Первые пять книг Библии, Пятикнижие Моисеево? Конечно, его написал пророк Моисей, ведь оно так и называется, ведь именно так учат Писание и Предание. А кто не согласен – тот нечестивый атеист.
А потом читатель может столкнуться с аргументами другой стороны. Он их или отвергнет с порога, начиная прямо с выводов, и до аргументов уже не доберется, либо… рассмотрит и с некоторыми согласится. Что же, значит, Писание и Предание недостоверны? Такой вывод некоторые и делают.
Стоп, давайте разберемся. Предание – вещь сложная и многоплановая, в ней можно найти множество самых разных утверждений (например, о плоской Земле и вращающемся вокруг нее Солнце или о браках гиен с муренами), но только некоторые из них имеют действительно вероучительное значение. Вопрос об авторстве библейских книг к их числу явно не относится.
 
А как же наименование «Пятикнижие Моисеево»? Разве оно не указывает на автора? Совершенно необязательно. Так Псалтирь у нас носит имя царя Давида, но Давид совершенно точно не писал 136-го псалма «на реках Вавилонских» просто потому, что умер задолго до вавилонского плена. Вряд ли Иона, Руфь и Иов сами написали книги, носящие их имена. И уж совершенно точно пророк Самуил не писал двух книг, носящих в еврейской традиции его имя (в нашей – 1-я и 2-я Царств) уже просто потому, что он умер к середине первой книги.
 
Отчасти проясняет ситуацию книга Притчей Соломоновых. Она так и называется в оригинале – казалось бы, ее целиком и полностью написал царь Соломон? Нет! Во-первых, в конце этой книги приведены изречения еще двух царей, Агура и Лемуила. Но даже не это главное, 25-я глава начинается со слов: «И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского». То есть притчи произнес царь Соломон, но в книгу они вошли только при царе Езекии, двумя столетиями позднее! Все это время они существовали в виде устного предания. Книга Притчей восходит к Соломону, Соломон – ее главный герой, но ее в дошедшем до нас виде, от начала до конца, Соломон явно не писал.
А что же с Пятикнижием? Несомненно, Моисей – главный герой четырех из пяти книг, а первая, Бытие – по сути, предыстория Исхода под водительством Моисея. Во-первых, сам текст этих книг нигде не указывает на авторство Моисея. Нигде не сказано: «Я, Моисей, пошел туда-то, сделал то-то, а потом записал всё это». Напротив, о Моисее говорится исключительно в третьем лице.
Но есть ли в тексте аргументы против Моисеева авторства?
Есть, и самое интересное, что потребовались буквально столетия (!), чтобы они были признаны благочестивой иудейской и христианской публикой, да и то далеко не всеми. Подробнее об этой истории можно прочитать в книге Р.Э. Фридмана «Кто написал Библию?», а мы здесь отметим только принципиальные моменты.
 
В XI веке в исламской (тогда) Испании еврейский врач Исаак ибн Яшуш указал, что в 36-й главе Бытия перечислены цари Эдома, жившие после Моисея. Отсюда вывод: как минимум, эти имена были добавлены к книге после его смерти. В следующем столетии его соотечественник Авраам ибн Эзра, считавший, что книгу Исаака следует сжечь, обратил внимание на другие подобные строки, где описаны места, в которых Моисей не бывал, где используются выражения явно из другого времени, да и вообще о Моисее говорится в третьем лице. Итог ибн Эзра подвел так: «если ты понимаешь, то ты узнаешь истину». Но сам он называть свои выводы вслух не стал.
В XV веке уже в христианском мире авильский епископ Тостат отметил, что повествование о смерти Моисея в конце Второзакония писал явно не Моисей. Сразу замечу, что на это часто можно слышать возражения: он пророк и мог всё заранее предвидеть. Если даже так, зачем ему было оформлять свое предвидение как повествование об уже произошедшем событии?
 
На этой стадии принято было считать, что к изначальному Моисееву тексту были добавлены некоторые дополнительные эпизоды. Или, во всяком случае, так было принято говорить.
Но дальше – больше. В XVII веке британец Томас Хоббс и француз Исаак де Пейрер обратили внимание на множество других, менее очевидных проблем. Например, выражение «до сего дня» (Быт. 26:33, 35:20 и др.). Они описывают Землю Израиля или Палестину, какой она была уже во времена самих израильтян, и объясняют происхождение некоторых названий и памятника Рахили. Мог ли так говорить о ней Моисей, никогда не бывавшей в этой земле?
 
А Второзаконие вообще начинается так: «Сии суть слова, которые говорил Моисей всем израильтянам за Иорданом». За Иорданом, по ту сторону реки – это где?
Контекст не оставляет никаких сомнений: на восточном берегу, еще до того, как израильтяне переправились через реку. Но «за Иорданом» может говорить в таком случае только тот, кто сам живет на запад от реки! Так, если кто-то напишет, что Европа находится «по ту сторону Атлантики», мы поймем, что автор живет в Америке и он никак не мог написать этого прежде ее открытия. Так и начало Второзакония не могло быть написано до пересечения израильтянами Иордана.
 
Наконец, всё это суммировал знаменитый философ Барух/Бенедикт Спиноза (Нидерланды, XVII век). Вот еще один пример, который он разбирал подробно: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу» (Втор 34:10). Дело даже не в том, что Моисею так было бы писать о себе нескромно – автор этих строк явно знал дальнейшую историю Израиля, ему было с кем сравнивать Моисея.
 
За вольнодумство Спиноза был отлучен от синагоги, но и христианские авторы (католики и протестанты в равной мере) ополчились на его выводы. Отстоять Моисеево авторство всего Пятикнижия было уже нереально, так что логика, например, его критика Ришара Симона состояла в следующем: Моисей написал собственноручно всё, кроме того, что он явно не мог написать. Но и это показалось тогдашним католикам недопустимой уступкой вольномыслию – книга Симона была тоже запрещена.
 
Но брешь, так или иначе, была пробита: оказывается, Моисею может принадлежать только ядро этих книг, а остальное было дописано его последователями. Оставаясь в рамках здравого смысла, уже было невозможно утверждать однозначно: всё написал Моисей. Можно, правда, не включать рассудок, и многие так и делают, но это не всем подходит.
Вспомним, что даже Евангелия не были записаны сразу после Воскресения Христа и существовали несколько десятилетий (!) в виде устных рассказов очевидцев. Только когда их стало слишком мало, а слушателей – слишком много, пришлось всё это записать для всеобщего доступа.
Примерно таким же образом постепенно складывались Псалтирь и книга Притчей, и отчего бы не допустить, что и Пятикнижие возникло не сразу, одномоментно, а в ходе своеобразной «кристаллизации» устных преданий и, возможно, некоторых письменных текстов (таких, как Десять Заповедей, которые, впрочем, тоже дошли в двух не совсем одинаковых вариантах – Исх. 20 и Втор. 5). 
А вот как описывает этот процесс знаменитая «документальная гипотеза». и что из нее может следовать, мы поговорим в другой раз.
 
 
 
В одном городе разыгралась эпидемия. Люди гибли десятками тысяч, заражаясь друг от друга, улицы переполнялись трупами... Люди умирали от страха, ужас объял город. И несчастные горожане затворились - каждый в своем жилище -  пытаясь отсрочить момент гибели.
 
Но священникам городского соборе приходилось навещать больных и умирающих.
 
Один из них, вне себя от страха, прекратил служение и заперся в соборе.
Другой спросил его:
 
- Что с тобою?
- Ну, почему я должен им служить: каждый из них может заразить меня, смерть совсем близко!
- Друг мой, попробуй думать не о себе, а о больных и о Боге: тогда ты не сможешь бояться...
И вот, обоих служителей не стало. Они встретились в обителе Божьей и душа первого проворчала:
 
- Ну как, помог ли тебе твой совет?? Ведь и ты умер со мною,  спустя полгода! 
- Да. Но, видишь ли, эти полгода твоя жизнь была полна страхом и одиночеством, а моя: любовью и смыслом.

