Скачать шаблон Joomla с JooMix.org

Актуальное интервью. Выпуск № 8

ВОПРОСЫ РЕДАКЦИИ

1.  как Вы ответили на вопрос неверующих/агностиков: почему добрые люди терпят страдания в сей жизни, а откровенные злодеи благоденствуют?

2.  отчего, на Ваш взгляд, Христа, саму любовь - "Бог есть любовь" - могли не любить?.. 

3. какие  негативных аспекты Вы назовете - характеризуя современное христианство?.. что в Церкви препятствует "ищущим" - найти Христа?.. есть ли проблема вины Церкви перед миром?

 

Y5

отец Дариуш Харасимович, магистр теологии (Францисканская Высшая духовная Семинария, Польша), священник-францисканец  ( Римско-Католическая Церковь)

 

1. Вопрос страданий христианин всегда рассматривает с 2 позиций - Первородного греха и Страданий Христовых. Первородный Грех корень всего зла и греха - вот почему есть злодеи. Но Христос - невинная Жертва за наши грехи - надежда на Спасение от зла.


Отвечая на вопрос: во-первых - что такое благополучие или счастье? То, что человек богат материально не обязательно значит, что он счастлив. Все блага материальные – преходящи и лишь инструмент в жизни, а не ее смысл. Поэтому: кто на самом деле счастлив, а кто нет...?

Во-вторых - невинное страдание праведника вписывается в невинное Страдание Христа. Это своеобразная возможность разделять в этой жизни судьбу Спасителя и объединить свои страдания с Его, жертвуя эти страдания в каком-то намерении. Они могут спасать мир. Затем, то, что внешне злодеи живут, а не погибают после греха - это милосердие Бога! У них есть дар времени, чтобы обратиться!

2. Христа не любит прежде всего Сатана – конечно, он причина всего зла -  в том числе, зла в сердцах человеческих. После Первородного Греха разум людей не всегда распознает Правду и не всегда открыт на зов Духа Святого. Если было бы по-другому - все бы любили Христа и приняли Христа!

3. масса ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ. Фальшивой, искаженной информации о христианстве - масок, которые люди одевают на верующих или Церковь. Значит, надо искать до конца! Не сдаваться! " Кто ищет - тот найдет", - говорит Иисус Христос.
Конечно, как всегда, препятствием является грех. Он касается каждого человека. То же – о Церкви в её членах ( не как таковой Церкви). Поэтому нельзя обожествлять людей, людей даже верующих -  но смотреть на все с перспективы Слова Божьего, учения Христа.

Нам всегда надо стремиться к любви ближнего, к святости - и это будет лучшая помощь для ищущих Бога. Но они сами тоже, в свою очередь, должны понимать, что Церковь Святая всегда своим Основателем - и на земле всегда грешная в своих членах!

Церковь предмет веры, а не знания.
Вот так - кратко

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Y2

Сергей Дежнюк, магистр теологии, вице-президент Независимого Центра Политического Мониторинга, MTS ( Епископальная Церковь )

 

1) Как Вы ответили на вопрос неверующих/агностиков: почему добрые люди зачастую терпят страдания в этой жизни, а откровенные злодеи благоденствуют?
Наиболее честным ответом было бы – не знаю.С начала своего существования христианство пыталось найти ответ на этот вопрос. При каждой переформулировке догматов в новом контексте искались и новые «схемы» по проблеме теодиции. Огромное значение на такие формулировки сыграл «брак» ортодоксальных форм христианства на платонизме. Без анализа последствий этого «брака» невозможно адекватно рассмотреть мириад христианских ответов на заданный вопрос.Признаю одно. В честной интеллектуальной дуэли с атеистами и агностиками по проблеме существования зла  мы проигрываем – у них вооружение и сильнее, и точнее.Что я говорю своим детям, когда они спрашивают вечное – как Бог допустил Освенцим, ГУЛАГ, режим Пол Пота, и тот же нынешний Донбасс?Чаще всего – повторяю любимую старую максиму знакомого раввина о том, что по началу Всевышний почаще вмешивался в наши земные дела. Когда мы стали пробовать ходить на двух ногах, Он дает нам возможность разбить себе лоб хотя бы несколько раз.Если создание по образу Божьему подразумевает активное участие в продолжающемся Творении, оно подразумевает и «снимание» контроля. Всевышний, похоже, не склонен к «плановой экономике.»Однако Он недалек от делающего свои несмелые шаги человечества. Более того, в Иисусе из Назарета Он испытал полноту боли, отчаяния, и кажущейся безысходности «разбитого лба.» В Распятом Боге мы находим разделение нашей боли, но не снятие проблемы чрез чудо. Человечеству пора научится творить чудеса самим...

2) Отчего, на Ваш взгляд, Христа (хотя "Бог есть любовь") могли не любить?.. за что?..


Удивительно другое – как Иисуса из Назарета могли единицы все-таки любить. Радикал, анти-имперец, попирающий религию и культуру своих соплеменников и их завоевателей – с таким резюме непросто завоевывать сердце народа. Божья любовь, выраженная в Иисусе – любовь радикальная. Это чаще  -- любовь хирурга, вырезающего раковую опухоль у шизофреника.

