×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 459
JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 458

ВОПРОСЫ РЕДАКЦИИ

1) на Ваш взгляд, делает ли вера счастливее? какие позитивные изменения происходят в жизни человека благодаря вере?..

2) как полюбить врагов?

3) может ли христианин опасаться завтрашнего дня?

 

Тэзе3

Брат Мэтью, священнослужитель экумнической общины Тэзе, Франция


1) Делает ли вера счастливым?
Ос
нователь нашей общины Тэзе, брат Роже, всегда говорил: «Господь хочет счастья для нас» и как мы видим в Св. Писании, это несомненно правда. Уже пророк Иеремия пишет «Только Я знаю планы, которые имею для тебя, говорит Господь, планы для благополучия твоего, а не вреда, дать тебе будущность с надежой».
Иисус Сам говорит в Евангелии от Иоанна (15.11) «Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна".
Однако каждый верующий знает времена борьбы, когда кажется, что вера не ведет нас к счастью, которое Господь желает для нас. Что это означает?
Это очень личный вопрос, и сложно дать общий ответ. Во времена борьбы, мы нуждаемся в брате или сестре по вере, с которыми мы могли бы поговорить о наших сложностях, просто поделиться ими, Господь способен осветить нашу печаль.
Со временем, радость сможет вернуться и мы поймем, что наша вера в Бога вывела нас из тьмы ко свету.


 2) Как любить врагов?

Христос наш Учитель. В Евангелии от Матфея (11.29) Иисус говорит: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдите покой душам вашим". Мы нуждаемся в том,
чтоб учиться у Него. Это область дисциплины. Мы не так уж совершенны в этом искусстве. А сердце Его уроков: любовь. Нежность и смирение, вот ключи, которые Он дает нам для подражания Его жизни. Они  могут сделать нас любящими по-настоящему. Любовь много более, чем страсть или симпатия. Она означает быть готовым отдать жизни за ближних.
Заповедь Иисуса о любви к врагам является для меня величайшим знаком истинности нашей веры. Человеческими силами мы не можем достичь такого образа мыслей. Если я имею врага, я должен победить и доказать, что прав, а он нет. Иисус Своей жизнью показывал иной путь. Мы должны идти в любви до конца. Со своим последним вздохом, Иисус молился за тех, кто пригвождал Его ко кресту. Как я буду поступать в той или иной ситуации? Я не знаю. Я могу молиться о том, чтобы мое сердце было открыто для любви, подобной любви Христа, чтобы принять Его любовь.

3) Возможно ли для христианину бояться будущего?

Да, это возможно. Мы всего лишь люди. Но мы не можем остаться запертыми в этом страхе. Возможно, поэтому первые слова Христа после Воскресения «Мир будет с вами». Он знал о тревогах нашего человеческого сердца, знал, что при встрече с неизвестным мы беспокоимся. Он вошел в реальность нашего страха — предложить нам мир. Предлагая мир, Он он вернул нас обратно к дару Божьему.
«Мир Мой даю вам, не так как мир дает Я даю вам, да не смущается сердце ваше и не устрашается", _ говорит Иисус в Евангелии от Иоанна (14.27)

Этот мир, которые не может дать земной мир, потому что это Сам Христос, это делает возможным для нас встретить будущее без пессимиза или оптимизма, но реалистично, встретить каждую ситуацию с верой, что, именно через нее, неким образом Господь работает над нами.

Только если мы найдем мужество обручиться с тем, что превыше нас, молить о нем, как писал  наш приор  Брат Алоис в тексте, который используем в Тэзе - мы обретем «Мужество милосердия».

Константин Артемьев3

Константин Артемьев, коммерческий директор отеля SkyPoint Sheremetyevo,

член общины Кафедрального собора св. ап. Петра и Павла в Москве

 

1) Вера может дать нам твердые основания для жизни, дать нам недостающие качества, восполнить нас. Вера дает мужество, надежду, твердость, и это может родить в нас позитивные изменения. Станет ли человек счастливее? Уверен, что да, если пример эти изменения в свою жизнь, а не будет воспринимать свою веру как костыль или как способ убежать от жизни.


2) Как научиться любить врагов? Отвечу честно на этот вопрос - я не знаю. Но знаю, что Бог может дать нам чувство такой безопасностм в вере, которое позволит не испытывать к врагам ненависти, не желать мести, воспринимая их как препятствия, преодолевая которые, мы становимся опытнее в борьбе с собой. И, конечно, мы можем научиться жалеть их.


3) Я опасаюсь завтрашнего дня часто, даже понимая, что опасения мне никак не помогут сделать мое завтра лучше. Мы хотим контролировать завтра, но опасения никак не могут помочь нам в этом. Доверяя Богу свою жизнь можно уменьшить это беспокойство - в конце концов Он лучше знает, какое завтра принесет нам большую пользу.

Анастасия Подлиняева2

Анастасия Подлиняева, студентка Папского Университета (Pontificia Università Gregoriana Гим, Италия)

Католическая Церковь

 

1) человек создан Богом и для Бога. Только в Боге человек начинает раскрываться полностью, становится тем, кем Создатель задумал его ещё в предвечности, реализует себя. И конечно человек, если он ощущает себя любимым творением Бога, если верит что Бог любит его и оберегает, то конечно человек становится счастливым по-настоящему. Это как понять наконец кто ты, откуда и для чего.

2) Иисус часто говорил ученикам: "любите врагов своих". Но не оставил какого-то особенного способа, каких-то инструкций. Единственное, что у нас есть, это сам Христос, Который умер на кресте, прощая всех своих убийц. Ничего большего нам и не надо. Думая о муке и бесконечной любви нашего Спасителя, мы можем найти ответ на любой вопрос. Я так же думаю, что любить врагов - это особая благодать от Бога, которую Он Даёт только тем, кто во всем старается поступать как Сам Христос. Так просто взять и любить врагов человеческими силами невозможно.

3) мы люди, а значит боимся неизвестности, того, что нас ожидает. Но как христиане, мы имеем удивительную историю, которая длится от сотворения мира и до сего дня. И в течении этой истории, Бог ни на минуту не оставлял нас, а продолжал оберегать и вести к Царству Своему. Он посылал нам пророков, чтобы они говорили нам о том, что Он небезразличен к нам. И наконец, послал единственного Своего Сына. Что может свидетельствовать сильнее о том, что Бог нас любит? А значит, никогда не оставит. По-человечески это трудно понять. Но если мы посмотрим на нашу собственную жизнь, то увидим много ситуаций, которые казались нам неразрешимыми, внушали страх. А теперь мы только улыбаемся, вспоминая об этом. Достаточно только довериться в руки Отца.

