Explore

ПРИЧАСТИЕ: ХЛЕБ И ВИНО

 
Хлеб и вино являются видимыми и обладающими вкусом элементами, по которым мы познаем во время Причастия присутствие нашего Господа Иисуса Христа.
Потому часто спрашивают: Как нам следует поступать с хлебом и вином, которые стояли на алтаре, были благословлены Словом из Священного Писания и не были полностью использованы во время Причастия?
Отвечая на этот вопрос, следует обратить взор на долгую и сложную полемику об "элементах" Причастия – хлебе и вине. Ход дискуссии, начавшейся еще в средние века и получившей особое звучание во времена Реформации Мартина Лютера, ныне трудно восстановить. Согласно учению Римско-католической Церкви, под воздействием слов благословения священнослужителя изменялась "субстанция" элементов, то есть внутренняя, не доступная чувствам сущность. Ни их внешний вид, ни вкус не изменились. 
Потому хлеб, оставшийся после празднования Причастия, помещается в католической Церкви в особый сосуд (дарохранительницу) и находится там до следующего Причастия. В этой дарохранительнице хлебу оказывается должное почитание, так как это Тело Христово и остается Им, пока вообще существует. Теологический термин для обозначения этого учения гласит: преосуществление. В православной Церкви никогда не было теологических дискуссий на эту тему, однако сегодня при описании тайны присутствия Христа в хлебе и вине в православии используется терминология Римско-католической церкви.
Мы, лютеране, не делаем различий между субстанцией хлеба и вина и тем, что доступно нашим чувствам. Хлеб и вино остаются хлебом и вином. Однако в праздновании Причастия одновременно со Словами Установления Христа из Священного Писания Сам Иисус приходит к нам. Так как Он сказал: "сие есть Тело Мое" и "сие есть Кровь моя, так что мы можем вкушать и ощущать Его присутствие. И это происходит не усилиями христиан, пасторов или священников, но это совершает Сам живой Христос. Нам не следует сомневаться в этом, так это – Его обетование. Мы веруем в это.
Но это означает и следующее: вне празднования Причастия хлеб – не более чем хлеб, а вино – не более чем вино. Но поскольку Господь дал нам хлеб и вино и благословил их, чтобы вкушать, мы должны достойно обходиться с ними после богослужения. В нашей Церкви есть общины, где благословленный хлеб и благословленное вино преподают больным прихожанам, которые не могут приходить на богослужения.
В тех общинах, где такая традиция не существует, пастору следует обращать внимание, чтобы оставалось как можно меньше хлеба и вина. Оставшееся вино выпивает пастор; он может также просить об этом и других прихожан. Если в общине в качестве хлеба используются облатки, то их можно без колебаний переложить в сосуд для хранения и использовать на следующем богослужении с Причастием. Если используется обычный хлеб, то его нужно доесть. Ни выкидывать, ни брать домой оставшийся после Причастия хлеб не следует. В том случае, когда остается много хлеба, пастору необходимо обратиться за помощью к другим прихожанам. Наш Господь Иисус Христос дал нам их для Евхаристии. Потому нам следует обращаться с этими дарами с подобающим уважением.
Архиепископ, д-р теол. Георг Кречмар
Годеке фон Бремен, пастор, преподаватель Теологической семинарии
Источник: журнал «Der Bote/Вестник» 1/2005

День Реформации Дитрих Брауэр

 

 

 

День Реформации малоизвестен в России, несмотря на то, что почти уже  500 лет в этой стране существуют христианские общины, присоединившиеся к Реформации.

К началу XX века в России проживало около одного миллиона лютеран.  Советская  власть  разрушила  эту  лютеранскую Церковь.
 После  распада  Советского  Союза,  за  прошедшие  20  лет,  многие  лютеране, пережившие время репрессий, эмигрировали назад в Германию. И вот, сегодня в России мы стали очень маленькой Церковью, которая находится в
самом начале пути. То, что пишет Павел о христианах в Коринфе, актуально сегодня и для нас: «Не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» (1 Кор. 1,26).
Но мы хотим заново стать Церковью Иисуса Христа в России. Мы отказываемся от претензий играть важную, влиятельную роль в обществе, как это было еще в XIX веке. Мы отказываемся от любых попыток всё время оглядываться только лишь на прошлое и на достижения лютеран в российской истории. Мы снова находимся в начале.

