СТРАХ И ВЕРА. Б. Бюркле
Иер 23.5-8.
Как жить безопасно в мире, где столько угроз?
Этот вопрос неприятен, и я бы не стал его поднимать во время проповеди, если бы он не был нам так близок. Мы вынуждены сталкиваться с вопросом безопасности каждый раз, когда посещаем общественные места, каждый день, когда мы молимся о больных... Тяжело, когда эта жизненно важная тема постоянно всплывает. Мы стараемся быть разумными людьми, но при принятии решения в этом вопросе легко потерять равновесие и склониться к одной из двух крайностей: либо боятся так, что только и думать о том, как защитить себя и близких, либо полагаться на счастливый случай, что всякая угроза нас обязательно минует - “авось да небось.”
Хотя мы понимаем, что правда где-то посередине, мы - из-за усталости и волнения - часто впадаем либо в легкомысленную беспечность, либо в панику. Мы либо теряем сон из-за плохих новостей, либо мы делаем вид, что этих новостей и вовсе нет.
Дорогие братья и сестры, как вы думаете, мы первые люди в мировой истории, которые попали в подобные обстоятельства? Конечно, нет.
На самом деле нас от людей из других эпох отличают только более развитая медицина и наличие интернета. Не впервые в своей истории человечество сталкивается с опасным явлением, с которым можно бороться, но которое не сразу получится победить.
В России - большой стране с великой историей - мы не привыкли так остро ощущать свою уязвимость, как в последние полтора года. А для жителей мелких стран, особенно если они находятся между большими соседями, это ощущение привычнее. Они-то знают, что опасность всегда под боком в виде могучего соседа. Лидеры небольших стран в условиях давления с разных сторон, как правило, чувствуют необходимость менять политику. Порой в их действиях легко разглядеть непоследовательность, а порой власти этих стран "кладут все яйца в одну корзину", в надежде, что они сделали правильный выбор.
И сегодня мы видим, как власти во всем мире делают то же самое - от волнения или от страха, от невежества или от желания сохранить свой статус, лидеры многих стран неадекватно, не взвешенно реагируют на угрозы. В одних местах они настаивают на поголовную, принудительную вакцинацию всех (с лишением непривитых их рабочих мест) в то время, как другие доходят до иной крайности и оставляют все как до возникновения сложной ситуации, не предпринимая меры общественной безопасности - для того лишь, чтобы не ослабла экономика.
В ветхозаветные времена, избранный народ и его лидеры часто чувствовали себя, подобным образом, как между молотом и наковальней. У них тоже была склонность впадать в крайности. Из Библейских текстов мы помним о том, что в то время был мощный сосед на юге - Египет. И так же были различные, сменяющие друг друга, империи на востоке - Ассирия, Вавилония, Персия. А маленькая страна, где жили евреи, должна была найти свое место между теми силами, которые жаждали власти; материальных вливаний, в виде дани; и расширения территорий.
Задача библейских пророков в таких условиях - призывать лидеров к ответственному правлению на благо всех людей - не только для обеспеченных, указывать на необходимость всеобщего покаяния, вернуть всех к верному поклонению ЯХВЕ, к Богу, спасающему их предков от рабства.
Пророки помогали видеть смысл происходящего в сложных обстоятельствах, искать духовное основание бед общества, и реагировать на ситуацию, полагаясь на веру в Бога.
Народ и особенно его лидеры редко слушали пророков, поэтому и часто совершали ошибки. Конкретно в ситуации нашего проповедного текста на сегодня, ошибка заключалась в том, что элита делала ставки на южан - “Египет нам поможет”, говорили они себе. Но эта помощь не пришла и, как предрекал пророк Иеремий - царь иудейский, Седекия, потерял правление. Началось 70-летнее вавилонское пленение.
Как вы понимаете, наше время не первое в истории человечества, когда власти с трудом находят адекватное, взвешенное решение в отношении угрозы общественной безопасности.
Да и не только о политике и о решении глобальных вопросах идет речь. Мы с вами тоже в жизни нашей общины и в нашей личной жизни порой не знаем, что предпринять в неоднозначных ситуациях, в которых мы чувствуем, что идеального решения нет.
Держаться за низкооплачиваемую, хотя и стабильную работу или освоить новую профессию? Остаться вдвоем в трехкомнатной квартире, несмотря на то что дети уже уехали или поменять жилье на более скромное, чтобы сэкономить на коммунальных услугах?
Подстраиваться под сложный характер супруга/супруги или принимать решение, что семью уже не спасти?
Подобные личные проблемы, так же как проблемы наших общин (с помещением, с оплатой расходов, с наличием служителя) - сами по себе вряд ли рассосутся. А с другой стороны, порой, в отсутствии единого, очевидного ответа, мы попадаем в крайности.
Именно поэтому здесь, в церкви, мы поднимаем неудобные вопросы.
Церковь - не место прятаться от проблем мира; она ни остров святости и ни Волшебное царство.
Здесь мы можем честно смотреть на жизнь, как бы она ни была сложна.
Здесь мы стремимся не игнорировать проблемы, а изучать всю их глубину.Пребывая в общении, мы понимаем, что духовное состояние всего общества, и нас, как его части, является причиной происходящего. Поэтому все вместе мы пытаемся найти поддержку нашей веры в Слове и Таинстве. Чаще всего, мы убеждаемся в том, что советы пророков для царей Израиля, также подходят для нас; ведь они представляют собой сочетание здравого смысла, любви к ближнему и надежды на преображение мира к лучшему.
Верующие люди не нуждаются в том, чтобы отрицать наличия общественных и личных проблем; они говорят, как есть, и при этом не паникуют. Верующие люди знают, что, как правило, мы сами заварили кашу и нам же самим приходиться её расхлебывать. Но при этом мы также признаем, что есть вопросы, где мы бессильны. Мы сами не можем восстановить отношение с Богом. “Мы сами не в силах избавиться от греха”, как мы говорим в одной из исповедальных молитв.
Поэтому здесь мы признаем свою ограниченность, признаем “свою нужду в Его благодати”.
И здесь мы слышим, что надежда на получение этой благодати есть. В разные времена и в разных местах эта надежда понимались по-разному - как самостоятельность страны, или конец эпидемии, или восстановление после катастрофы.... И в нашем, личном жизненном пути она - надежда - может быть разной: надежда на излечение от болезни, надежда на примирение в семье, надежда на восстановление справедливости.
Мы имеем право на эту надежду, потому, что “жив Господь” (23.7,.8); история показывает, что Небесный Отец никогда не покидает нас в нужде. Живой Бог Сам стал уязвимым для нас, когда Сын Божий пришел стать нашим оправданием (23.6); и Духом Святым живой Господь продолжает к нам приходит.
В эти дни мы можем быть особенно внимательными к тому, как живой Господь рядом с нами, когда мы колеблемся и испытываем сомнение о нас самих, о нашем положении в мире, и о нашем отношении с Ним. Мы отказываемся от всякого цинизма и от поверхностного отношения к нашей уязвимости. Вместе этого, мы полагаемся на исполнение возвещаемых пророком событий, о том, что Сам живой Бог, который не раз оправдывал наши надежды, “воцарится….и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле.” (23.5).
И мир Божий, который превыше всякого ума, да, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Иисусе Христе.
Аминь.