 

монахиня
Татьяа Спектор (в прошлом, преподаватель Семинарии (Holy Trinisy Orthodox Seminary at Jordanville) монахиня (Леснинский монастырь, Франция) Православная Церковь

 

1) Делает ли вера счастливее? Какие позитивные изменения происходят в жизни человека благодаря вере?


Отвечаю по собственному опыту.  Вера не делает счастливее, а вера делает счастливым. Неверующий несчастлив, только не знает об этом. До того, как поверить, я жила в неосознанной, но постоянной тоске. Вроде бы достигаешь все свои цели, получаешь звания и награды, а в глубине сердца необъяснимое чувство вины и беды: что-то я делаю не то. Вера эту тоску снимает напрочь.
Позитивные изменения.
Ты обретаешь цель и смысл жизни.  До того, как поверить, я cтрадала от того, что нет никакой достойной жизненной цели. Ведь нельзя же смыслом жизни считать новый дом или новый автомобиль, даже статью, даже книгу. Верующий человек обретает такую цель, от которой дух захватывает, душа расправляется и сердце оживает – вечную жизнь.
Ты получаешь чёткие и ясные представления о добре и зле, узнаёшь, в чём глубинный и грозный смысл этого различия. Неверующий человек творит зло, то есть грешит, совесть его обличает, а он даже не знает, за что – ведь он не понимает, что такое грех. Думает, что грех – это старинное слово, которое называет нарушения общественных норм, а те нормы давно отжили, так что мы вполне можем их нарушать. А ведь грех лишает нас вечной жизни.
Главное –  перестаёшь быть одиноким. Ты постоянно ощущаешь в сердце подтверждение в том, что Господь всегда с тобой во всех твоих бедах и успехах.
Практически позитивные изменения иногда выглядят так. В конце 1990-х у меня был студент, которым все восхищались, настолько он был звезда во всём – беспримесный отличник, примерный сын, верный друг, отзывчивый товарищ, благочестивый прихожанин. И только в 2001 году я узнала, что он стал таким не так давно, под влиянием веры во Христа, к которой пришёл, едва не скончавшись от наркотиков.


2) Как научиться любить врагов?


Ответ на этот вопрос находим у святых отцов. Общий принцип: надо признать себя хуже всех. Но это не так-то легко даётся, поэтому святые отцы дают практические рекомендации. Приведу одну из самых действенных. Это молитва святителя Игнатия (Брянчанинова): Господи, помилуй (имя врага), и её святыми молитвами помилуй мя грешную и окаянную.   


3) Может ли христианин опасаться завтрашнего дня?


Ответ в Евангелии. Если христианин живёт по Евангелию, то он не только не опасается, но даже не заботится о завтрашнем дне (Мф 6:34). Завтра, как и сегодня, Господь даст всё потребное и поможет достойно встретить все испытания.

 

Владимир3
Владимир Шефер, проповедник лютеранской общины г. Пермь, член Синода ЕЛЦ ЕР


1) На Ваш взгляд, делает ли вера счастливее? какие позитивные изменения происходят в жизни человека благодаря вере?..
Да я бы сказал, что не только позитивные, а вообще любые. То есть вера меняет абсолютно все. Мы начинаем жить в другом измерении. Мы более не от мира сего. При этом мы не становимся какими-то отшельниками, одетыми в лохмотья, и имеющими блаженный взгляд, но мы теперь другие. С недостатками, пороками, грехами, но другие. Вокруг все как прежде – семья, работа, друзья, заботы, проблемы, болезни, смерть… Но наше восприятие всего этого кардинально изменяется. Мы продолжаем верить в себя, в свои силы, мы продолжаем заботиться о своих близких, но понимаем, что исполняем высшее предназначение (даже в самых что ни на есть обыденных действиях), понимаем, что все предопределено. На все воля Божья и все наши самые простые, порой рутинные действия имеют смысл. Не могут не иметь! Надежду прежде всего на Бога лично я вижу именно в этом. И в этом же вижу тот самый «позитив».


2) Как научиться любить врагов?

Вопрос поставлен абсолютно правильно. Именно научиться! У меня нет ответа на этот вопрос. И как тут можно сказать: для того, чтобы научиться любить врагов, то сделайте то-то и то-то? Далее следуют пункты, как в многочисленных психологических рекомендациях в интернете. У каждого свои обиды, вернее их восприятие. Свои «враги». И вопрос их прощения, вопрос любви к ним, мне кажется, очень индивидуален. Общее для всех тут одно – слова Иисуса: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» Думаю, что именно от этих слов и нужно отталкиваться, с них и нужно начинать искать ответ на этот вопрос.


3) Может ли христианин опасаться завтрашнего дня?

Когда мы провожаем в последний путь наших братьев и сестер, то мы, несмотря на это трагическое событие, говорим о радости, о христианской радости. Мы скорбим, страдаем, мы убиты горем, но в то же время мы, как христиане, радуемся тому, что наш брат или сестра избавлены сейчас от мирских страданий, что они сейчас у Господа. Возможно кого-то из нас сегодня или завтра Господь призовет к Себе. Боимся мы этого или нет, говоря о христианской радости встречи с Господом?

Да, конечно, боимся. Давайте не будем лукавить! Мы, будучи грешными, смертными людьми боимся завтрашнего дня. Мы боимся смерти, болезни, различных проблем. Но вот у меня в голове возникает такое сравнение. Извините, если оно покажется вам примитивным. Допустим, мы начинаем что-то новое. Мы очень хотим этого добиться и мы говорим, что верим в себя, что все у нас получится! И это начинание мы сравниваем с прыжком в холодную воду. Страшно, но мы верим, что вынырнем и поплывем дальше! Так вот, я услышал Благую весть и я в нее поверил. Я рискнул и прыгнул. Да, я порой испытываю страх, но я верю, что Господь не даст мне «утонуть».

