иисуса. Может ли Он решить наши проблемы, рассеять наши сомнения?
Что Иисус принесет нам в Петербург в Адвент 2014 г? Мне кажется, Он принесет не больше и не меньше того, что принес тогда людям в Иерусалиме: Со скромностью и достоинством Он являет нам желание Бога быть рядом с нами – чтобы мы могли со скромностью и достоинством идти навстречу Рождеству. Осел, на котором въезжает Иисус, – это не золотой осел из сказок братьев Гримм. Иисус приносит нам не сказочное богатство. И наш органный проект Он тоже не может финансово поддержать. Но Он, Господь, желает сам быть с нами, когда мы взываем «Осанна», как в молитве перед Причастием. «Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Так мы поем перед каждым Святым Причастием, ожидая, что через него Иисус войдет в наше сердце. Мы ожидаем этого не только сегодня, в Первый Адвент.
Это те же самые слова, что слышны были тогда в Иерусалиме – слова псалма, слова древней традиции, с незапамятных времен соединенные с христианским Причастием. Это слова прошлого, и они дают нам надежду. Возможно, не все наши сомнения будут развеяны, не все проблемы будут быстро решены. Но Иисус с нами, а с Ним – Божья сила. С древними словами на устах мы стоим у городских ворот священного города, у ворот Петрикирхе и стремимся узреть Божье спасение.
Аминь