3) Какие аспекты Вы назовете среди негативных - характеризуя современное христианство?.. что в Церкви препятствует "ищущим" - найти Христа?.. есть ли такая проблема: вина Церкви перед миром?


Церковь знала время, когда «врата ада не одолеют Ее» оставалось единственной надеждой верных. В происходящих процессах нынешней «видимой» Церкви я вижу много оснований для оптимизма. Развитие богословия в прошлом столетии в сочетании с нынешним постструктурализмом заложило фундамент к возможности медленного, почти вселенского обновления христианства.
Карл Ранер заметил, что imago Dei – творение человека по Образу Божию – подразумевает что теология, по сути, есть антропология. Авангард христианской мысли ( а остальные понемногу «подтягиваются», хотя процесс может и затянутся на века) следует этой максиме, поворачиваясь лицом к человеческой природе. «И увидел Бог, что это хорошо» становится в нашим пониманием разнообразия воплощения этого Образа. В нем – причина всеобщего равенства по естеству вне зависимости от пола, цвета кожи, или гендерной идентичности с сексуальной ориентацией. По мере снятия пелен с наших глаз отстраняется и главная причина, препятствующая ищущим найти Христа – церковь. И в этом – ее вековая вина.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Y1


Александр Сатомский, Ярославское епархиальное управление, пресс-секретарь, ЯДС Ярославль, преподаватель, НТМ Ярославль, аспирант ЯГПУ,
храм Богоявления Ярославль, настоятель (Русская Православная Церковь)

 

1. Мы часто совершенно безумно воспринимаем Бога и друг друга, считая что чьи-то страдания могут быть оправданы. Увы, здесь мы движемся по логике кармического закона, а не по слову Христа. Он говорит о Пастыре, отправляющемся искать одну заблудившуюся овцу- всякий ценен для Него, и грешник и праведник. Ничьи страдания не приемлемы для Бога и не могут (или не должны) спокойно приниматься человеком. Мы страдаем как дети Адама. Все мы, объединены одной природой, все мы- Адам, длящий себя в потомках. Космос, все творение, по слову ап. Павла, страдает и мучается, ожидая пока Адам найдет дорогу к дому. Эта дорога- через Христа. Вступая в общение с Ним, мы не переставая быть частью тела Адама становимся частью Тела Христова. Это не избавит нас от страданий, но дас укрепление в них- руку Бога, говорящего "Я рядом".


2. Христос- Любовь, за это Он и не любим. Любовь двояка- при взаимности она окрыляет, а при отсутствии таковой- опаляет и доставляет мучения. Прекрасный пример можно увидеть в конце фильма "Страна глухих". Девушка ценой неимоверных усилий достает деньги, чтобы оплатить долг своего парня- игромана и перед самым моментом возвращения долга он снова их проматывает. Ее реакция удивительна:"не расстраивайся, мы попросим еще времени, мы соберем еще", но более удивительна его реакция- он прогоняет ее. Такова любовь Бога- она очень часто столь светла, что беспощадно выявляет перед нами нашу же тьму. Этого мы и боимся, этого и бежим.


3. Безусловно, такая проблема есть. Она в очень простой и мерзкой вещи -  себялюбии. Я люблю себя, мне здесь (в Церкви в т.ч) хорошо и я не хочу и не позволю кому- либо разрушать мою зону комфорта. Я хочу чтобы остальные форматировались под меня и не потерплю изменений в себе под них. В этом наш главный грех.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Y4
Артем Головчанский, священник храма Покрова Пресвятой Богородицы

(Русская Православная Церковь)


1) как Вы ответили на вопрос неверующих/агностиков: почему добрые люди зачастую терпят страдания в этой жизни, а откровенные злодеи благоденствуют?

Человек шаг за шагом осваивает окружающий его мир. Он пытается постигнуть природу вещей, законы мироздания и цепочку событий, повлекших за собой появление мира. Проникая в тайны бытия, человек строит различного рода модели возникновения вселенной, галактик, звезд и планет. И в том случае, если человеком отвергается существование Бога, как Первоисточника всего сущего, если он отрицает Божественный Промысел и Творца, то он вынужден искать и придумывать некое собственное "научное" объяснение возникновения вселенной и человека. Таким образом, если атеист, исключающий существование Бога размышляет над вопросом: "почему добрые люди зачастую терпят страдания в этой жизни, а откровенные злодеи благоденствуют?" Он вынужден признать, что это простое стечение обстоятельств и не имеет определенного объяснения. С агностиком, который все же чуть ближе находится к позиции верующего, можно предположить, что подобная ситуация - это непостижимый промысел трансцендентного Бога, вникать в который нет смысла, так как субъективно постичь эту тайну невозможно. Верующий же человек также говорит о Промысле Божием, но вправе сказать, что может размышлять на эту тему.