 

Перевод, беседа: А. Арсеньева

Человеческая личность и биотехнологии (донорство, клонирование, эвтаназия, продление жизни, изменение пола)


    Для удобства рассмотрения этого вопроса я предлагаю разбить его на несколько пунктов, в дальнейшем из этих пунктов можно «собрать» более удобную компиляцию.1. Человеческая личность.
    Проблематика человеческой личности и различные концепции объясняющие феномены связанные с человеческой личностью интересовала многие поколения ученых и философов. Заметные следы подобных дискуссий мы можем встретить обращаясь к различным философским учениям, а также к религиозным концепциям. Однако, определенно можно утверждать, что именно феномен личности выделяет человека из остального животного мира, делая человека ультрасоциальным животным. Конечно, определенные личностные характеристики встречаются и у других животных, особенно высокоорганизованных, но только человеческое существо обладает определенным набором личностных качеств, позволяющих провести четкую границу между ним и остальным животным миром.
    Основным отличием религиозного взгляда на феномен человеческой личности является то, что именно религиозное мировоззрение органично дополняет картину мироздания. Резюмируя, можно с уверенностью говорить о том, что человеческая личность есть набор индивидуальных характеристик человеческой психики реализованных за счет социальных взаимосвязей человеческого индивидуума. 2. Общие замечания к биотехнологический прогрессу.
    Развитие биотехнологий является неотъемлемой частью общего технологического прогресса, влекущего за собой также и изменение общественных устоев и коррекцию общественной морали. В этой связи, совершенно необходимо, создать адекватный своевременный ответ со стороны христианской церкви на возникающие вопросы.
    При всей связанности биотехнологического прогресса с общим технологическим прогрессом его, тем не менее, отличают несколько особенностей. Прежде всего, некоторые отрасли биотехнологического знания развиваются вынуждено, под давлением растущей численности населения. Поэтому некоторые аспекты генной инженерии не должны подвергаться осуждению или противодействию, так как в будущем острота борьбы с голодом и нуждой в повышении урожайности потребуют более широкого применения генномодифицированных сортов сельскохозяйственных растений и пород животных. Также, на мой взгляд, подобные организмы не следует рассматривать как опасный продукт генной инженерии, но лишь как результат глубокой селекции, помогающий раскрыть потенциал того или иного сельскохозяйственного организма заложенный самим Творцом. 3. 1. Биотехнологический прогресс и вопросы человеческой жизни и здоровья.
    Как члены христианской церкви мы призваны возвещать непреложную ценность человеческой жизни, выражать поддержку тем методам медицины, которые способствуют излечению болезней, а также тем которые способны качественно улучшить жизнь человека. Таким образом методы трансплантологии, в случае если от этого однозначно зависит жизнь пациента, однозначно должны поддерживаться и одобряться. Важным аспектом в трансплантологии будущего также станет возможность трансплантации искусственных органов или, возможно, даже систем органов. Речь в первую очередь идет не об искусственно выращенных органах из клеток пациента (такие операции проводятся уже сейчас, пересадка мочевого пузыря, роговицы глаз, кожи), а о полностью синтетических органах или системах органов. Например, в случае с бионическими конечностями, сердцем, почками или легкими, мы скорее всего однозначно, как и все общество в целом, отнесемся положительно, так как подобные синтетические органы помогут человеку с инвалидностью жить более менее самостоятельно и полноценно. Но, как быть с синтетическими органами влияющими на гормональный фон или структуры мозга (отвечающие за мыслительную деятельность)? На мой взгляд, однозначно ответить на этот вопрос в данный момент нельзя. Это вопрос будущего.
3.2 Проблематика трансгендерности в условиях возможности хирургической смены пола.
    Самым важным моментом в этом вопросе является то, что с точки зрения человеческой биологии и анатомии фактическая смена пола невозможна. Человек как и любое другое животное получает во время зачатия специфический хромосомный набор, который помимо всего прочего обуславливает развитие того или иного пола в процессе натального и постнатального онтогенеза. Пол человека зависит от набора половых хромосом  и таким образом никакие хирургические вмешательства не могут изменить фактического пола человека.
    Трансгендерность это особенность человеческой психики, которая может возникнуть как из-за патологических причин связанных с гормональным фоном (особенностями развития структур головного мозга и половых желез), так и из-за патологий социализации конкретного индивидуума. 3.3 Продление жизни и общие замечания к вопросам клонирования.
    Обращаясь к истории человечества мы можем проследить устойчивую зависимость продолжительности жизни от нескольких факторов. Также, до недавнего времени, подобную корреляцию можно было провести на различных обществах живущих в условиях различного технологического развития. Безусловно, самую важную роль в увеличении продолжительности жизни в последние сто лет сыграло развитие общедоступной дешевой медицины. Есть основания полагать, что в дальнейшем эта тенденция продолжится и таким образом, в том числе, и возраст активной дееспособной жизни также непременно возрастет, что является несомненным плюсом для общества и церкви. Таким образом любые методы позволяющие достигнуть естественного увеличения человеческой жизни однозначно можно воспринимать как благо.
    Клонирование живых организмов, пожалуй, одна из самых животрепещущих тем среди всех прочих касающихся биотехнологического прогресса. Важную негативную роль в отношении общества к клонированию сыграли средства массовой информации, сформировавшие общественное мнение. К слову сказать, клонированием человек занимается уже очень давно, по крайней мере клонирует растения. Вспомним прививку плодовых деревьев например, когда на одном дереве могут расти несколько сортов яблок, с точки зрения биологии каждая ветвь несущая один сорт будет являться вполне себе организмом с индивидуальным набором генов, отличающимся от соседней ветви. В данный момент, тема клонирования отходит на второй план, так как научный интерес многих ученых вполне удовлетворен последними успехами в этой области. Ученые ответили для себя на вопрос можем ли мы клонировать животных и растения, ответ оказался утвердительным. Какой ответ дадим мы? Конечно, в условиях когда перед человечеством стоит проблема неравномерного распределения ресурсов и пищи, необходимо найти решение и одним из таких решений, возможно, является клонирование. К разрешению данных проблем требуется подходить взвешенно, учитывая острые потребности людей, а не только чисто научный интерес (как в случае с возможностью клонирования мамонта или вымерших человеческих человекообразных, понятно что это возможно уже сейчас, но практической пользы в этом нет).  
    

 

В жизни верующего бывает и так, что искушение проходит до самых глубин сердца и все твое беззаконие поднимается со дна.

