×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 458

Династические связи Российской Императорской Фамилии с Германскими Владетельными Домами
Избранное

В 1721 году в России был издан Указ, дозволявший смешанные браки с инославными христианами.   

Но этот Указ не столько относился к династическим бракам, сколько отвечал на многочисленные просьбы шведских пленных разрешить им жениться на русских девицах.  В качестве обоснования этого Указа были упомянуты многочисленные прецеденты династических браков с инославными, заключавшихся поздневизантийскими Царствующими Домами. На практике новый закон открывал возможность сближения в первую очередь с протестантскими Владетельными Домами, поскольку Римско-Католическая Церковь, не исключая смешанных браков категорически, обставляла их такими жесткими условиями, которые были несовместимы с достоинством Русской Православной Церкви и Российского Императорского Дома.

 

Еще до того, в 1711 году, Петр Великий женил своего сына Алексея на Принцессе Софии-Шарлотте Вольфенбюттельской. От этого брака родился Император Петр II (годы правления 1727-1730), последний представитель мужской линии Романовых.

В 1710 году дочь старшего брата Петра Великого, Царя Иоанна, Анна Иоанновна была выдана за Герцога Курляндского Фридриха Вильгельма. Быстро овдовев, она впоследствии была вызвана в Россию и целое десятилетие занимала русский престол (годы правления 1730-1740). Сестра Анны Екатерина Иоанновна вышла за Герцога Мекленбург-Шверинского Карла Леопольда, но затем с трехлетней дочерью Елизаветой оставила своего супруга и вернулась в Россию. В 1733 году 14-летняя Елизавета приняла православную веру и была названа Анной в честь тетки-императрицы.

В 1739 году Анна Леопольдовна сочеталась браком с Принцем Антоном-Ульрихом Брауншвейг-Люнебургским. Родившегося у них сына Иоанна Анна Иоанновна назначила своим Наследником. Сразу после смерти Императрицы Анны регентом стал Бирон, незадолго до того назначенный по настоянию Анны Владетельным Герцогом Курляндским. Но и месяца не прошло, как Бирон был лишен власти и Правительницей стала Анна Леопольдовна. Лишь год с небольшим правила она Россией: конец ее правлению положил переворот, возведший на престол дочь Великого Петра Елизавету (годы правления 1741-1761).

После восшествия на престол Елизаветы Петровны нареченный Император Иоанн Антонович был отделен от родителей и совершенно изолирован от мира. В 1756 году Иоанн был переведен в Шлиссельбург и содержался там в одиночном заключении. Кто-то научил узника грамоте, и бывшему императору разрешено было читать Библию. При Петре III, а затем и Екатерине II положение несчастного узника не изменилось. В 1764 году подпоручик Смоленского полка Василий Яковлевич Мирович предпринял попытку освободить Иоанна Антоновича и возвести его на престол. Однако о намерениях мятежного подпоручика стало известно Императрице Екатерине заранее. В результате во время акции Мировича Иоанн Антонович был убит приставленной к узнику охраной. Императора тайно похоронили у крепостной стены Шлиссельбурга, а его могилу сравняли с землей.

Родители его с другими сыновьями и дочерьми пребывали в ссылке. Екатерина II по восшествии своем на престол в 1762 году разрешила овдовевшему к тому времени Антону Ульриху покинуть Россию, но он предпочел остаться с детьми в России, где и скончался в 1774 году. По ходатайству его сестры, Датской Королевы, четверо его детей были отпущены в Данию. В их штате состоял православный священник с причтом.

Елизавета Петровна назначила преемником Петра сына своей сестры Анны и Герцога Шлезвиг-Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха. Воспитанный в лютеранстве, он и после присоединения к Православию сохранял и открыто выражал свои протестантские симпатии и антипатии. Но особенное возмущение вызвало то, что он, будучи горячим почитателем Фридриха Великого, аннулировал все успехи России в Семилетней войне. Всего около полугода занимал Петр III Федорович русский престол (годы правления 1761-1762). Он был свергнут и затем убит. После этого на престол взошла его супруга Екатерина II Алексеевна (годы правления 1762-1796).

Царствование Екатерины Великой стало одним из самых значительных в истории России. Дочь Князя Анхальт-Цербстского, она получила в крещении имя София Фредерика Августа; будучи воспитана в лютеранстве, она в весьма юном возрасте прибыла в Россию и искренне приняла православную веру.

Сын и Наследник Екатерины II Павел I Петрович был женат на Наталии Алексеевне (Вильгельмине, Принцессе Гессен-Дармштадтской). После ее преждевременной кончины он вступил в брак с Марией Федоровной (Софией-Доротеей-Августой-Луизой, Принцессой Вюртембергской). От этого брака родилось 10 детей, и все они, за исключением одной дочери, умершей в младенчестве, заключили браки с германскими Владетельными Особами. Среди них два Российских Императора: старший сын и Наследник Павла Александр (годы правления 1801-1825) был женат на Елизавете Алексеевне (Луизе-Марии-Августе, принцессе Баден-Дурлахской), а другой сын, брат и преемник Александра, - Николай I (годы правления 1825-1855) был женат на Александре Федоровне (Прусской Принцессе Фредерике-Луизе-Шарлотте-Вильгельмине). Второй же сын Павла Цесаревич Константин женился на Анне Федоровне (Герцогине Саксен-Кобургской). Четвертый сын Павла Михаил был женат на Елене Павловне (Принцессе Вюртембергской Фредерике-Шарлотте-Марии).