 

О ПОКАЯНИИ И ПРИЧАСТИИ, В ЦЕЛОМ

 

 

 

1. Хотя я часто проповедовал и писал о таинствах Причастия и Покаяния, ежегодно нам необходимо возвращаться к рассмотрению этих таинств, для блага желающих причаститься, и поэтому мы должны поговорить о них еще раз.
2. Прежде всего, я уже достаточно говорил, что христиане не обязаны причащаться именно в этот праздничный день. Мы имеет право и разрешение приходить в церковь когда бы то ни было, поскольку Бог установил должность священнослужителей, чтобы они могли в любое время служить людям и делиться с ними Словом Божьим и приобщать их к таинствам. Поэтому было бы не по-христиански заставлять людей, страдающих под гнетом смертных грехов, причащаться только в этот день, как делалось прежде и делается и сейчас во многих приходах. С другой стороны, на Господней вечере недопустимо и не может быть допустимым принуждение верующего к участию в таинстве, поскольку оно предназначено только для жаждущей души, которая принуждает сама себя и радуется разрешению придти. А если кого-то нужно заставлять, то в нем нет и надобности.
3. Итак, до сих пор дьявол правил миром, обладая неограниченной властью и полномочиями через папу, повелевая ему принуждать весь мир причащаться. И действительно все прибегали, подобно свиньям, из-за этих папских приказов. Потому-то столько бесчестья и позора было привнесено в это Таинство, и весь мир настолько погряз во грехе, что Господь сильно страдает, думая об этом. Но мы знаем, что нужно не позволять подобным приказам связывать нас, а придерживаться свободы, данной нам Христом. Я говорю это для тех, кто не причащается постоянно, помимо этого ежегодного срока, и для тех, кто приходит причащаться, поскольку таков обычай, и так поступают все. Конечно же, нет никакого вреда в причащении именно перед пасхальным праздником, если только совесть чиста, не связана ни с какими сроками и подготовлена к принятию причастия.
 
II. О ПОКАЯНИИ
 
4. Мы должны сказать то же самое в отношении таинства Покаяния. Во-первых, все мы знаем, что Священное Писание говорит о трех видах покаяния. Первый вид – это покаяние Богу, о чем царь Давид говорил: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5). До этого он говорил: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху» (Пс. 31:3,4). Таким образом, никто не имеет права обращаться к Богу, пока не исповедуется в своих грехах, о чем говорит и следующий псалом: «Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою» (Пс. 129:4). Кто бы ни обращался к Богу, он должен перед этим искренне покаяться, говоря: «Господи, если Ты не милосерден, то все для меня потеряно, насколько бы ни был я благочестив». Каждый святой должен покаяться, о чем ясно говорит упомянутый псалом: «Да уповает… на Господа, ибо у Господа милость…» (Пс. 129:7).
Таким образом, этот вид покаяния учит нас, что мы все в равной мере являемся нечестивцами и грешниками, ибо сказано, если один из нас праведен, то все мы праведны. Если кто-то имеет особое благословение, пусть благодарит Бога и воздерживается от хвастовства. Каждый согрешил по крови и плоти, и если кто низко пал, это не значит, что другой, который покуда крепится, не упадет еще ниже.​
 
Значит, нет среди нас различий по степени совершенного греха, а только одна милость Божья делает между нами различия.
5. Этот вид покаяния настолько необходим, что о нем нельзя забывать ни на мгновение, и он должен определять всю жизнь христиан, обязанных неустанно славить милость Божью и порицать свою собственную жизнь перед лицом Бога. В противном случае, если христианин осмеливается молить Бога о помощи или хорошей жизни, последует Его осуждение, которое неотвратимо, и никто не в состоянии ему противиться. Поэтому надо непременно прибегнуть к этому видй покаяния, чтобы вы могли защитить себя от смерти и адского пламени. Так вы упредите Бога, чтобы Он не смог судить вас и вынести приговорить, но должен будет явить вам Свое милосердие. Относительно этого вида покаяния, мы, однако, сейчас говорить не будем.
 
6. Второй вид покаяния – это покаяние перед нашим ближним, и оно названо покаянием, проистекающим из любви, или, как выражаются некоторые, покаянием, проистекающим из веры. В отношении этого вида покаяния мы читаем в Новом Завете: «Признавайтесь друг пред другом в проступках…» (Иак. 5:16). При таком покаянии, какое бы мы ни причинили ближнему зло, мы обязаны признать перед ним наше прегрешение, как учит Христос в Евангелии от Матвея: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» (Мф. 23-25).
При этом Бог хочет, чтобы тот, кто согрешил, просил у другого прощения,
а тот, против кого согрешили, обязательно прощал. Этот вид покаяния настоятельно необходим, поскольку Бог не будет милостив и не простит грехи человека до тех пор, пока тот не простит своего ближнего. Таким образом, вера неистинна, пока не приносит нижеследующие плоды: прощение ближних и испрашивание у них прощения для себя.
В противном случае человеку не следует обращаться к Богу. Если плод этот отсутствует, вера и первый вид покаяния являются неискренними.
 
7. Третьим видом покаяния является тот, который предписывает папа, когда грешник кается наедине со священником при перечислении грехов. Сам Бог не приказывает каяться; папа, однако, заставляет людей делать это и, вдобавок, изобрел так много разновидностей грехов, что никто не способен удержать их все в памяти. При таком покаянии советь верующих настолько обременена и подавлена, что это вызывает сочувствие. На самом деле Бог не заставляет вас каяться по вере в Него или из-за любви к вашему ближнему, когда у вас нет желания спастись и обрести его милость. Он не хочет, чтобы вы каялись против собственной воли и желания. Напротив, Он желает, чтобы вы каялись по собственной воле, сердечно, с любовью и даже удовольствием. Итак, Бог не заставляет вас каяться священнику, когда у вас нет желания этого делать и вы не стремитесь к оправданию.
 
Вот это папа отвергает, и дело обстоит так, словно бы это находилось в ведении гражданских властей и требовалось прибегать к принуждению. Ему безразлично, склонен человек каяться, или нет. Он просто отдает приказание, а кто-то не кается в определенное им время, тот не будет похоронен на кладбище. Однако для Бога безразлично, совершается деяние или нет, коль скоро оно совершается без удовольствия. Уж лучше отложить исполнение обязанностей, чем исполнять их без желания. Раз никто не может придти к Богу иначе, как с радостью и по доброй воле, значит, никто не может заставить человека придти к Богу. Если вы приходите к Богу потому, что так распорядился папа, и для того, чтобы выказать свою покорность ему, вы поступаете неправильно. Увы, для очень многих стало привычным причащаться только потому, что это требуется. В результате эта неделя очень точно названа неделей мучений, поскольку во время нее совесть человека мучается так, что ему можно только посочувствовать из-за полученных душевных ран и разочарований. Более того, Христос Сам мучается от этого принудительного покаяния больше, чем когда Он висел на кресте. Поэтому мы можем воздеть руки и возблагодарить Бога за свое просветление. Ибо хотя мы и не приносим много плодов и мало меняемся, но мы все же обладаем этим истинным знанием. Итак, намного лучше воздерживаться от покаяния и причастия, чем делать это без желания. Тогда, по крайней мере, наша совесть не будет мучиться.
 
8. Поскольку мы говорим о личном покаянии, никто не может заставить соблюдать его. Тем не менее, покаяние – похвальная и хорошая вещь. Каким бы образом и когда бы вы ни слышали Слово Божье, вы должны не пренебрегать им, а воспринимать его с искренним желанием. Бог послал Слово Свое в мир, так что оно встречается в каждом укромном месте, на каждом углу и, куда вы ни шли, вы везде найдете Божье Слово. Если я проповедую прощение грехов, я проповедую истинное Евангелие, суть которого и заключается в том, что тот, кто верит во Христа, прощен будет. Таким образом, христианский проповедник не может начать проповедь, пока не провозгласит прощение. Христос поступал так же в уроке благовестия, когда Он говорил: «“Pax vobiscum” – Мир вам! Как ваш Господь, Я объявляю вам, что вы имеете мир и прощение грехов». В этом вся суть Евангелия и прощения. Так же, как и в словах, произнесенных на Господней вечере: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26 – 28). Я бы приравнял себя к Господу, если бы говорил, что мне не нужно исповедоваться и слушать проповеди, потому что у меня есть Слово, произнесенное на Господней вечере. Евангелие должно звучать непрерывно из каждых христианских уст. И мы обязаны воспринимать его с радостью, когда бы мы ни слышали его, воздевать руки и благодарить Бога за то, что мы слышим его везде.
 
9. Поэтому, когда вы приступаете к покаянию, больше внимания уделяйте словам священника, чем своим. То, что вы говорите, – это одно, а то, что говорит тот, кто вас слышит, – это другое. Не переоценивайте то, что вы делаете сами, но будьте внимательны к тому, что говорит он, чтобы понять, что от имени Бога он провозглашает прощение ваших грехов. И не имеет значения, является ли он священником, проповедником или рядовым христианином. Слова, которые он произносит, – не его, но Божьи слова и Создатель не откажется от них, ибо Он словно бы сам их произнес. Таким образом Он ниспослал Святое Слово Свое в каждый уголок этого мира. Обнаруживая его повсюду, мы обязаны принимать его с великой благодарностью и не оставлять втуне.
 