Словно большой ложкой с жадностью ты начинаешь уплетать этот "греховный салат", приятный на вид и обещающий тебе многое. Но очень скоро становиться ясно, что какой-то из ингредиентов испорчен! Попросту прокис.

И неприятное послевкусие наполняет тебя! Разочарование и удивление от того, как все же легко тебя обмануть. И как легко ты обманулся. И сейчас бы глоток свежей воды! Чтобы смыть, прополоскать и удалить от себя эту "просрочку".

И в этом сила покаяния и правды Божьей. Не все получается, но ничего не скрыто от Его глаз. И в этом благо!

Если сатана обвиняет тебя и каждый раз выставляет счет за все былое, считая тебя по праву своим, потому что ты "пришел к нему", то НАСКОЛЬКО БОЛЬШЕ ГОСПОДЬ?!

Есть одна старая притча на этот счет:Жил один человек. Жил, как и многие из нас, согрешая по глупости и каясь всем сердцем. Наконец покаялся и умер.

Злой дух пришёл за его душой и говорит:


— Он мой.

Господь же отвечает:— Нет, он каялся.


— Да ведь хоть и каялся, опять согрешал, — продолжал дьявол.

Тогда Господь ему сказал:— Если ты, будучи зол, принимал его опять к себе после того, как он мне каялся, то как же мне не принять его после того, как он, согрешив, опять обращался ко мне с покаянием? Ты забываешь, что ты зол, а Я — благ.

Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями. (1Тим.6:12)

ВОПРОСЫ РЕДАКЦИИ

1)  возможно ли сохранить веру, принимая базовые элементы концепции Р. Бультмана (напр. отрицание сверхъестественного) ?
2) известно высказывание А. Швейцера "Мыслящему христианству должно быть предоставлено право на существование среди верующего христианства" - близко ли Вам это утверждение?... возможно ли различать то, что подлежит рациональному и/или научному анализу в вопросах веры - и то, что apriori закрыто для сферы рассудка?

3) есть версии, что события Откровения Иоанна Богослова - предостережения (либо описания событий прошлого)? Насколько обоснованны данные идеи, на Ваш взгляд?

Светлана Яблонская

Светлана Яблонская, богословский редактор Института перевода Библии, теолог (Российский православный университет Иоанна Богослова, библейско-патрологический факультет), кризисный психолог, РПЦ


Я считаю, что возможно – в конце концов, в сердце нашей веры не миф, а Богочеловек по имени Христос, распятый и воскресший. Другой вопрос, как в концепцию отрицания сверхъестественного вписывается Воскресение, однако само существование вселенной, поднимающееся каждое утро над горизонтом солнце, рождение нового человека само по себе уже такое чудо (хоть мы теперь и можем до определённого момента всё это объяснить с научной точки зрения), что уверена, Богу по силам и восставить Сына Своего из мёртвых.
Много уважения к такой вере, взрослой, строгой, даже суровой, «во всём пытающейся дойти до самой сути». Не утешающей себя иллюзиями.


2. известно высказывание А. Швейцера "Мыслящему христианству должно быть предоставлено право на существование среди верующего христианства" - близко ли Вам это утверждение?... возможно ли различать то, что подлежит рациональному и/или научному анализу в вопросах веры - и то, что априори закрыто для сферы рассудка?

Да, близко и очень дорого. Православный священник о. Георгий Чистяков сказал как-то в день начала нового учебного года в одном богословском учебном заведении: «Православная наука – это наука без вранья». Думаю, его характеристику можно расширить до христианской науки в целом. Мы знаем примеры выдающихся верующих учёных, на меня лично в своё время оказала большое влияние встреча с монахом-иезуитом, одним из ведущих астрономов современности и хранителем ватиканской коллекции метеоритов. В нём сочетались пламенная вера и блестящий критический разум.

Но Ваш вопрос, если я правильно понимаю, в первую очередь касается возможности рационального анализа вопросов веры. Здесь мне кажутся важными два момента: с уважением относиться к пути христиан, живших до нас (то есть не считать а приори, что все они заблуждались, понять их точку зрения, пусть и затуманенную порой историческим контекстом), и не выносить последнего суждения по какому бы то ни было вопросу, оставлять последнее слово Богу.

Тот же о. Георгий Чистяков говорил: «Богословие возможно только на коленях». То есть если мы сохраняем такое отношение к предмету своего исследования, исследование возможно.

3. есть версии, что события Откровения Иоанна Богослова - предостережения (либо описания событий прошлого)? Насколько обоснованны данные идеи, на Ваш взгляд?
Я с уважением отношусь к словам Господа нашего Иисуса Христа о том, что не наше дело знать времена и сроки. Я не знаю, насколько эти идеи обоснованны, не компетентна судить, но по изложенной выше причине они никогда не были мне особо интересны.

Есть мир – творение Божие, есть люди – ближние, есть много задач в современном мире, которые вопиют о внимании и активности христиан, мне кажется, важнее заняться этим. В конце концов, каждому из нас на земле не так уж и много времени выделено.

 Мананников2
Игорь Мананников, доктор философских наук, эссеист, Католическая Церковь

 

1 Возможно ли сохранить веру, принимая базовые элементы концепции Бультмана ( отрицание сверхъестественного)

Я не слишком большой знаток Бультмана. Но кое-что читал из его трудов. Самое главное чудо в христианской вере - это воплощение Бога и воскресение Христа. Если эти моменты отрицаются на каком-либо основании, то это уже не христианская вера и не вера вообще. В Библии много мифологических элементов, ее писали все-таки люди (хоть и под воздействием Св. Духа) с определенным мировоззрением в разные эпохи. Но генеральная линия  Писания - это Иисус Христос. Эта линия прослеживается в Библии на протяжении многих столетий и открывается нам в Евангелиях.  Мне кажется существование и развитие одной этой идеи о Мессии на протяжении стольких веков - само по себе является чудом. 