И  в  этом  начале  мы  спрашиваем  себя:  Что  мы  имеем  в действительности? В чем мы можем быть убеждены? Что является надежным фундаментом для нашего христианства? И здесь становятся важными взгляды Реформации.
Мы познаем, что не столь важно для Церкви обладать импозантными зданиями, яркими одеяниями и дорогими произведениями искусства. Еще большему учимся мы от Мартина Лютера: «Истинное сокровище Церкви – это пресвятое Евангелие о славе и благодати Бога»,
–как это говорится в 92-м тезисе – одном из 95-ти, якобы прибитых им 31 октября 1517 года на дверь замковой церкви. Тогда своими тезисами Лютер протестовал против того, чтобы папская Церковь собирала с верующих деньги за отпущение грехов, чтобы ради собственной славы воздвигнуть роскошный собор св. Петра в Риме. И то, что людям внушали, что они якобы могут добиться расположения у Бога, участвуя своими денежными пожертвованиями в этом деле, он считал богохульством. «Истинное сокровище Церкви – это пресвятое Евангелие о славе и благодати  Бога».  Это  сокровище  является  тем,  что  у  нас  есть  в действительности,и тем, в чем мы можем быть уверены. Евангелие, эта благая весть для людей –это нечто совершенно другое и гораздо большее, чем слава и признание. Благая весть Евангелия – это Слово, которым Бог освобождает нас,  людей,  от  принуждений,  которыми  мы  подавляем друг  друга  и превращаем  в  рабов.  И  именно  Реформация  вновь  открыла  эту  сторону христианского благовестия. Мартин Лютер заново открыл апостола Павла. И Павел ясно выразился в своем Послании к Галатам:

«Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и  не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5,1).


Как христиане в России мы пережили на своем опыте, что более 20 лет назад с нас было снято иго советской власти. Мы от всего сердца благодарны Богу за это. Мы снова можем жить в нашем обществе как христиане. Это большая благодать.
Но вот вопрос: Слышим ли мы также и то, что Павел говорит во второй части своей фразы, где он предостерегает Галатов: «не подвергайтесь опять игу рабства»?

Всё ли благополучно теперь, после того, как мы пережили милостивое освобождение от ига рабства? Возможно, это была лишь гримаса истории, чудовищный эпизод, то, что мы были вынуждены 70 лет жить под властью коммунистов – а теперь снова всё хорошо?
Вместе с освобождением на нас возложено и поручение. Наша свобода куплена дорого. Это имеет двойной смысл. С одной стороны, время репрессий стоило многих, многих жертв. Людям приходилось изворачиваться для того, чтобы выжить. Христиане чувствовали необходимость отрицать свою веру и лгать.  Многим  даже  пришлось  заплатить  за  их  веру  жизнью.  С другой стороны,  это  также  имеет  значение  для  хождения  пред  Богом.  Павел предостерегает общину в Коринфе, которая находится в опасности, неверно понять подаренную свободу. Свобода не лишает ответственности. Кто считает хорошим и позволительным всё, что ему заблагорассудится, обращается со свободой неправильно. Павел говорит им, имея в виду крестную смерть
Христа: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7,23).


Как  же  правильно  обходиться  христианам  с  подаренной  свободой? Прежде всего, мы можем быть убеждены в том, что мы имеем эту свободу.
Христос действительно освободил нас. Нам не нужно ни перед кем и ни перед чем преклоняться. Нам не нужно внутренне покоряться никакой устрашающей силе.

В то же время мы знаем, что при всей свободе наше спасение не в этом мире. У нас, людей, слишком много недостатков для того, чтобы мы смогли создать Царствие Божье на земле. В реальности мы остаемся теми, кто снова и снова терпит неудачи, кто снова и снова становится жертвой собственного эгоизма и тщеславия. Мы, люди, таковы, как описывает нас апостол Павел:
«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7,19). Лишь время от времени нам удается по милости Божьей показывать пример другим. Время от времени, наверное, мы можем показывать миру, что делать доброе из любви и сострадания возможно. Время от времени мы, наверное, можем использовать нашу свободу и быть смелее, когда видим, что
страдает человеческое достоинство. Возможно, иногда нам удается не гнаться за мамоной и его соблазнами. Как люди, знающие о Божьей благодати, мы имеем представление о том, каким может быть мир без греха. Мы можем это видеть в Иисусе Христе. Поэтому мы должны рассказывать об этом, мы можем мечтать о том, как в этом мире всё могло бы быть иначе. Благодать делает нас свободными для мечты. При любом режиме.
Летом 2013 года мы вспоминали о том, как один значимый свидетель Иисуса Христа в своей большой речи показал миру, насколько другим всё может быть в нем. 50 лет назад Мартин Лютер Кинг выступил в Вашингтоне со своей знаменитой речью, которая изменила мир: «У меня есть мечта». Я тоже хотел бы в завершении моей проповеди поделиться с вами своими мечтами:


Я мечтаю о том, чтобы мы сохраняли свободу и давали быть свободными
другим.
Я мечтаю о том, чтобы повсюду без насилия могла развиваться настоящая
демократия.
Я мечтаю о том, чтобы Церкви проповедовали освобождающую благую
весть Божью и не играли роль государственных марионеток.
Я мечтаю о том, чтобы в моей стране, России, были возможны реформы.
Я мечтаю о том, чтобы у нас был свободный суд и
не коррумпированные структуры.
Я мечтаю о том, что Бог однажды призовет людей, для которых вера в
свободу будет "ultimateconcern".
Я мечтаю о том, чтобы наша маленькая лютеранская Церковь смогла
внести свой вклад в это.
.
Эти  мечты  могут  звучать  наивно.  Но  мы  должны  оберегать  нашу  свободу  для  мечты.  Так  пишет  апостол  Павел:  «Итак  стойте  в  свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.

Аминь.

Семья и дети

РАЗДЕЛ В РАЗРАБОТКЕ

Гости

Сейчас 119 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Библейские цитаты

Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…