10. При Покаянии так же, как при Причастии, у вас есть преимущество, которое состоит в том, что Слово обращено к вам лично. Во время проповеди оно предназначается всей общине и, хотя оно касается и вас также, вы в этом не совсем уверены. Но при личном покаянии оно относится только к вам. Разве ваше сердце не наполняется радостью, когда вы узнаете о месте, где Бог готов говорить с вами лично? Если бы у нас был шанс услышать ангела Господня, мы бы непременно побежали хоть на край земли. Не такие же мы глупые, убогие и неблагодарные люди, чтобы не слушать то, что нам говорится Богом? Священное Писание утверждает, что Бог говорит через людей и что сказанное имеет такую же ценность, как если бы Он Сам произнес это. Христос утверждал: «… где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них) (Мф. 18:20). И снова: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23). Здесь Сам Бог объявляет Свое прощение, так же, как Он Сам крестит ребенка. Так вы действительно утверждаете, что не нуждаетесь в таинстве Покаяния? Хотя вы и слышите то же самое во время Господней вечери, вы не должны вследствие этого отвергать отпущение грехов во время покаяния, особенно в связи с тем, что оно, как было сказано, обращено к вам лично.
 
11. Помимо этого, вы имеете еще одно преимущество, при покаянии вы можете признаться во всех своих прегрешениях и получить прощение каждого.
И даже если бы не было другой причины, и Бог не говорил бы с вами во время этого таинства, я не откажусь от таинства только потому, что во время него я могу раскрыть свое сердце моему брату и рассказать ему о том, что меня отягощает. Ибо прискорбен удел того, чья совесть отягощена страхом, и кто не знает ни совета, ни утешения.
Вот почему так замечательно и благотворно для обоих, когда они собираются вместе и один предлагает другому совет, помощь и утешение, оказанные в братском и доброжелательном духе. Один открывает свои раны, другой лечит их. Поэтому ни за какие богатства мира я не откажусь от таинства Покаяния. Но покаяться нельзя по приказу, это должно быть делом совести каждого. Человек не должен осмеливаться принимать причастие без предварительного покаяния. Нам не следует относиться неуважительно к таинству Покаяния, в противном случае мы не сможем часто слышать Божье Слово и воспринять его глубоко в сердце своем.
 
12. Я сказал, что при покаянии и прощении необходимо тщательно отграничивать одно от другого, по той причине, что вы уделяете внимание главным образом прощению. Вы каетесь не потому, что так требуется или для того, чтобы выполнить хорошую работу, за которую вас похвалят и простят ваши грехи, напротив, вам нужно каяться потому, что вы хотите услышать Слово Божье и через него получить примирение с Богом. Прислушайтесь к этому и будьте уверены, что Бог говорит через людей и прощает вам ваши грехи. Это, конечно, требует веры.
 
До настоящего времени было так: слишком многое требовалось от людей, чтобы они получили прощение своих грехов. Это называлось освобождением, хотя на самом деле это означало закрепощение гораздо большее, чем когда-либо. Грехи должны быть полностью искуплены прощением, но паписты выдвигали требование предварительной епитимьи для того, чтобы простились грехи, а это отталкивало людей от веры и покаяния, побуждая их полагаться только на собственные дела.
 
На самом деле грешникам должно быть сказано одно: имейте Слово, которое я говорю вам от имени Бога, вы должны принять его по истинной вере. Если таковой веры у вас нет, отложите ваше покаяние. Это не означает, что когда ваша вера очень слаба, вы не должны приходить и просить утешения и силы. Если вам трудно верить, признайтесь в этом брату и скажите ему: «Я несомненно знаю, что нуждаюсь в покаяние и прощении, но я обнаружил, что я слишком холоден и слаб в вере». Кому еще ты собираешься признаться в своей слабости помимо Бога? И где ты сможешь найти Его, как не в своем брате? Он может укрепить тебя и помочь тебе, поговорив с тобой. Это верный способ покаяния, по крайней мере, для каждого желающего покаяться в том, что он не может верить.
 
13. Как уже сказано, должна быть свобода в отношении покаяния, так, чтобы каждый каялся без принуждения и по собственной воле. Но в чем мы должны каяться? В прошлом проповедники сильно обременяли нашу совесть, говоря о пяти чувствах, семи смертных грехах, десяти заповедях и так далее. Но на самом деле вы должны покаяться своему брату прежде всего в грехах, которые, как вы сами чувствуете, больше всего угнетают вас, вызывают самую большую боль и сильнее других отягощают совесть. Нет нужды долго копаться в себе или искать все возможные грехи в своей жизни, просто выберите те, что пришли сразу вам на ум и скажите: «Вот до чего я слаб и так низко я пал. Вот в чем я жажду утешения и прощения». Помните, что покаяние должно быть кратким. Если вы вспомните что-то, в чем забыли покаяться, это не должно вас беспокоить, поскольку вы каетесь не для того, чтобы сделать похвальную работу или потому, что вас вынуждают, но для того, чтобы быть успокоенным словами прощения. Более того, вы можете легко покаяться Богу сами в том, что забыли сказать священнику, или же вы можете получить прощение этих неисповеданных грехов во время Причастия.
 
Нам нечего волноваться даже в том случае, если какие-то грехи были забыты нами. Они хотя и неисповеданные, однако прощенные, поскольку Бога заботит не то, насколько совершенно ваше покаяние, но Ему важно Слово Его и то, насколько вы доверяете ему. Кроме того, прощение не подтверждает, какие грехи прощены, а какие нет. Это провозглашение того, что Бог милостив к вам. Но если Бог милостив к вам, все грехи ваши должны быть искуплены. Поэтому заботьтесь только о прощении, а не о своем покаянии. Забыли ли вы что-нибудь или нет, уже не существенно, если вы крепко веруете в то, что уже прощены Богом. Именно так мы должны доверять Слову Божьему, несмотря на грех и нечистую совесть.
 
III. О ГОСПОДНЕЙ ВЕЧЕРЕ
 
14. В третьем разделе нам следует поговорить о Господней вечере. Мы уже рассуждали выше о том, что никого нельзя принуждать причащаться в какое-то определенное время. Это должно происходить добровольно. Теперь осталось поговорить о двух составляющих Господней вечери. Я уже говорил, что причащающемуся не может быть предложена лишь одна составляющая таинства. Желающий причаститься должен получить причастие целиком. Поскольку мы уже проповедовали и практиковали это достаточно долго и не можем предположить, чтобы кто-либо оказался неспособен понять сказанное. Но даже если отыщется такой тугодум или прикидывающийся настолько несмышленым, что он неспособен уловить правильный смысл, мы простим его, и пусть его как бы и нет среди нас. Если кто-либо слышит Слово Божье так долго, но заставляет нянчиться с собой, как с малым дитем, и при этом продолжает говорить: «Я не понимаю», – ничего хорошего тут нет. Нельзя так долго слушать проповеди и оставаться невежественным, но если вы все же остались слепы, лучше уж вам не принимать причастия. Раз вы не способны понять Слово Божье, являющееся ярким, ясным и определенным, вам не нужно принимать участие в таинстве, поскольку таинство – ничто без Слова Божьего.
 
Более того, Слово Божье повторяется ныне снова и снова во всем мире, так что даже те, кто противостоит ему, знают его. При этом они вовсе не слабы, а охвачены косностью и ожесточением сердца. Они настроили себя против учения о таинстве, хотя слышат наши доказательства, основанные на Священном Писании и настолько ясные, что на них нельзя ни ответить, ни утверждать противоположное; посему они просто остаются в лоне римско-католической Церкви и стараются заставить нас следовать их примеру. Поэтому, без сомнения, у нас нет более необходимости уступать им или терпеть их, раз они пренебрегают нами и считают истинным то, чему они учат и что практикуют. Мы хотим получать обе составляющие Господней вечери хотя бы потому, что они желают помешать нам в этом. И соображения о том, что таким образом можно причинить обиду, больше неприменимы к таким людям.
 
Но если бы существовало место, где Евангелие пока не услышано, было бы уместно и по-христиански посвятить себя на время тем, кто слаб, как мы это делали в начале, когда наше дело было еще совсем внове. Теперь, однако, возникло такое противостояние и предпринято столько усилий для преступного подавления Реформации, что наша воздержанность просто недопустима.
 
15. Как раз прекрасный пример Божьего чудесного управления и руководства и состоит в том, что Господне причастие сопряжено с гонениями, поскольку при учреждении таинства Господь замыслил его как признак и метку, по которым нас можно распознать как христиан. Не будь у нас этой метки, было бы невозможно сказать, где христиане, определить, кто является христианами, и где Евангелие принесло свои плоды. Но когда мы идем к Господнему причастию, люди могут видеть, каковы те, кто слышал Евангелие; более того, они могут рассудить, ведем ли мы христианскую жизнь. Так что это – отчетливая метка, посредством которой нас распознают, посредством которой мы также исповедуем Бога и показываем, что мы не стыдимся Его Слова.
 