Многие библейские чудеса можно подвергнуть сомнениям, например А. Мень не верил, что Бог раздвинул море перед иудеями, а считал, что они где-то по мелководью перешли. Однако, Мень был верующим человеком. Много может быть разномыслий, но вера в телесное воскресение Христа является основой нашей веры. Многие забывают, что вера - это дар Божий и подвиг и пытаются ее обосновывать через разные рациональные ухищрения. Я употребляю понятие "рационального" , а не разумного. Разум (часто в отличие от рациональности) не противоречит вере, а дополняет ее. Что было сверхъестественным для Бультмана? То, что противоречило тогдашней его науке. Но, извините, тогда и гравитационные волны были сверхъестественным явлением, а сегодня мы празднуем их экспериментальное открытие. Для Бультмана и для многих его последователей, к сожалению, понятие разума отождествилось с понятием научности. От этого все беды.

Научность  - это небольшой и не самый важный сегмент разума, к тому же постоянно изменяющийся. Сводить к нему свою веру было бы глупостью. Кроме того, в самом понятии демифологизации я вижу некую презумпцию неалекости наших предков. Складываетс впечатление, что древние люди были идиотами: они боялись грома и не различали метафору и реальность. Это научный снобизм. Они были кем угодно: поэтами, жестокими воинами, охотниками, строителями храмов, но они не были дураками. Они понимали, что истина может обличаться в разные временные одежды и мудрые потомки это поймут. Но некоторые не понимают. Поэтому возьму на себя смелость и скажу, что, принимая учение Бультмана, веру сохранить и тем более ее укрепить нельзя.

2 известно высказывание Швейцера "мыслящему христианству должно быть предоставлено право на существование среди  верующего христианства." близко ли вам это утверждение. возможно ли различать то, что подлежит рациональному и научному анализу в вопросах веры - и то что априори закрыто для сферы рассудка?

Нужно сказать, что мыслящее христианство и верующее христианство не противоречат друг другу. Появление науки как одной из форм рациональности обескуражило многие великие умы. Многие стали считать, что разум стал тождествен науке. Это заблуждение. Причем в обыденной жизни мы это понимаем. Но только встает вопрос теоретический, то нам сразу хочется научности или хотя бы наукообразности. Никому не придет в голову подойти с научным подходом к утверждению "моя мать меня любит", хотя это утверждение для нас является жизненно более важным, чем существование черных дыр. Но когда вопрос заходит об утверждении "любит ли Бог меня", то мы сразу же теряем почву под ногами и требуем научной методологии.

Верить в любовь матери проще, это касается только моего психологического состояния. Верить в любовь Бога ко мне сложнее - это значит охватить взглядом весь мир и построить отношения с бесконечным. Наш разум, чтобы быть настоящим, должен упираться взглядом в бесконечность. Бесконечность включает в себя бесконечную вариативность. Если же мы хотим эту бесконечность заковать в рамки сделанных на сей момент научных открытий, то мы умаляем свой разум. Такое искаженное понимание разума присуще многим богословам и Швейцеру в том числе.

Библия никогда не претендовала на научное описание мира. В донаучные времена она просто взяла на себя функции описания мира. Тогда любой бард и мифолог это делал изощреннее. Когда наука сделала первые твердые шаги, не без трений, но Библия перестала претендовать на объяснения материального мира и отдала эти функции науке. Так зачем же сейчас опять это смешивать?

Я бы так сказал: верующее христианство должно быть всегда мыслящим. Немыслящее, глупое христианство так же противно Богу, как и всякая глупость. Но не нужно сюда примешивать научность. В вере все разумно, вера открывает новые горизонты разуму и укрепляет его, любое научное открытие начиналось с веры в то, что это возможно. Вера - это не безапелляционные убеждения, это пространство свободы и бесконечных возможностей, поэтому верующий разум может все.

3 есть версии что события Откровения иоанна - предостережение или описание прошлого насколько обоснованы эти идеи на ваш взгляд?


Я философ, а не богослов. Я не изучал специально литературу по Апокалипсису. Однако я верю, что текст Иоанна имеет множественный смысл, множащийся как в пространстве, так и во времени. Это как сад разбегающихся тропинок у Борхеса. Как и любой боговдохновенный текст. Если сказать, что это события прошлого, то тогда мы отдадим текст филологам и историкам. Но этот текст не умер, он говорит мне сейчас о чем-то, обо мне самом, о мире, об истине и о будущей надежде. Как в любом пророчестве, там много смысловых пластов, много аллегорий, много тайн.

Представьте себе, что вы попали в 1830 год и пытаетесь растолковать Пушкину о том, что такое интернет, планшет и проч. У вас не хватит слов и вы будете использовать метафоры и сравнения. И в конечном итоге ваш рассказ про 21 век будет представлять из себя нагромождение фантастических аллегорий. Пушкин послушает и скажет, что все это не научно, и полно мифологем.  Наверное то же чувствовал Иоанн, когда писал Откровение.

Игорь Журавлев111

Игорь Журавлев,  пастор ЕЛЦ в России, магистр теологии

 

1)    Возможно ли сохранить веру, принимая базовые элементы концепции Р. Бультмана (напр. отрицание сверхъестественного)?

Здесь следует спросить: а что для вас вера? Что именно нужно, если возможно, сохранить? Веру во что именно?
Если предельно упростить теологию Бультамана, то можно выделить два направления:

1) призыв перевести библейское повествование на современный ему научный язык в стремлении отделить керигму от мифа и

2) это понимание греховности и падшести человечества как неподлинного существования, выражающегося в привязанности к телесному, что противопоставляется подлинному существованию, к которому следует стремиться и обретать через самосовершенствование.


Для меня Рудольф Бультман по праву является великим богословом 20 века, хотя далеко не со всеми положениями его учения я готов полностью, без оговорок, согласиться. Тем не менее, что именно для меня представляется главным: важна именно керигма, то есть благая весть о спасении (назовите это возможностью перехода к подлинному существованию) во Христе Иисусе. Все остальное следует рассматривать именно с точки зрения этой керигмы. Детали, по меньшей мере, второстепенны, а по большому счету вообще не имеют значения. 

Что еще представляется важным? – Благая весть должна проповедоваться на том языке, который наиболее понятен современникам (как это было во времена Христа) и таким способом, чтобы это не вызывало когнитивного диссонанса у человека, получившего современное образование.


2)    Известно высказывание А. Швейцера "Мыслящему христианству должно быть предоставлено право на существование среди верующего христианства" - близко ли Вам это утверждение?... возможно ли различать то, что подлежит рациональному и/или научному анализу в вопросах веры - и то, что априори закрыто для сферы рассудка?
              