Из их дочерей Елизавета вышла за Адольфа, Герцога Нассауского, а Екатерина - за Георга, Герцога Мекленбург-Стрелицкого. Из дочерей Императора Павла Александра вышла за Иосифа, Эрцгерцога Австрийского. После ее смерти в 17-летнем возрасте ее брат Александр воздвиг над ее гробницей в Офене православную церковь. Елена Павловна была замужем за Фридрихом Людвигом, Герцогом Мекленбург-Шверинским, Мария - за Карлом-Фридрихом, Великим Герцогом Саксен-Веймарским, Екатерина - за Георгом-Петром, Принцем Гольштейн-Ольденбургским; от них пошла линия состоявших в русской службе и определенным образом включенных в Императорскую Фамилию Принцев Ольденбургских. Вторым браком Екатерина Павловна вышла за Фридриха-Вильгельма, Короля Вюртембергского. Анна Павловна была за Королем Нидерландским.

Эти тесные династические связи между Императорской Фамилией в России и различными евангелическими Владетельными Домами в Германии были продолжены и в последующих поколениях.

Старший сын и Наследник Николая I Александр II (годы правления 1855-1881) был женат на Марии Александровне (Принцессе Гессен-Дармштадтской Максимилиане-Вильгельмине-Августе-Софии-Марии). Также и другие сыновья Царя Николая I были женаты на немецких Принцессах: Константин - на Александре Иосифовне, Принцессе Саксен-Альтенбургской, а Николай - на Принцессе Ольденбургской Александре Петровне. Последняя не только всем сердцем приняла Православие, но и приняла в конце жизни монашество с именем Анастасии; она прославилась как щедрая благотворительница и основательница Киевского Покровского монастыря. Наконец, Михаил Николаевич был женат на Ольге Федоровне (Цецилии, Принцессе Баденской).

Дочь Николая I Мария вышла замуж за Максимилиана, Герцога Лейхтенбергского, который по матери был внуком Баварского Короля. Их дети были включены в Императорскую Фамилию с именем Князей Романовских и также были замужем за немецкими Принцами или женаты на немецких Принцессах.

Сын и Наследник Александра II, Александр III (годы правления 1881-1894), был женат на Марии Федоровне, Датской Принцессе Марии-Софии-Фредерике-Дагмаре. Ее отец, Король Христиан IX, сын Герцога Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбургского, занял Датский престол не без поддержки России.

Последний Русский Император, старший сын Александра III Николай II (годы правления 1894-1917), был женат на Александре Федоровне (дочери Людвига IV, Великого Герцога Гессен-Дармштадтского, Аликс-Виктории-Елене-Луизе-Беатрисе). Царственная чета имела пятерых детей: Алексия, Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию. 17 июля 1918 года все семь членов Царской Семьи были расстреляны большевиками. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в течение последних лет неоднократно призывал к всенародному покаянию в этом грехе. В августе 2000 года Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял единогласное решение о канонизации Императора Николая Александровича и его Семьи. За торжественным богослужением, совершенным вскоре после Собора, в воссозданном Храме Христа Спасителя была впервые помещена икона Собора новому-чеников и исповедников Российских с Царской Семьей в центре. Весь день к этой иконе шли тысячи православных верующих.

Потомство Николая I и Александра II имеет несколько ветвей. Многие из этих потомков были в XIX столетии связаны брачными узами с различными немецкими Владетельными Домами.

После российской и немецкой революций 1917-1918 годов династические браки между Романовыми и германскими Домами продолжали заключаться. Княжна Кира, дочь Великого Князя Кирилла Владимировича, вышла за Принца Прусского Луи-Фердинанда, Главу Прусского Королевского и Германского Императорского Дома, внука Императора Вильгельма II. Ее племянница Великая Княгиня Мария Владимировна, дочь Великого Князя Владимира Кирилловича, вступила в брак с Принцем Прусским Францем-Вильгельмом, в Православии принявшим имя Великого Князя Михаила Павловича. От этого брака в 1981 году родился сын - Великий Князь Георгий Михайлович.

До шестидесятых годов XIX века за богослужением поминался весь Императорский Дом, причем владетельные супруги русских Великих Князей не назывались по имени. Это звучало примерно так: «о Благоверной Государыне Великой Княгине Марии Павловне и о Супруге ея». При Александре II, в связи с разрастанием Дома Романовых, за богослужением стали поминать только Императора, Императрицу, вдовствующую Императрицу и Наследника.