Когда же теперь папа запрещает мне участвовать в Господней вечере и получать обе составляющие причастия: хлеб и вино в соответствии с Евангелием, – это является свидетельством того, что мне предопределено оставаться с Евангелием. Если же он будет гневаться сильнее и попытается убить меня, это повторит ранние дни христианства, когда христиане исповедовали Бога таким же образом – посредством Господней вечери. Наши епископы забыли обе составляющие части вразрез с Божьим постановлением и указанием. Но если мы хотим исповедовать Христа, мы должны получать обе составляющие, так, чтобы люди могли знать, что мы – христиане и пребываем со Словом Божьим. Если по этой причине они убивают нас, мы должны терпеть это, помня, что Бог вернет нас к преизобильной жизни. Поэтому для нас правильным будет претерпевать гонения из-за этого, в противном случае, будь все остальное благополучно, это не станет настоящим исповеданием. Таким образом, мы остаемся на правильном пути, всегда ожидая поношений и даже смерти за Господа, как это было в ранней Церкви.
 
16. Кроме того, нельзя участвовать в Господней вечере, пока в вас нет уверенности и вы не знаете способа защиты, к которому можете прибегнуть как к обоснованию и доказательству правильности своего поведения. Ибо вам надлежит быть во всеоружии, когда вас атакуют, и быть способными защитить себя Словом Божьим от дьявола и мира. Поэтому не дерзайте причащаться благодаря стойкости чужой веры, ибо вы должны верить сами, так же, как вы должны защищать себя сами, так же, как и я должен сам защищать себя. Поэтому прежде всего вы должны знать слова, сказанные Спасителем при установлении таинства причастия. Они следующие:
«Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26 – 28).
 
17. Это слова, которые ни наши противники, ни сатана не способны отменить, и на них мы должны стоять. Пусть паписты делают какие хотят комментарии, мы имеем ясное Слово Божье, утверждающее, что хлеб – это тело Христа, данное нам, а в чаше – Его кровь, пролитая за нас. Причащаться Его тела и крови Он заповедал в память о Нем, но папа повелел, чтобы мы этого не делали.
 
Хорошо, паписты говорят, что мы вводим в заблуждение мирян, которые не понимают и не способны объяснить эти слова. Но мы отвечаем, нам нужно объяснять столько же, сколько и им; мы должны верить во Христа, исповедовать нашу веру и следовать Божьим наставлениям так же, как и они. Поскольку у нас тот же Бог, который, как они утверждают, и у них. Тогда как же мы должны верить без знания и понимания Его Слова? Раз мне нужно верить, я должен знать слова, которым я верю. Как я могу верить без слов? Более того, я обязан быть стойким, и я должен знать, как защитить себя и как опровергнуть противоположные доводы. Вот совет, как вы можете заткнуть им рот и заставить замолчать. Скажите так: «Моя вера должна быть такой же хорошей, как и ваша, поэтому я должен знать Слово, как и вы». Например, евангелист говорит: «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» и так далее. Эти слова достаточно ясны, и среди нас нет ни одного глупца, который бы не мог понять, что означает: «… пейте из нее». Пока они не докажут нам, что глагол «пить» здесь означает нечто иное, нежели то, что под этим словом понимают все люди, мы будем считать, что мы все должны пить из чаши. Пусть они делают, что им нравится, мы отвечаем на это, Бог – превыше всех.
 
18. Подобно этому, совершенно ясны и другие слова Спасителя: «… сие творите в Мое воспоминание» (Лук. 22:19). Скажите мне, кто должен вспоминать Господа? Сказано ли это только для священников или для всех христиан? И что такое вспоминать Господа, как не проповедовать о Нем и исповедовать Его? Если все мы должны вспоминать Господню вечерю, мы обязательно должны получать обе составляющих части причастия: вкушать хлеб и отпивать из чаши. Определенно ни одна из составляющих не может быть отторгнута. Следовательно, нет никакого смысла в том, чтобы скрывать от нас эти слова и говорить нам, что мы не можем их понять до конца. Если мы их не понимаем, для чего же вы здесь? Вы называете себя Пастырями, поэтому вы должны учить нас правильному пониманию этих слов и проповедовать их нам, а вы, благодаря собственной извращенной защите, вынуждаете себя признаваться в своем позоре и кусать собственный язык, произносивший столь позорные речи вразрез с истиной.
 
19. Итак, вы видите, как нам следует понимать слова, произнесенные Христом при установлении Вечери, и твердо придерживаться их, поскольку в них сосредоточена вся суть веры. Мы все должны знать их, понимать их и срастись с ними, так, чтобы быть способными защитить себя и отразить противника. Когда вы принимаете участие в Господней вечере, слушайте произносимые слова, чтобы быть уверенными в том, что они содержат все сокровища, которых вы твердо придерживаетесь, поскольку они действительно были произнесены для вас. «Примите тело Мое, пейте кровь Мою», – говорит Христос. Почему? Просто отдает нам Себя, чтобы мы поели и попили? Разумеется не так, а для прощения грехов. Это именно то, что поражает нас, и все остальное, что сделано и сказано, не имеет большего смысла, чем тот, что наши грехи прощены. Но если это делается для получения прощения грехов, это также делается и для преодоления смерти. Поскольку там, где нет греха, нет и смерти и ада. А где этого нет, нет и горя, а есть только благословения.
 
Поэтому вы должны действовать в соответствии с этими словами. Это необходимо, когда вы чувствуете жало ваших грехов, атаки плоти, мира и дьявола. Вы то раздражены и нетерпеливы, то думаете только о деньгах и жизненных заботах, и тому подобное. Это свидетельство того, что вы постоянно атакуемы и временами даже совершаете большие грехи и тогда глубоко падаете и раните свои души. Таким образом, вы – убогие и злые создания, страшащиеся смерти, вечно унывающие и неспособные быть счастливыми. Это означает, что настало время, и у вас есть веские причина пойти исповедаться и доверить свои печали Богу, говоря: «Господи, Ты создал и оставил нам таинство причастия, чтобы мы могли получать прощение грехов. Теперь я чувствую, что нуждаюсь в этом. Я согрешил. Я полон страха и отчаяния. У меня не хватает мужества исповедовать Твое Слово. Я кругом виноват. Поэтому я пришел сегодня в надежде, что Ты исцелишь, успокоишь и укрепишь меня».
 
21. По этой причине я утверждал, что Господня вечеря дана только тем, кто может сказать, что именно таково их положение, и в состоянии высказать, в чем состоят их тревоги, и кто изо всех сил стремится получить силу и утешение через Слово и таинство. Пусть тот, кто неспособен относиться к Господней вечере таким образом, постоит в сторонке. Это будет лучше, чем поступать как те, кто предательски мучает себя, участвуя в таинстве, не имея понятия, что они делают.
 
После того, как вы причастились, идите и упражняйте свою веру. Сие таинство нужно для того, чтобы в конце своего пути вы могли сказать, что вам публично объявили о прощении ваших грехов; что вы можете свидетельствовать, что получили тело и кровь Господни, и что вы свидетельствовали об этом перед дьяволом и миром. Когда смерть близка и злая совесть обвиняет вас, вы можете положиться на это и отразить дьявола и грех и таким образом укрепить свою веру и порадовать свою совесть встречей с Богом и исправлять свою жизнь день за днем. Иначе вы были бы нерадивы и холодны, и чем дольше вы оставались бы в стороне, тем более были бы ни к чему непригодны. Но если вы чувствуете себя непригодными, слабыми и недостаточно хорошими, где же вы обретете силу? Надеетесь ли вы ждать до тех пор, пока не станете чистыми и сильными? Тогда несомненно вы никогда не придете и не обретете благословений святого причастия.
 
22. Господня вечеря предназначена не для мучений, а для утешения и душевной радости. Устанавливая для нас это таинство, Бог не сделал его отравой и мучением для нас. Это уже мы сами сделали из таинства на основании ложных учений, когда мы полагали, что должны принести в качестве жертвы Богу свое благочестие и предать забвению слова, которые были даны нам, чтобы утешить нас, очистить нашу совесть, освежить, порадовать и освободить ото всех огорчений. Именно в этом смысл Господней вечери, и мы должны относиться к ней только как к тому, что содержит милость, прощение и жизнь. Это отрава и смерть для тех, кто дерзко приступает к Причастию, не ощущая своей слабости и бренности или боится выказать их, кто поступает так, как будто они чисты и набожны с самого рождения. Господня вечеря для тех, кто знает о своих прегрешениях и о том, что они далеко не святые, хотя и хотят ими стать. Таким образом, все зависит от этих ощущений, поскольку все мы бренны и грешны, только не все сознаются в этом.
 
23. Давайте поговорим о том, как мы обязаны подготовить себя к принятию причастия и как вести себя. А именно, о том, что мы должны упражнять и укреплять нашу веру через слова о том, что тело Христово и кровь даны и пролиты во оставление наших грехов. Эти слова исчерпывающе выражают благословения, плоды и пользу Причастия, настолько, насколько мы приступаем к нему осознанно.
 