Я понимаю то, что хотел сказать Швайцер. К сожалению, даже сегодня можно встретить это противопоставление веры и разума. Ведь мысль – это продукт разума, а вера часто противоречит разуму. Ее еще называют «слепой». Однако сегодня мне хотелось бы перевернуть эту фразу и сказать, что верующему христианству тоже должно быть предоставлено право на существование среди все более удаляющегося в умозрительные глубины мыслящегося христианства. При этом и то и другое – и «мыслящее» и «верующее» я заключил бы в кавычки, поскольку в жизни каждого отдельного христианина все слишком переплетено.


По поводу различения подлежащего научному анализу и закрытого для сферы рассудка хотел бы сказать следующее. Нет ничего закрытого для сферы рассудка, если только рассудок не зажат в тиски комплексов, будь то комплексы религиозные или научные. Если история науки чему-то и учит нас, то только одному: никогда не говори «никогда». Мы не знаем, к чему придем в процессе познания окружающего мира, поэтому все комментарии преждевременны и носят популистский характер, обусловленный мировоззренческой позицией отдельно человека.


Другое дело, что сфера познания мира не ограничивается сферой естественной науки. Это тоже миф, который, строго следуя логике Бультмана, следовало бы развенчать. Мир познается, например, через искусство. Или через религию. И у меня есть сомнения относительно того, какой метод познания мира полезнее. Я глубоко уверен в том, что человечество ничуть не стало счастливее оттого, что появился ватерклозет.

3) есть версии, что события Откровения Иоанна Богослова - предостережения (либо описания событий прошлого) ? Насколько обоснованны данные идеи, на Ваш взгляд?

На мой взгляд, вполне обоснованны. Мы ведь, читая Книгу Откровения имеем дело, по сути, с видением, которое нуждается в интерпретации. Автор Книги, по его собственным словам «был в духе», получил некое откровение посредством проходящих перед его мысленным взором образов. Я очень скептически отношусь к распространяемым в последнее время толкованиям, различным пре-, пост- и т.д. милленаризмам. Все это гадания на кофейной гуще и не более. С текстами Откровения следует обходиться очень бережно и не вкладывать в них желаемое, выдавая за действительное. Слишком велик риск всевозможных спекуляций, как это постоянно происходит с голливудской мистикой как жанром кинематографа. Это относится ко всему Священному Писанию, но к апокалипсическим книгам в первую очередь.

 Брэдн5

Брэдн Бюркле, преподаватель Семинарии ЕЛЦ, лютеранский пастор, магистр теологии

 

1) возможно ли принять базовые элементы концепции Р. Бультмана (напр. отрицание сверхъестественного) - и сохранить веру? Бультман сам был убежден в том, что можно. Как я понимаю, он даже думал, что такой подход - наилучший способ сохранения веры для современного, мыслящего человека. Огромная заслуга Бультмана в том, что он обращал внимание на проблему разницы в мировоззрении (не только в отдельновзятых вопросах, а вообще в понимание мира) библейских авторов и человека наших дней. С другой стороны, мне кажется, что можно найти иные решения для этой проблемы и вместе того, чтобы "очистить" Библии от мифологии, "сталкивать" древних мифологий (мне кажется, что в Библии - не одна) и современной (ведь у нас тоже свои мифы, даже если они "научные").


2) известно высказывание А. Швейцера "Мыслящему христианству должно быть предоставлено право на существование среди верующего христианства" - близко ли Вам это утверждение?... возможно ли различать то, что подлежит рациональному и/или научному анализу в вопросах веры - и то, что априори закрыто для сферы рассудка?

Я могу понимать, что Швейцеру казалось, что есть 2 варианта - мыслить или верит - но я считаю, что мы 100 лет спустя видим, что нет необходимости выбрать между ними. Точнее, отпала нет такого варианта, как "мыслящий, но не верующий" христианин, по крайне мере, если правильно понимать слово "верующий". К сожалению вариант "верующий, но не мыслящий" еще существует, но он был опасен для самой веры 100 лет назад, 1000 лет назад и до сих пор.  (Думаю, что не буду и попытаться ответить на вторую часть вопроса).

3) есть версии, что события Откровения Иоанна Богослова - лишь предостережения (либо описания событий прошлого) ? Насколько обоснованны данные идеи, на Ваш взгляд?

Я не понимаю слово "лишь" в этом вопросе. Для меня, есть проблема есть книга Откровение - "лишь" о будущем. Есть масса причин думать, что основная идея книги Откровения - утешать и увещевать христиан 1-го (начала 2-го?) века. Здесь важно, в том числе, видение будущего полного осуществления Царствования Бога, и в этом смысле Откровение учит нам как пережить сложности (мягко говоря) с окружающим миром и укрепляет нашу надежду на то, что Бог активен в исторических процессах и проведет историю к своему завершению.

 Альбина11111

Альбина Зотова, лютеранский пастор, Грузия


1) Веру сохранить возможно и обязательно нужно при любых обстоятельствах, а принимая во внимание концепцию Бультмана или любую другую концепцию, имеющую "научный и подрывающий" элемент - еще более возможно, так как по-моему, вера без сомнений, анализа, мысли и обращения опять-таки к безусловной вере - как раз есть настоящая вера, а не глупое слепое убеждение.


2) Утверждение Швейцера мне очень близко, как в теоретическом так и в практическом плане. Я думаю, различать упомянутые аспекты не стоит - это невозможно, одно проистекает из другого и выливается в третье. Если бы было иначе, то христианство, да и любую религию - можно было бы изучить досконально. А это привело бы к потере интереса и веры, ведь люди всегда любят непонятное и тайное.

3) Не думаю, что Откровение описывает события прошлого, более склоняюсь к тому, что это предостережения или классическое пророчество. Идея о предостережении выглядит более убедительной в свете ожидания второго пришествия Христа.

 

 


Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь"

1 Иоанна 4:8

Под тяжким бременем греха
Тащился мир, согнувшись низко.
Дорога грязь, совсем плоха...
Конец,  казалось, очень близко,

Конец пути... и жизнь уходит,
Смерть приближается к нему,
Спасенья ждет, но не находит
И снова путь ведет во тьму.

Смириться надо... Боже правый!
Неужто в ад сойдем навек?
"Господь, спаси", - усталый слабый
К тебе взывает человек.