Члены Дома не лишались церковной молитвы, даже если были инославными. Так, после брака Великого Князя Владимира Александровича с дочерью Великого Герцога Мекленбург-Шверинского Марией последовало Высочайшее повеление Святейшему Синоду праздновать рождение Великой Княгини и ее тезоименитство, хотя она по-прежнему оставалась лютеранкой. В таком случае Великие Княгини не получали титула «Благоверные».

 

Отношения между Российским Императорским Домом и различными Владетельными Домами в Германии (и Дании) являются не только сложным переплетением родственных уз. Они служат свидетельствами тесных связей, которые эти Дома сознательно искали, устанавливали и укрепляли на протяжении XVIII и XIX веков.

Большое число династических русско-немецких браков объясняется не только тесными историческими связями России и Германии, но и множественностью германских Владетельных Домов. Возникшая в 1871 году Германская Империя включала в себя более двух десятков монархических государств. Помимо этого, существовали Австрийская Империя, Люксембург и Лихтенштейн. При таком количестве немецких династий ветви некоторых из них естественным образом призывались и на престолы других стран. Немецкие династии царствовали в православных странах: Греции, Болгарии и Румынии, а также в Великобритании, Бельгии, Дании, Нидерландах и Норвегии. Таким образом, европейских монархов связывали многочисленные родственные узы. Так, Император Вильгельм II был по материнской линии кузеном Александры Федоровны, супруги Царя Николая II.

Высшими дипломатическими каналами было общение царственных родственников. А дел у дипломатии в последние четыре десятилетия старой Европы было немало. Устроившись, по выражению Ключевского, «для собственной безопасности на пороховом погребе», европейские державы пытались там избежать войны. Признанным всеми «творцом европейского мира» стал Император Александр. В причинах катастрофы 1914 года вина России, правда, минимальна, но великий трагизм состоит в том факте, что, несмотря на тесные родственные связи, монархам в конечном счете не удалось предотвратить начала Первой мировой войны.

В страшном накале национализма, поразившем европейские народы в этом роковом году, рушились вековые связи, делавшие Европу единым, сложным целым, и открывались пути для последующих необратимых изменений. Русская революция, бездумно поддержанная Германией, открыла путь тоталитаризму в России, равно как и в Германии после отмены монархии и краткого республиканского периода последовали годы национал-социалистического тоталитаризма. Первая мировая война обернулась для Европы утратой мирового лидерства во внешнем плане, а в плане внутреннем - продолжающимся и по сей день кризисом христианства.

Оценивая интенсивные российско-германские династические связи от Петра Великого до Николая II, нужно признать, что это был лучший период русской истории. Личный вклад немецких Принцесс и Принцев в развитие России, также как русских Великих Княгинь - в развитие германских государств, невозможно переоценить. Причем это касается всех областей - государственной, культурной, экономической, духовной, гуманитарной. Это могло бы стать темой фундаментального исследования, а не короткой статьи. Романовы сочетали верность благородным средневековым христианским традициям с просвещенным либерализмом. Даже в страшные годы Первой мировой войны в России было куда больше свободы, чем во Франции и Германии. Именно в эти два века великая русская культура принесла самые зрелые и прекрасные свои плоды, именно в это время с особой силой раскрылся в русской душе дар «всемирной отзывчивости». И не один только славянофил Достоевский говорил об этом со страстным воодушевлением.

На всем протяжении царствования Императоров Романовых Россия, глубоко самобытная, имела в то же время существенно европейский характер. Но, парадоксальным образом, чем больше было в Романовых немецкой крови, тем большими они были «славянофилами» и «народниками», а значит, тем большими «русскими». Наиболее полно это раскрылось в Николае II и его немецкой супруге, всем сердцем принявшей Православие. В своей ревности о славе Православной Церкви Царственная чета иногда даже опережала церковную иерархию: так, к примеру, канонизация одного из величайших русских святых, преподобного Серафима Саровского (1754-1833), состоялась прежде всего по настоянию Царя и Царицы. В этом деле им пришлось преодолеть сопротивление Святейшего Синода.

Оклеветанный врагами монархии, Николай II всю жизнь верно служил своему народу. Когда разразилась война, Царская Семья делила с народом тяготы. Императрица со старшими дочерьми работала в госпитале, который устроила на свои средства. Несовершеннолетний и тяжело больной Наследник подолгу находился при отце в Ставке Верховного командования. К 1917 году почти все капиталы Царской Семьи были употреблены на помощь раненым. В ужасных условиях заточения Царская Семья сохраняла горячую любовь к заблудившемуся русскому народу и верила в его возрождение. Николай II говорил, что нет такой жертвы, которую он не принесет для России. Царская Семья принесла высшую жертву, на которую способен человек, явив «наибольшую любовь», о которой Господь Иисус сказал в Евангелии от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13). Эта жертва являет новым поколениям русских людей прекрасный образ старой и вечной России.

Автор: протоиерей Валентин Асмус, Источник: Слышать и видеть друг друга:

Взаимоотношения между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии /

Издание Церковного управления Евангелической Церкви в Германии (Ганновер)

и Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Оригинал - Лейпциг: ООО "Евангелический издательский центр" (EVA), 2003. С. 20-29

Библейские цитаты

Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…