А вторая мысль, вытекающая из первой, – это христианская любовь, что также заслуживает внимания. Это наша обязанность – объявить всем о благословении и плоде Господней вечери, и нам следует убедить других в том, что мы причастились с пользой для себя. В настоящее время Причастие получают во время стольких месс по всему миру, но где же мы видим хотя бы малые плоды от этого?
 
24. Плод причастия состоит в том, что коль скоро мы вкушали и пили плоть и кровь Господа Христа, мы в свою очередь должны предложить себя для еды и питья и говорить те же слова своим соседям: возьмите, мол, вкусите и пейте. Но это, конечно же, шутка. Если говорить серьезно, то мы должны предоставить в их распоряжение всю нашу жизнь, как это сделал Христос со всем, что Он имел. Сделать это, как бы говоря: «Я сам и все, что я имею, отданы вам. Чем я владею, и вы будете владеть, а когда вы в нужде, и я буду в нужде. Возьмите мою жизнь и спасение, чтобы ни грех, ни смерть, ни ад, ни любая беда не смогли победить вас. Пока я жив и праведен, и вы будете праведны и живы».
 
Это именно те слова, которые Спаситель говорит нам. Мы должны взять и, в свою очередь, отдать своему ближнему: «Смотри мой дорогой брат, я обрел Господа, Он – мой, и у меня есть все, даже более, чем достаточно. Теперь возьми то, что я имею. Это будет твое, я отдаю это в твое распоряжение. Если понадобиться умереть за тебя, я сделаю даже и это». Цель, поставленная перед нами в Господней вечере, и состоит в том, чтобы в нас появилось такое стремление в отношении наших ближних.
 
25. Конечно, мы никогда не станем так совершенны, чтобы передать в распоряжение ближних свои души, тела, имущество и честь. Мы все еще живем во плоти, и это так сильно действует на нас, что мы неспособны своей жизнью оправдать Божью любовь так, как следовало бы. В связи с этими нашими недостатками Христос и основал таинство Причастия для нашей подготовки, чтобы в нем мы могли получить то, что в нас отсутствует. Что вы будете делать, когда обнаружите в себе пропажу того, что мы описали? Вы должны хотя бы придти и сказать Ему: «Смотри, вот оно, в чем я нуждаюсь. Ты отдал
 
Себя мне так щедро, а я не могу сделать то же по отношению к своему ближнему. Об этом я глубоко сожалею и молюсь о том, чтобы позволил Ты мне достаточно вырасти и окрепнуть в вере, чтобы я мог совершить это». Хотя для нас и невозможно достичь совершенства, мы, тем не менее, печалимся об этом и не должны отчаиваться, когда у нас не получается. Важно, чтобы желание обрести это оставалось в наших сердцах.
 
26. Жертва достатка неравноценна даже мельчайшей части любви и благочестия. Я несомненно могу отдать своему соседу добро и могу послужить ему своим трудом. Я могу быть ему полезным, давая советы и заступаясь за него. Я могу посетить его и утешить его, когда он болен или скорбит, накормить его, когда он голоден, освободить его, когда он связан, и тому подобное. Однако взвалить на себя бремена соседа – намного тяжелее всего этого. Тем не менее, нас всегда будет угнетать то, что мы никогда не сможем сделать это так же безупречно, как Христос. Он – яркое, сияющее солнце без единого пятна, и если сравнивать с Ним себя, то мы – только мерцающий огонек зажженной лучинки. Он – раскаленная печь, полная огня и совершенной любви, и Он удовлетворен уже тогда, когда мы зажигаем маленький фитиль и хоть как-то способствуем любви сиять и согревать.
 
Эти недостатки мы все видим и чувствуем в каждом из нас. Но никогда не позволяйте никому говорить: «он – не Христос». Напротив, взгляните, что Господь делал, когда так часто страдал от заблуждений и упрямства Своих учеников. Он не осуждал их, а терпеливо сносил их слабости. Он сказал им: «… куда Я иду, вы не можете придти» (Ин. 13:33). Подобное же Он сказал Петру: «… что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин. 13:7). Через такую любовь Он передал нам Свою праведность, правосудие, силу, отмщение и наказание, Свою власть над нами и нашими грехами. Он мог бы несомненно наказать нас за нашу глупость, но Он лишь сказал: «Вы делаете неправильно, вы не знаете». Он не прогнал нас прочь, а утешил. Поэтому я и говорю, что способность поддержать ближнего, когда он слаб в вере или любви, – это немалое проявление вашей любви.
 
27. С другой стороны, то, что Христос так мягко обращался со Своими учениками, не позволяет нам оправдывать человеческие слабости или грехи. Поскольку позже Он говорит Петру: «… что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после». Здесь Он просто дает отсрочку для проявления слабости, дает время, пока Он ее терпит. Это тоже самое, как если бы Он сказал: «Я буду терпеть твое непонимание и слабую веру для твоего блага и оставлю тебя в покое, пока ты не поймешь сам, что должен поступать лучше, но не для того, чтобы ты в конец обленился и успокоился».
 
28. Поэтому, причастившись, мы не должны позволять себе лениться, а должны быть усердными в возрастании любви, утешения наших близких в их горестях и предоставлении им помощи, когда у них несчастье и им требуется поддержка. Если вы не поступаете так, вы не христиане или очень слабые христиане, хотя и хвастаетесь тем, что причастились телом и кровью Господней.
 
29. Если же вы уверены в пользе частичного Причастия, то нет лучшего способа подтвердить ее, чем понаблюдать за своими отношениями с ближними. Вам нет нужды говорить о великой набожности, которую вы имеете, или о том, что слова, произносимые во время таинства, живут в ваших сердцах. Это все хорошие слова, но они не дадут вам уверенности, они могут обмануть вас. Однако вы будете уверены в том, воздействует ли таинство на ваше сердце, если понаблюдаете за своим отношением к ближним. Если вы обнаружите, что Слово и таинство смягчили вас и растрогали до такой степени, что вы стали дружны со своими врагами, заботитесь о благосостоянии ближнего и помогаете ему переносить его страдания, тогда все в порядке.
 
Другое дело, если вы этого не обнаружили, и по-прежнему колеблетесь, даже если причащаетесь сотню раз в день с преданностью такой великой, что она вызывает слезы умиления. Ибо такая вызывающая умиление набожность на самом деле опасна и ничего не стоит в глазах Господа. Поэтому мы, прежде всего, должны быть уверены в себе, как писал апостол Петр: «…старайтесь делать твердым ваше звание и избрание» (2 Пет. 1:10). В Слове и таинстве сомневаться нельзя, поскольку Сам Бог вместе с ангелами и святыми подтверждают их. Вопрос не в этом, а в вас самих, – предоставляете ли вы такое же свидетельство. Поэтому даже если все ангелы и целый мир подтвердят, что вы причастились с пользой, их свидетельство будет слабее, чем свидетельство, которое вы предоставите сами. А этого вы не сможете сделать, пока не рассмотрите свое поведение: приносит ли причащение плоды, сияет ли оно в вашей жизни, меняет ли оно вас самих.
 
30. Теперь, если плоды не появились, если вы чувствуете, что остались такими же, как и были, и не печетесь о своих ближних, тогда вы начинаете понимать, что это нехороший признак, и пересматриваете свое отношение к причастию. Даже святой апостол Петр ощущал подобное, хотя он был благочестив, готов был умереть за Господа и совершил много прекрасного ради Христа. Что же тогда вы будете делать? Если вы еще испытываете пагубные желания, гнев, нетерпение и тому подобное, то вы опять в затруднении, и это должно заставить вас обратиться ко Христу и признаться Ему, говоря: «Я принимал неполноценное причастие и остался прежним, и не приношу плода. Мне дано великое сокровище, а я остаюсь косным и бездействую. В этом я глубоко раскаиваюсь перед Тобой. Если Ты даруешь мне опять это сокровище, сделай так, чтобы теперь оно принесло плоды и новую жизнь внутри меня, проявившись перед моими ближними». Теперь, когда вы стали понемногу осознавать свое положение, вы будете постоянно становиться сильнее и с каждым днем творить больше добрых дел для вашего ближнего.
 
31. Эта жизнь – не более, чем жизнь веры, любви и святого благочестия. Но эти три составляющие никогда не будут в нас совершенными, пока мы живем здесь, на земле, и никто, кроме Христа, не обладает ими в совершенстве. Он – солнце, и дан нам для примера, которому мы обязаны следовать. Среди нас всегда окажутся и слабые, и сильные, и те, кто еще сильнее; одни могут меньше страдать, а другие больше, и все мы должны стараться подражать Христу. Жизнь – это постоянный путь от веры к вере, от любви к любви, от терпения к терпению, от несчастья к несчастью. В ней нет праведности, а есть оправдание, нет чистоты, а есть очищение. Мы еще не прибыли к конечной цели, но мы все в пути, и некоторые впереди других. Бог удовлетворен, найдя нас занятыми духовным трудом и полными добрых намерений. Когда Он будет готов, Он придет мгновенно, укрепит нашу веру и любовь и сразу возьмет нас из этой жизни на небеса. Но пока мы живем здесь, на земле, и должны помогать друг другу, как и Христос помогал нам, видя, что нет среди нас совершенных.
 