Любовью Бог ответил миру,
Прощенье миру подарил.
И всех - больных, слепых и сирых
Святою кровию омыл.

Спасенье Бог принес нам даром,
Отдал нам Сына, сердце, кровь,
И просит нас Господь о малом:
Ответить на Свою любовь...

Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.
(Екклесиаст 1:18)

                                                                                                                                 

Смейся, милый, смейся!
В знании - печаль.
С истиной не бейся,
Твердою как сталь.

Не пытайся, взвесив,
Мир весь оценить.
Лучше просто смейся,
Проще легче жить.

Не решай задачи:
Решены давно.
Ничего не значит
То, что не смешно.

Слабо наше зренье -
  Бесполезна даль.
В мудрости - сомненье,
В знании - печаль.

Так или иначе,
Заучи одно:
Даже если плачешь....
Смейся все равно!

*****

Казалось, что множество дней
Расцвечено будет весной,
Но закрылась последняя дверь
И жизнь прошла стороной.

И стынут пустые года,
И падают пыльные дни,
И пеплом угаснувших глаз
Глядишь на чужие огни.

 

 

Он был удивительно мягкий и пушистый. Хотелось упасть в эту нежную перину и замереть. Через несколько минут белое покрывало спрятало бы тебя от всего мира. Но было нельзя. Мама крепко держала меня за руку, и я, несмотря на возраст, понимала, что она не столько держит, сколько держится сама. Отец обнял нас обеих на прощание и побежал к самолёту. По дороге он обернулся и крикнул что-то вроде: я обязательно вернусь. Мы стояли среди бесконечных сугробов и махали до тех пор, пока чёрная точка не растворилась в бескрайнем сером небе. Туда улетел наш папа, а оттуда на нас падали бесконечные белые пёрышки, и не было в ту минуту на свете женщин несчастней нас. Он вернулся.

Через полгода цинковый гроб стоял возле дома. На дворе было настоящее пекло. Я плохо помню похороны. В самую жару меня угораздило поймать ангину. Полу варёную меня подвели попрощаться, но я так до конца и не поняла, что там, за блестящей поверхностью лежит именно он.

И снова эти белые хлопья. Я стою над чёрной пропастью, куда только что спустили маленькую голубую коробочку. Она такая маленькая, что язык не поворачивается назвать её гробиком. Снег нежно обнимает меня за плечи, тяжёлыми  гроздьями свисает с волос и мне кажется, что время остановилось. Вокруг ничего нет, кроме качающейся молочной пелены и моего нескончаемого материнского горя. Скоро смёрзшиеся комья земли укроет этой волшебной шалью, а мне придётся брести по жизни дальше, не потому, что хочется, а потому, что так надо.Напротив окна моей палаты стоит огромный клён. Когда я увидела его в первый раз, он полыхал всеми красками, которые осень только смогла изобрести. Они исчезали вместе с моей надеждой. Теперь причудливо сплетённые ветви оделись в тёплый мех зимы.

Врач долго объясняет, какие странные процессы происходят внутри меня. Я послушно киваю и смотрю в окно.Путешествие подходит к концу. Скоро я встречу их всех. И только эти вечные пушинки, покачиваясь в танце, видят мою улыбку сквозь слёзы.

 

 

 

На свете жил один человек, который думал, что самое главное в жизни - деньги, здоровье и красота. Конечно, он знал, что большинство поставило бы здоровье на первое место. Но он тоже знал, сколько стоят хорошие продукты, лекарства, поездки на курорты.

В важности красоты он долго сомневался, но потом признал ее, потому что никак не мог отказаться от нее.
И он всего добился. Он нашел хорошую работу, зарабатывал неплохо. Работал он довольно много, но находил время позаботиться о здоровье. У него были красивый дом, красивая здоровая жена, красивая машина, красивые здоровые знакомые. Но не было ни одного настоящего друга. Он часто ругал жену за то, что она тратила столько времени на подруг.
В один прекрасный день он рано утром поехал на важное совещание. Ему пришлось долго ехать вдоль берега речки. Он видел, как на одной брошенной лодке что-то движется. Приближаясь, он увидел, что это человек старается вылезть обратно на берег. Этот человек был очень плохо одет и очевидно пьян. Вдруг он упал с лодки. Несколько секунд держался за льдину, потом изчез под водой.
Красивый здоровый человек в машине был единственным свидетелем. Он испугался, поехал дальше и тут же забыл о случившемся.
Когда он приехал домой, его жена, увидев его, испугалась. Он потерял всю красоту. Его губы были твердо сжатые, его взгляд холодный, как ледяная вода в реке.
- Что случилось? - спросила она.
- Да ничего, что ты.
Он не притворился, он действительно не помнил и не понимал, о чём идет речь. Но когда он посмотрел в зеркало, он тоже испугался.
Через два дня по телевизору сообщили, что в реке был найден труп. Только тогда он вспомнил.
- Убийца! - сказал ему внутренний голос.
- Это совсем не то слово - ответил он внутреннему голосу, - при чём тут я? Я же не хотел, чтобы он умер.
- Но ты и не особенно хотел, чтобы он жил.
- А что я должен был делать? Ведь я спешил. Это было очень важно для моей работы.
- Важнее человеческой жизни?
- Это был бомж. И все равно я не успел бы спасти его. Пьяные быстро замерзают. Вода холодная. Своим здоровьем рисковал бы. А с одеждой как быть? Раздеться на улице, что ли?
- Ты знай: Твоя жизнь ни на копейку не дороже, чем его.
И внутренний голос замолчал.
С того дня этот человек терял свое здоровье. Он спал плохо, быстро уставал, чувствовал боль в спине и в коленях. Потом он стал понимать, что без здоровья и денег больших не заработает.
Однажды вечером он спросил жену:
- Как ты думаешь, что самое важное в жизни?
Она немного подумала и сказала:
- По-моему, самое важное в жизни - сама жизнь.
- Чья? - Это его внутренний голос заговорил вслух.
Она ласково посмотрела в его холодные глаза и горячо поцеловала его в твердые губы.
- Вот, - сказал он своему внутреннему голосу, - она любит меня. Даже если я убийца.
Много-много лет спустя он сказал внуку:
- Не забудь, что самое важное в жизни - любовь. Люди бывают счастливыми без денег, даже без здоровья, но никогда не бывают счастливыми без любви.

