СТРАХ И ВЕРА. Б. Бюркле

Иер 23.5-8.
Как жить безопасно в мире, где столько угроз? 
 
Этот вопрос неприятен, и я бы не стал его поднимать во время проповеди, если бы он не был нам так близок. Мы вынуждены сталкиваться с вопросом безопасности каждый раз, когда посещаем общественные места, каждый день, когда мы молимся о больных... Тяжело, когда эта жизненно важная тема постоянно всплывает. Мы стараемся быть разумными людьми, но при принятии решения в этом вопросе легко потерять равновесие и склониться к одной из двух крайностей: либо боятся так, что только и думать о том, как защитить себя и близких, либо полагаться на счастливый случай, что всякая угроза нас обязательно минует - “авось да небось.”
Хотя мы понимаем, что правда  где-то посередине, мы - из-за усталости и волнения -  часто впадаем либо в легкомысленную беспечность, либо в панику. Мы либо теряем сон из-за плохих новостей, либо мы делаем вид, что этих новостей и вовсе нет. 
 
Дорогие братья и сестры, как вы думаете, мы первые люди в мировой истории, которые попали в подобные обстоятельства? Конечно, нет.
На самом деле нас от людей из других эпох отличают только более развитая медицина и наличие интернета. Не впервые в своей истории человечество сталкивается с опасным явлением, с которым можно бороться, но которое не сразу получится победить. 
 
В России - большой стране с великой историей - мы не привыкли так остро ощущать свою уязвимость, как в последние полтора года. А для жителей мелких стран, особенно если они находятся между большими соседями, это ощущение привычнее. Они-то знают, что опасность всегда под боком в виде могучего соседа. Лидеры небольших стран в условиях давления с разных сторон, как правило, чувствуют необходимость менять политику. Порой в их действиях легко разглядеть непоследовательность, а порой власти этих стран "кладут все яйца в одну корзину", в надежде, что они сделали правильный выбор. 
 
И сегодня мы видим, как власти во всем мире делают то же самое - от волнения или от страха, от невежества или от желания сохранить свой статус, лидеры многих стран неадекватно, не взвешенно реагируют на угрозы. В одних местах они настаивают на поголовную, принудительную вакцинацию всех (с лишением непривитых их рабочих мест) в то время, как другие доходят до иной крайности и оставляют все как до возникновения сложной ситуации, не предпринимая меры общественной безопасности - для того лишь, чтобы не ослабла экономика. 
 
В ветхозаветные времена, избранный народ и его лидеры часто чувствовали себя, подобным образом, как между молотом и наковальней. У них тоже была склонность впадать в крайности. Из Библейских текстов мы помним о том, что в то время был мощный сосед на юге - Египет. И так же были различные, сменяющие друг друга, империи на востоке - Ассирия, Вавилония, Персия. А маленькая страна, где жили евреи, должна была найти свое место между теми силами, которые жаждали власти; материальных вливаний, в виде дани; и расширения территорий.
 
Задача библейских пророков в таких условиях - призывать лидеров к ответственному правлению на благо всех людей - не только для обеспеченных, указывать на необходимость всеобщего покаяния,  вернуть всех к верному поклонению ЯХВЕ, к Богу, спасающему их предков от рабства.
Пророки помогали видеть смысл происходящего в сложных обстоятельствах, искать духовное основание бед общества, и реагировать на ситуацию, полагаясь на веру в Бога.   
 
Народ и особенно его лидеры редко слушали пророков, поэтому и часто совершали ошибки. Конкретно в ситуации нашего проповедного текста на сегодня, ошибка заключалась в том, что элита делала ставки на южан - “Египет нам поможет”, говорили они себе.  Но эта помощь не пришла и, как предрекал пророк Иеремий - царь иудейский, Седекия, потерял правление. Началось 70-летнее вавилонское пленение. 
Как вы понимаете, наше время не первое в истории человечества, когда власти с трудом находят адекватное, взвешенное решение в отношении угрозы общественной безопасности. 
 
Да и не только о политике и о решении глобальных вопросах идет речь. Мы с вами тоже в жизни нашей общины и в нашей личной жизни порой не знаем, что предпринять в неоднозначных ситуациях, в которых мы чувствуем, что идеального решения нет.
Держаться за низкооплачиваемую, хотя и стабильную работу или освоить новую профессию? Остаться вдвоем в трехкомнатной квартире, несмотря на то что дети уже уехали или поменять жилье на более скромное, чтобы сэкономить на коммунальных услугах?
Подстраиваться под сложный характер супруга/супруги или принимать решение, что семью уже не спасти?  
 
Подобные личные проблемы, так же как проблемы наших общин (с помещением, с оплатой расходов, с наличием служителя) - сами по себе вряд ли рассосутся. А с другой стороны, порой, в отсутствии единого, очевидного ответа, мы попадаем в крайности.
 
Именно поэтому здесь, в церкви, мы поднимаем неудобные вопросы.
 
Церковь - не место прятаться от проблем мира; она ни остров святости и ни Волшебное царство.
 
 
Здесь мы можем честно смотреть на жизнь, как бы она ни была сложна.
Здесь мы стремимся не игнорировать проблемы, а изучать всю их глубину.Пребывая в общении, мы понимаем, что духовное состояние всего общества, и нас, как его части, является причиной происходящего. Поэтому все вместе мы пытаемся найти поддержку нашей веры в Слове и Таинстве. Чаще всего, мы убеждаемся в том, что советы пророков для царей Израиля, также подходят для нас; ведь они представляют собой сочетание здравого смысла, любви к ближнему и надежды на преображение мира к лучшему.
Верующие люди не нуждаются в том, чтобы отрицать наличия общественных и личных проблем; они говорят, как есть, и при этом не паникуют. Верующие люди знают, что, как правило, мы сами заварили кашу и нам же самим приходиться её расхлебывать. Но при этом мы также признаем, что есть вопросы, где мы бессильны. Мы сами не можем восстановить отношение с Богом. “Мы сами не в силах избавиться от греха”, как мы говорим в одной из исповедальных молитв.
Поэтому здесь мы признаем свою ограниченность, признаем “свою нужду в Его благодати”.
 
И здесь мы слышим, что надежда на получение этой благодати есть. В разные времена и в разных местах эта надежда понимались по-разному - как самостоятельность страны, или конец эпидемии, или восстановление после катастрофы.... И в нашем, личном жизненном пути она - надежда - может быть разной: надежда на излечение от болезни, надежда на примирение в семье, надежда на восстановление справедливости.
Мы имеем право на эту надежду, потому, что “жив Господь” (23.7,.8); история показывает, что Небесный Отец никогда не покидает нас в нужде. Живой Бог Сам стал уязвимым для нас, когда Сын Божий пришел стать нашим оправданием (23.6); и Духом Святым живой Господь продолжает к нам приходит.
 
 
В эти дни мы можем быть особенно внимательными к тому, как живой Господь рядом с нами, когда мы колеблемся и испытываем сомнение о нас самих, о нашем положении в мире, и о нашем отношении с Ним. Мы отказываемся от всякого цинизма и от поверхностного отношения к нашей уязвимости. Вместе этого, мы полагаемся на исполнение возвещаемых пророком событий, о том, что Сам живой Бог, который не раз оправдывал наши надежды, “воцарится….и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле.” (23.5).
 
И мир Божий, который превыше всякого ума, да, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Иисусе Христе.
 
Аминь.

Гости

Сейчас 53 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Библейские цитаты

Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…