32. Христос показал это нам не только Своим примером и Словом, но Он также запечатлел это в нас посредством хлеба и вина, вкушаемых у алтаря. Мы верим, что это – истинные тело и кровь Господни. Здесь мы видим одно, а верим в другое, о чем свидетельствует наша вера. Когда мы слышим Слово и причащаемся, мы слышим простые слова и участвуем в простом действии, хотя этим мы обретаем жизнь и все сокровища, даже Самого Бога. Также и любовь запечатлена в этих составных частях причастия. Возьмем, к примеру, хлеб. Пока зерна пшеницы находятся в хранилище, каждое из них отделено от другого и не смешивается с остальными, но когда они помолоты, они становятся единым телом. То же касается и вина. Пока ягоды не раздавлены, каждая сохраняет свою форму, но, будучи раздавленными, они становятся однородной массой, дающей сок. Вы не можете сказать, что эта мука сделана из того зерна, а эта капля вина – из тех ягод, поскольку отдельное стало частью целого, и так появились хлеб и вино.
 
Вот что говорил по этому поводу святой апостол Павел: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:17). Мы вкушаем плоть Господню по вере в Его Слово, которое душа принимает и радуется. В этом же смысле мой ближний вкушает меня. Я даю ему мое имущество, мое тело и жизнь, и все, что имею, и позволяю ему использовать все по его усмотрению. Так же и я нуждаюсь в своем ближнем. Я так же беден и притесняем, поэтому нуждаюсь, чтобы и он помог и послужил мне в свою очередь. Так мы переплетаемся один с другим, помогая друг другу, как Христос помогал нам. Вот что означает: есть и пить друг друга в духовном смысле.
 
33. В заключение скажу в отношении Господней вечери, что когда мы причастились, мы обязательно должны уделить внимание любви, и таким образом уверить себя в том, что мы получили причастие с пользой, и в то же время подготовили свидетельство для других, чтобы не случилось так, что мы после таинства остались неизменными. Поэтому, как я уже сказал, мы должны повернуться от наших набожности и мыслей к отношениям с нашими ближними и испытывать себя в этом зеркале со всей серьезностью. Поскольку слово Божье и дело не являются бесполезными, но предназначены, чтобы вразумить нас, освободить от греха, смерти и дьявола, страха и сделать нас слугами самого незначительного человека на земле, и это даже без малейшей жалобы с нашей стороны, радующимися, когда находим кого-то, кто нуждается в нашей помощи и боящимися только того, что, после обретения столь многого, мы можем не использовать все это.
 
34. Если Господня вечеря хоть в чем-то не достигла чаемого, есть повод опасаться, что ей нанесен ущерб. Тем не менее, если результат невелик, мы должны отвергать не тех, кто несовершенен и слаб, но тех, кто ленив и нахален, кто воображает, что уже сделал немало, приняв участие в неполноценном таинстве. Перемена должна произойти в вас, и должны быть тому свидетельства, тогда вы сможете воспринимать через составные части таинства, что Бог с вами, и ваша вера будет обязательно расти и крепнуть. Вы можете ощутить свой рост по тому, что стали более радостными и смелыми, чем прежде.
Раньше, когда мы слышали о смерти и думали о грехе, мир казался нам слишком тесным. Если теперь мы воспринимаем все иначе, так это не из-за нашей собственной силы, поскольку в прошлом мы не могли достичь столь многого, хотя бы мы приложили много больше усилий. Точно так же, вы можете почувствовать, добры ли вы с тем, кто уязвил вас, и милосердны ли вы к тому, кто болен.
Таким образом вы можете определить, произвела ли Господня вечеря какие-нибудь плоды в вашей собственной жизни. Если вы ничего не чувствуете, обращайтесь к Богу и говорите Ему о ваших недостатках и затруднениях. Мы все должны делать это, пока живем, поскольку сказано, что нет среди нас совершенных. А теперь по нашей теме сказано достаточно.
 
 
 
Когда мы слышим историю о Рождестве, как ее рассказывают евангелисты Лука и Матфей, нас поражает сложное пришествие Спасителя мира. Представьте себе, какое это было трудное время для Марии и Иосифа – ведь им пришлось отказаться от маленьких домашних радостей и отправиться в путь из Назарета в Вифлеем, чтобы исполнить волю Римской власти. Путь этот был долгий и нелегкий, особенно для беременной Марии, впереди были поиск пристанища, роды в незнакомом городе,рождение младенца.
Спустя более двух тысяч лет жизнь – в том числе и наша жизнь – остается полной сложностей и страхов. Все мы обременены заботами, независимо от обстоятельств. Мужчины или женщины, миряне или пасторы, граждане Казахстана или Киргизии, Грузии или Германии, давние прихожане или люди, недавно пришедшие к вере, пожилые или молодые, – все мы знаем, что жизнь полна неожиданных трудностей. Неудивительно, что существует целый ряд душевных заболеваний, связанных с нашими страхами – фобий. Фобии бывают различные – от аурорафобии (страх северных сияний) до кристаллофобии (боязнь прикосновения к стеклянным предметам). Мало кто страдает от этих болезней. Однако многие заболевания возникают вследствие проблем, которые мы прекрасно понимаем – когда мы отвергнуты, когда перед нами неизвестность перемен, когда мы одиноки…
В дни Рождества люди особенно остро ощущают проблемы в собственной жизни. Но в это время христиане вспоминают о том, что Христос грядет в нашу жизнь. Благая весть Рождества – в том, что в наш мир, полный несчастий и неуверенности, грядет Он – Спаситель, знающий все наши страхи и беды. Он узнает о них изнутри.
Если бы Он не пришел к нам, Бог оставался бы лишь еще одним источником страха, еще одним знаком вопроса в жизни – кто Он такой? Чего нам от Него ждать? Что Он намерен сделать с нами? Разве мы не заслуживаем наказания?
Эти вопросы теологически правильные. Но во время Рождества они неуместны. У нас не должно быть фобии Бога, ибо в Боговоплощении мы видим, как Он встречает нас, испытывающих страх перед всем, что угрожает нам, даже когда наш страх – страх перед Богом. Нет, мы не теряем перспективы величия Бога, но если мы будем думать только о Его величии, то это погубит нас. Мы не должны забывать о благоговении, наполняющем нас, когда думаем о суде Творца Вселенной в конце времен, однако, страх осуждения – не лучшая основа для христианской жизни.
В первый рождественский день – день, когда родился наш Спаситель, страхи Марии и Иосифа на время утихли. Ребенок явился в этот мир, мать и дитя были целы и невредимы. Пастухи рассеяли сомнения родителей Иисуса по поводу Божьего плана для этого Младенца; воистину Он был Мессия, Господь, – как и обещал ангел.
Так действует Бог и для нас. На Рождество мы думаем о том, что Бог пришел на землю, стал таким же, как и мы за исключением греха, и таким образом освободил нас от наших страхов. Как это выразил Мартин Лютер свойственным ему экспрессивным языком: "Бог пребыл среди людей. У Него были глаза, уши, рот, нос, грудь, живот, руки и ноги, такие же, как и у нас…Он вел Себя как люди". 1) И в то же самое время, этот "Младенец Христос, лежащий в колыбели, сосущий грудь Девы Марии, сотворил небо и землю…Сын Божий, Который извечно пребывает с Отцом, питается от груди Своей матери". 2) Благодаря тому, что Иисус Христос был именно таким, мы и спасены от греха.
В жизни много пугающих событий. Но бояться Младенца Иисуса не следует. Когда в жизни все плохо и страшно, взгляните на Него, подойдите к Нему. Пусть Его присутствие успокоит вас. Помните, что слова, сказанные пастухам, сказаны также и нам: "не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям" (Лк 2:10). А мы отвечаем вместе с ангелами: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!" (Лк 2:14).
1)      Проповедь на Евангелие от Иоанна, глава 1.09.1537. LW 113
2)      Проповедь на Евангелие от Иоанна, глава 3. 3.06.1538. LW 352
=

4 февраля испoлняется 115 лет со дня рождения Дитриха Бонхёффера — лютеранского теолога, пастoра, участника антинацистского заговора, одного из создателей Исповедующей церкви.

Сразу же пocле назначения Гитлера канцлером Германии, oн публичнo выступил с утверждением, чтo, если "вождь превращается в идола, он становится совратителем". И критика егo не затихала.
Будучи челoвекoм дoлга, oбладая ocтрым чувствoм справедливocти - oн делал все, oт негo зависящее, чтoб "вoзвысить гoлoс за правду". Oн не уставал убеждать oбществo в oпаснocти заискивания Церкви перед тиранией Гитлера, в антихристианскoй сути идей Гитлера.
Oн пытался спасти евреев, жертв насилия. Oн активнo участвoвал в сoздании Испoведующей Церкви, oппoзициoннoй "немецким христианам", стoрoнникам фюрера... Бoлее тoгo, oппoзициoннoй самoму егo режиму. Кoгда же сталo яснo, чтo всех принятых мер недocтатoчнo - oн решился на участие в загoвoре прoтив тирана.