 

На свете нет печальней мест,
Чем те, где средь безумства звезд,
Зрят с высоты Глаза Небес,
Глядит в тебя немой Христос.


В устах твоих - немой вопрос.
В руках твоих - незримый крест.
О Небо! Сколько Лун и звезд!
На свете нет печальней мест.


***

AGNUS DEI*

Здесь мы с тобой вчера сидели.

С Тобой ли? И наедине ли?

Здесь черный дым и едкий запах

И рыцари в железных латах.

В Твоей крови твои камеи.

Memento mori**, Agnus Dei.

Здесь нам с тобой вчера осталась

Твоя вселенская усталость.

Разбились бытия скрижали,

Твои ученики бежали.

Мы посреди страстной недели.

Мы словно странники без цели.

Переверну клепсидру боли.

Зачем живет земля без соли?

Распято бремя человека,

Распят Христос в сомненьях века,

Мне не собрать осколки мира

Я ожидаю Dies Irae***.

*Агнец Божий (лат.)

**помни о смерти (лат.)

***Судный день (лат).

***

МОЛИТВА*

Пошли мне, Боже, всего, что хочешь,

Любви великой или скорбей.

Но я доволен – пускай скорее

Свершится воля твоя – ты знаешь.

Пошли мне радость,

Пошли страстей,

Но не в избытке,

Ведь середина

Бывает сердцу всегда милей.

Перевод с немецкого стихотворения Эдварда Мёрике “Gebet”

***

ИЕРУСАЛИМ 


Снится золотой Иерусалим,
Где течет и молоко, и мед.
Ангел крылья распростер над ним.
Я спешу, уже пришел черед.

Господь приютит меня.
Господь исцелит меня.
Господь, Царь всего мира.

Стены – словно медь и сердолик,
И над ним бездонны небеса.
Сердце - словно Божий светлый лик,
А на нем – чистейшая слеза.

Господь приютит меня.
Господь исцелит меня.
Господь, Царь всего мира.

Вижу я сквозь слезы пред собой:
Как Луна, растет по камню Храм.
С городом я связана судьбой,
Прикоснувшись к золотым стенам.

Господь приютит меня.
Господь исцелит меня.
Господь, Царь всего мира.
***
Мой ангел-хранитель парит над Парижем,
А месяц зловещий застыл в небесах.
Я знаю и помню, и слышу, и вижу,
Что взвешена Жизнь на старинных весах.

А Смерть уже вышла опять на прогулку
И едет в метро, проклиная час пик.
И сердце стучит резонансно и гулко,
Предчувствуя скорый возмездия миг.

Сойдет она ночью на старом вокзале,
Обнимет кого-то и в рай уведет.
Все люди бежать круговертью устали.
Сегодня ему одному повезет.

А Жизнь снова утром вступает в пределы
И кастинг проводит на новую роль.
Мы живы, здоровы почти, даже целы
И преобразуем душевную боль.

Сомненья все дальше, а цели все ближе…
И я генерирую тысячи слов.
Но знаю и помню, и слышу, и вижу,
Как Смерть перевесила чашу весов.


***

МИСТИЧЕСКОЕ ОБРУЧЕНИЕ

...И там был Ты. И Ты был светом.
Но тень отбрасывала я.
Так поняла, что по секрету
Явился Автор бытия.

И там был Ты. И мы летели
На крыльях вместе, в никуда.
В огонь сплелись, и птицей пели,
Со скал бросались, как вода.
Так люди нас запечатлели
И в красках тайну донесли.
На те картины все смотрели,
Постичь же тайны не смогли.

И мы в печали улыбались,
Молчали люди, как во сне.
А свет с любовью обвенчались
В предвечной этой тишине.

***

Убери молоток из моей головы.
Излечи мою душу своею рукой.
Помоги, растолкуй мои вещие сны.
И смотри на Него без наивной любви.

Постучи и войди, и впусти ко мне свет.
Излечи мою душу своею рукой.
Я тебе почитаю за это стихи.
Что ты плачешь, мой ангел, ты будешь со мной.

На скользком холодном полу,
Чужая для всех и меня,
Оставь свою душу в углу
И дай мне немного огня.

Ты дай мне стакан воды
И поменяй мне бинты.
Чужие стихи и мечты.
Святая вода и кресты.

 

ЛЮТЕРАНСКИЙ СОБОР

            
Сереет небо. Сеткою дождя            
Весь город заткан, словно паутиной.
Шпиль колокольни, в небо уходя,            
Венчает храм – готический, старинный.

Он прям и строг. Уж полтораста лет,
Как он воздвигнут – к Божьей славе вящей;
Взирая вниз, на суетный проспект,
Над ним вознёсся гордый крестоцвет,
Пинаклей ряд – изыскан и изящен.

Проспект шумит: богачество и голь,
Шуршанье шин и толчея народа...

А я, пройдя широкий архивольт,
Вхожу в притвор, под сумрачные своды.


Здесь всё иначе: тихо и светло.
Пред образами теплятся лампады.        
Здесь витражей янтарное стекло –
Здесь пламенеет меч, изгнавший Зло –


Низринувший навеки жало ада.
Здесь роза Лютера и Дух Святой,
Ключи от Рая – Церкви достоянье...

Вот Библия легла на аналой,
И звук органа мягкою волной
Плывёт по залу, ширясь, – и собой
Всё наполняет в радостном сиянье...

...Я пред лицом Твоим, у алтаря, –
Пришёл к Тебе –
Ещё черней, чем прежде.
Господь, иссопом окропи меня –
И я очищусь вновь, и стану я
Белей, чем эти белые одежды.


Живя святому Слову вопреки,        
День ото дня терзаясь и тоскуя,
Что принесу Тебе? Свои грехи?
А что другое принести могу я?

Но Ты Господь – и Ты один всеблаг,
Ты нам даёшь надежду возродиться
И вновь грехи прощаешь –  так же, как
Ты не вменил греха своим убийцам.


В час крестной смерти –
В самый страшный час
Разбойнику спасенье даровавший, –
Господь, Ты ныне каждому из нас
Даёшь Хлеб Жизни и Завета Чашу......

Сереет небо. Сеткою дождя            
Весь город заткан, словно паутиной, –
И мы уносим в сердце, уходя,
Любви Господней светоч негасимый...

Июнь 2009

Страница 4 из 16

Библейские цитаты

Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…