Однако заговор был раскрыт, и в апреле 1945 года Бонхеффер схватилo гестапо. Тoт, ктo cocтрадал судьбе узникoв кoнцлагеря - oказался в их числе...

Пастор был казнен пo личнoму приказу Гитлера и, пo ирoнии судьбы, вскoре и сам тиран принужден был пoкoнчить с сoбoю. Егo cамoубийствo былo свидетельствoм краха.
Oднакo пастoр принял смерть с верoй и дocтoинствoм, пoдoбнo мученикам ранней Церкви... Как oн писал: вернocть Христу прocтирается дo Креста. "За всю мою почти 50-летнюю врачебную деятельность я не видел человека, умиравшего в большей преданности Богу…" - утверждал врач кoнцлагеря, oтмечая, чтo пастoр принял казнь не как пoражение, а как вoсхoждение кo Христу и духoвную пoбеду.

Гoрячая вера и благoрoдствo идей, защита страдающих в бoрьбе с несправедливoстью - все этo былo не слoвами, самoй жизнью Д. Бoнхеффера… жизнью, oтданнoй Бoгу в пртивoстoянии гoспoдству лжи и тирании режима. И пример герoя веры - заставляет вспoмнить o нашей сoбственнoй oтветственнoсти перед Бoгoм, сoвестью и ближними. "Молчание в момент зла есть зло само по себе: Бог не одобрит такое. Ничего не сказать – значит сказать молча. Ничего не сделать – значит сделать ноль" (Д. Бoнхеффер)

Его теoлoгическoе наследие и жизнь неразрывнo cвязаны c развитием христианства в ХХ веке.
Егo cмерть заставляет вспoмнить:
"Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?"
(Притчи 24:11)

... и славу, oжидающую гoнимых за правду, за Христа, за ближних -
"Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном".


(Откровение Иоанна 21:7)

 

 

 

Сколь неприметно и просто происходят на земле события, весть о которых столь громко звучит на небесах! На земле же случилось это так: в ничем не примечательном городке жила бедная молодая женщина по имени Мария из Назарета.

Жизнь ее была столь скромна, что никто и не заметил великого чуда, происшедшего с ней. Была Мария молчалива, никогда не хвасталась, а тихо служила своему мужу, у которого не было ни слуги, ни служанки. Супруги тихо покинули дом. Наверное, у них был осел, на котором могла ехать Мария, хотя Евангелия об этом ничего не говорят, поэтому вполне возможно, что шла она пешком. Несомненно, что путешествие от Назарета Галилейского к Вифлеему, расположенному по другую сторону Иерусалима, заняло не один день. Иосиф размышлял: «Доберемся до Вифлеема, а там у меня родственники, и я смогу занять у них все, что мне нужно».

Хорошая это была мысль! Плохо, однако, что молодая его супруга, на которой он женился всего лишь год назад, не могла родить в Назарете, в своем собственном доме. Вместо этого женщине, носившей во чреве ребенка, пришлось проделать трехдневный путь!

Куда хуже, однако, было то, что, придя в Вифлеем, они не смогли найти для Марии комнаты. Гостиница была переполнена. Никто не пожелал освободить комнату ради этой беременной женщины. И удалилась она в коровник, и там родила Творца всего сущего, поскольку никто не захотел помочь ей.

Позор тебе, презренный Вифлеем! Гостиницу эту надобно было бы сжечь серою, поскольку, будь даже Мария нищенкой или незамужней, в такое время каждый обязан был протянуть ей руку помощи.

Здесь, в нашей общине, многие из вас думают так: «Ах, если бы я был там! Я бы мгновенно откликнулся, чтобы помочь родиться Младенцу! Я постирала бы ее белье. Как счастлив был бы я присоединиться к пастухам, чтобы взглянуть на лежащего в яслях Господа!» Несомненно, так бы оно и было! Вы говорите так, поскольку знаете, сколь велик Христос, но будь вы в Вифлееме тогда, вы поступили бы ничуть не лучше его обитателей.

Все это глупые и детские мысли! Отчего вы не поступаете таким образом сейчас? Христос пребывает в вашем ближнем. Вы должны служить ему, ибо то, что вы делаете для своего пребывающего в нужде ближнего, делается для Самого Господа Христа.

Еще тяжелее пришлось Марии во время родов. Никому не было дела до этой молодой женщины, которая рожала впервые в жизни. Никого не встревожило ее положение. Никто не замечал, что в этом чужом для нее месте у Марии не было ничего из потребного женщине во время рождения ребенка. Не было ничего: ни света, ни огня. Глубокая ночь и полный мрак. Никто не пришел, чтобы хотя бы ободрить ее. Переполнявшие гостиницу гости пировали, и никому не было дела до этой женщины.

Я лично думаю так: знай Мария и Иосиф, что срок уже близок, она, наверное, осталась бы в Назарете. А теперь подумайте о том, что она могла использовать для пеленок. Наверное, что-то из своей одежды, может быть, покрывало, но уж, конечно, не одежду Иосифа, которая сейчас выставлена в Аахене.

Женщины! Подумайте только, что не было никого, кто мог бы омыть Младенца. Не было ни теплой воды, ни даже холодной. Молодая мать была сама себе и повитухой, и служанкой. Холодные ясли служили ей и постелью, и корытом для купанья. Кто мог объяснить бедной женщине, что ей надобно делать? Это был ее первый ребенок. Удивительно, что малыш не замерз. Не считайте Марию бесчувственной. Ибо чем выше люди в благоволении Божьем, тем они чувствительней.

Давайте теперь поразмышляем об этом событии именно так, как все происходит, когда рождаются наши дети. Представьте себе Христа, лежащего на коленях у молодой матери. Что может быть милее, чем Младенец, что может быть прекраснее, чем мать! Сколь прелестна она в своей юности! Сколь благостна ее девственность! Взгляните — вот ничего не ведающее Дитя. Однако все сущее принадлежит Ему. Посему нужно не страшиться Его, но искать в Нем утешения. Удалите сомнения!

Для меня нет более великого утешения, данного человечеству, чем это: Христос стал человеком, ребенком, младенцем, играющим на коленях у груди своей благословеннейшей матери. Найдется ли человек, коего не утешит это зрелище? Ныне побеждена власть греха, смерти, ада, стыда и вины — нужно лишь подойти к этому агукающему Младенцу и уверовать, что Он пришел не судить вас, но спасти.

Архиепископ Панти Филибус Муса, президент Всемирной Лютеранской Федерации

И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. (Лк.2,7)

 


Дорогие друзья, дорогие сестры и братья во Христе!

Мы снова собираемся, чтобы отпраздновать Рождество Христово и услышать знакомые строки, рассказывающие о Его рождении в хлеву в Вифлееме.

В этом году мы готовимся к Рождеству с тяжелым осознанием того, что для многих из нас этот праздник не будет проходить так, как он проходит обычно, потому что мы не сможем встретиться с дорогими нам людьми и не сможем молиться в наших церквях или совместно петь наши традиционные рождественские песнопения.

С начала 2020 года мы все вынуждены справляться с непривычными, еще никогда не возникавшими раннее в нашей жизни вызовами, которые несет с собой пандемия коронавируса. Мы наблюдали со страхом и опасением, как болезнь распространялась от страны к стране, от континента к континенту и – что самое болезненное – уносила сотни тысяч человеческих жизней.

Нам пришлось подстроиться под множество драматических перемен, которые принесли собой ограничения, с помощью которых правительства и общество пытаются защитить свое население и остановить распространение вируса.

И всё же нас часто воодушевляли многочисленные сообщения о солидарности и поддержке, которые наши Церкви смогли предложить тем, кто особенно пострадал от правил локдауна, и тем, кто потерял свой источник дохода и оказался в это время изолированным, одиноким и в крайней нужде. Мы вдохновлялись рассказами об инновационных путях, как Церкви создавали новые возможности для контактов между людьми, чтобы праздновать богослужение, осуществлять служение ближнему, проповедовать Евангелие.

Марианхель и ее дочь Атина – представители индейского населения Гаяны. На них надето традиционное украшение их региона. Они прихожане Евангелическо-Лютеранской Церкви в Гаяне, которая изготовила эту рождественскую открытку вместе с Евангелическо-Лютеранской Церковью в Суринаме

И всё же для многих из нас, которые готовятся встретить Иисуса в своем доме и в своем сердце, это традиционное время радости и празднования остается временем небезопасным, исполненным страха перед будущим.

Но когда мы читаем известные библейские строки, мы можем представить, что у Марии и Иосифа были похожие страхи за самих себя и за будущее их Ребенка. Рождение в хлеву вдалеке от близких, в окружении животных и с кормушкой для скота в качестве колыбели было определенно не тем, что они хотели бы для рождения своего Ребенка. Из Евангелия от Матфея мы знаем, что они во время их бегства в Египет им пришлось пережить страх и чувство незащищенности.

И всё же мы знаем, что рождение этого Младенца, Который был положен в ясли и поприветствован простыми пастухами, принесет новую надежду и новый свет в темный мир. Несмотря на неожиданные, незапланированные, хаотичные обстоятельства Его рождения, мы знаем, что этот маленький Мальчик – Мессия, Сын Божий и Князь мира, Который дарит всем верующим в Него новую жизнь.

Поэтому и мы, подобно Марии и Иосифу, можем довериться этому обетованию. Мы можем снова выслушать историю о том, как Бог приходит в мир, чтобы принести свет, жизнь и надежду среди трудностей, с которыми мы снова и снова сталкиваемся.

Обретите же новую надежду, когда вновь услышите знакомые слова Евангелия и откроете новые пути для празднования Рождества онлайн или в личном кругу.

Пусть же свет светит во тьме нашей жизни и жизни всех людей, как он сиял в первую ночь Рождества пастухам, которых поразило явление ангелов. Пусть же Рождение Младенца в Вифлееме, послание с небес, принесет всем вам и вашим семьям неожиданную радость в это рождественское время!

Я желаю вам радостного и благословенного Рождества!

Архиепископ Панти Филибус Муса, президент Всемирной Лютеранской Федерации

 

 

 

ЕДИНОЕ МОЛОДЕЖНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - #СОМНОЙ

 

#сомной #иисус #прямосейчас #крестныйпуть

Добро пожаловать на экуменическое молодежное богослужение 2018 #сомной!

 

Последние слова Евангелия от Матфея передают обещание Иисуса Христа. Я с вами до конца жизни, до скончания века.

2000 лет назад Иисус взял Свой крест. Он подтвердил Свои слова, Свое послание. Это Его путь до сегодняшнего дня. Он идет с нами в этом мире. Он несёт Свой крест и в моей жизни, в моем городе, на моей улице.

Прямо или косвенно. По-настоящему и сейчас. Всегда «с вами» и поэтому всегда «со мной».

Хэштэги – это двойные кресты. Хэштэги можно найти в Твиттере и Снэпчате, в Инстаграме, Фэйсбуке и других соцсетях. Это маркеры, которые собирают все сообщения и все посты совершенно разных пользователей. Это слова поиска, по которым можно найти, что сейчас важно людям.

#сомной – в качестве хэштэга, в качестве двойного креста: Один крест означает путь Иисуса тогда, в то время;

Другой крест означает путь Иисуса сегодня.

Крестный путь Иисуса проходит через мою жизнь.

И что-то меняет.

 

Эти фото повествуют о пути Иисуса с крестом в нашей обычной жизни и как часть искусства улиц. Фотографии станций крестного пути в жизненных ситуациях были сняты в одном из крупных городов.

Но они могли бы быть сняты в любом другом городе или в любом другом селе, с другими людьми и на других местах.

На твоих местах, в твоих компаниях, с твоими людьми, в твоей жизни. Авторы экуменического молодежного богослужения «Крестный путь» записали их личные истории из их жизни или из жизни тех людей, которых они знают.

Они рассказывают о личном опыте, о ситуациях, в которых крестный путь Иисуса дал направление и изменил их жизнь. Потому что Иисус несет свой крест со мной.

 

 

 

ЕДИНОЕ МОЛОДЕЖНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - #СОМНОЙ

 

#сомной #иисус #прямосейчас #крестныйпуть

Добро пожаловать на экуменическое молодежное богослужение 2018 #сомной!

 

Последние слова Евангелия от Матфея передают обещание Иисуса Христа. Я с вами до конца жизни, до скончания века.

2000 лет назад Иисус взял Свой крест. Он подтвердил Свои слова, Свое послание. Это Его путь до сегодняшнего дня. Он идет с нами в этом мире. Он несёт Свой крест и в моей жизни, в моем городе, на моей улице.

Прямо или косвенно. По-настоящему и сейчас. Всегда «с вами» и поэтому всегда «со мной».

Хэштэги – это двойные кресты. Хэштэги можно найти в Твиттере и Снэпчате, в Инстаграме, Фэйсбуке и других соцсетях. Это маркеры, которые собирают все сообщения и все посты совершенно разных пользователей. Это слова поиска, по которым можно найти, что сейчас важно людям.

#сомной – в качестве хэштэга, в качестве двойного креста: Один крест означает путь Иисуса тогда, в то время;

Другой крест означает путь Иисуса сегодня.

Крестный путь Иисуса проходит через мою жизнь.

И что-то меняет.

 

Эти фото повествуют о пути Иисуса с крестом в нашей обычной жизни и как часть искусства улиц. Фотографии станций крестного пути в жизненных ситуациях были сняты в одном из крупных городов.

Но они могли бы быть сняты в любом другом городе или в любом другом селе, с другими людьми и на других местах.

На твоих местах, в твоих компаниях, с твоими людьми, в твоей жизни. Авторы экуменического молодежного богослужения «Крестный путь» записали их личные истории из их жизни или из жизни тех людей, которых они знают.

Они рассказывают о личном опыте, о ситуациях, в которых крестный путь Иисуса дал направление и изменил их жизнь. Потому что Иисус несет свой крест со мной.

 

 

 

'РЕФОРМАЦИОННЫЙ МАРАФОН' для молодежи СОЮЗА ЕЛЦ

«А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено,

зная, кем ты научен.

Притом же ты из детства знаешь священные писания,

которые могут умудрить тебя во спасение

верою во Христа Иисуса.»



(2Тим.3:14,15)



Дорогие братья и сестры!

Дорогие друзья!

Дорогая молодежь!



31 октября 2016 года началось празднование одной из самых важных дат в мировой истории – Юбилея Реформации. Уверены, что вам известна история этого события. Юбилей Реформации отмечают христиане во всем мире, на всех пяти континентах, миллионы людей. И «Евангелическая Молодежь» Союза ЕЛЦ не желает быть безучастна, и предлагает вам отпраздновать этот важный для нас ЮБИЛЕЙ!

«VIVALAREFORMATION» - «ДА ЗДРАВСТВУЕТ РЕФОРМАЦИЯ» под таким небольшим лозунгом, и лозунгом из Священного Писания – « А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.» (2Тим.3:14-15), мы предлагаем вам в течение всего юбилейного года БЫТЬ В ОБЩЕНИИ с Евангелической Молодежью из разных стран, городов, сел и общин; ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ, РАЗМЫШЛЯТЬ над разными духовными вопросами, и, главное, знакомится с такими же молодежными группами и верующими.

Сейчас мы находимся в период АДВЕНТА, в период ожидания самого любимого детьми, подростками и молодежью праздника – РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА!



25 декабря – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ нашего СПАСИТЕЛЯ!



А вы уже подумали, как вы хотите поздравить ИМЕНИННИКА? Нет?!

Тогда мы предлагаем вам подумать об этом!



В период до 20 декабря, ваши молодежки (молодежные группы) и просто молодежь общины, могут поразмышлять над тем, как вы можете поздравить Того, кто спас этот мир, и каждого из нас!



И затем свое поздравление оформить в любой форме

(песня, сценка, фото, открытка, видео, аудио, клип на телефоне, песня под гитару и т.д)



И с 20 по 25 декабря в одной из групп «ЕВАНГЕЛИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Союза ЕЛЦ» в одной из 4-х соц.сетей разместить свое ПОЗДРАВЛЕНИЕ!



Принимаются любые работы, главное, что бы они были сделаны молодежной группой, с душой и для нашего Именинника! ;)







Наши группы:



ВК – https://vk.com/club107699301

ФБ – https://www.facebook.com/groups/663780910430240/

ОК – https://ok.ru/group/52717926023379

ММ – https://my.mail.ru/community/em.elk/?ref=



И не забываем про ХЕШТЕГИ

(копируем и вставляем в каждую публикацию после основного текста)*



#JesusBirthday #ДеньРожденияИисуса #VivaLaReformationRussia #Reformation500 #ELCR #Reformation2017 #Lutheran #LutheranChurch #LutheransRussia #Protestants #ЕвангелическаяМолодежь #Реформация 500 #ЕЛЦР #лютеранство #лютеранеРоссии #лютеранскаяцерковь лютеранеРоссии #протестанты#LutheransKZ#LutheransUA#LutheransGE#LutheransBY #LutheransUZ

И ДРУГИЕ





*#JesusBirthday#ДеньРожденияИисуса – только для первого задания; все остальные – для всех заданий

**первые хэштеги для других заданий будут указываться отдельно

Страница 1 из 16

Библейские цитаты

Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…