Страдания, которые могут претерпевать добрые люди бывают различными. Но в любом случае, преодолевая скорби и трудности, человек приобретает больше внутренних качеств, которые могут сделать его духовно сильным. Он открывает в себе новые грани, новые тайны. Такой человек становится духовно богатым и этого богатства у него никто не отнимет. Злой благоденствующий человек - жалкое зрелище. Это, как правило, духовно бедные люди. Бывает и так, что эти люди могут быть внешне добрыми и даже верующими (вспомним Иоаанна Будденброка из одноименного романа Т. Манна, который, будучи протестантом и внешне очень добрым и деятельным человекам, в итоге своей жизни понимает, что он духовный младенец, ничего не смыслящий в будущей, вечной жизни), но забота и попечение о своем благополучии затмевает ему путь к духовному обогащению, оставляя его духовно нищим.


2) отчего, на Ваш взгляд, Христа (хотя "Бог есть любовь") могли не любить?.. за что?..

Христа не любили в основном Первосвященники иудейские, которые разжигали ненависть к Нему среди народа. В итоге народ выбрал к помилованию Варраву и приговорил Господа к Крестной смерти. Они проводили среди народа информационную войну, объявляя его лжепророком и хулителем Бога. Господь поставил человека выше ветхозаветного закона, повелев исполнять его по духу, а не по букве. Христос принес в мир новый Закон, который неудобен для жизни, т.к. предлагает человеку изменяться внутренне, призывает человека к жертвенности и отречению от своих страстей и грехов.

3) какие аспекты Вы назовете среди негативных - характеризуя современное христианство?.. что в Церкви препятствует "ищущим" - найти Христа?.. есть ли такая проблема: вина Церкви перед миром?

Мф.16:18 "и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; " Церковь - свята и никакой вины Церкви Христовой перед человечеством быть не может. Мы можем говорить о вине христиан, которые не всегда бывают хорошими христианами, исполняющими заповеди Христовы. Ищущим Христа и Истину мешают образы, созданные СМИ и массовой культурой, формирующие у неверующих людей определенные стереотипы. Сейчас весьма модно говорить о том, что все религии равны, похожи и равноценны, тем самым в уста людей вкладываются определенные клише, которыми они при случае и пестрят. Самая большая беда сегодня - повсеместная религиозная безграмотность людей. Русская Православная Церковь уже много лет работает над тем, чтобы в школах был введен курс Основ Православной Культуры, позволивший бы дать школьникам основные понятия о Православной вере.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Y6


Алексей Колосов, автор ряда публикаций, студент Семинарии Евангелическо-Лютеранской Церкви


1) как Вы ответили бы на вопрос неверующих/агностиков: почему добрые люди зачастую терпят страдания в этой жизни, а откровенные злодеи благоденствуют?


У этого вопроса два аспекта. Во-первых, как мне кажется, здесь следует избегать опасных упрощений. Насколько справедлива такая "чёрно-белая" картина? Страдание - это общечеловеческая реальность. У человека, независимо от степени его нравственной компетенции, нет опыта жизни без страдания - точно также, как нет этически безупречных людей. Библия описывает эту ситуацию простыми словами: "Все согрешили и лишены славы Божией" (Рим 3:23) - это значит, что человек здесь и сейчас существует в комплексе внутренних и внешних конфликтов, обуславливающих страдание той или иной актуальности и глубины. Другого образа бытия человек, увы, не знает. В этом ключе следует рассматривать и второй аспект вопроса - а почему Бог допускает такое кризисное, стрессовое существование человека?

Давайте взглянем с другой стороны. Подобная постановка вопроса уже подразумевает, что Бог принимает человека таким, какой он есть, поэтому спросим  себя: "Является ли справедливость воздаяния оптимальным ответом Бога на наше бытие?" Изменит ли она человека? Нет, воздаяние не меняет человека - только иногда и отчасти влияет на образ жизни. Но, изменится ли человек внутренне? Разрешится ли в воздаянии тот комплекс конфликтов, в котором мы существуем? Устранит ли оно страдание?

Нет, поэтому такой вид Божественной справедливости и не является центральным. Что же является оптимальным ответом Бога на несправедливость мира и страдания человека? Этот ответ был открыт в Иисусе из Назарета - в Нём Бог показал, что не хочет моих страданий, но если я страдаю, то Он страдает вместе со мной. Это тот путь, который предлагает нам Бог, а другого я не вижу...

2) отчего, на Ваш взгляд, Христа (хотя "Бог есть любовь") могли не любить?.. за что?

История Иисуса - это история Сына Божьего: Бога, открывающего Себя в человеке. Не в искусственном бесконфликтном и неуязвимом человекоподобном создании, а в обычном человеке - которого можно любить, а можно и ненавидеть, точно также, как любого из нас. Отличие только в одном: в то время как мы ищем своего, Он искал исполнения воли Небесного Отца. Он вошёл в наше кризисное и конфликтное существование, стремясь исполнить волю Отца без полутонов и компромиссов, поэтому сила и власть этого мира, распяли Его на Кресте, так что Он разделил с нами наше страдание на всю возможную глубину - до смерти. Именно через это "мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее" (1Ин 4:16) - страдающий и умирающий Христос показывает нам, что "Бог есть любовь" (1Ин 4:16), постоянство которой ничто не может разрушить.

3) какие аспекты Вы назовете среди негативных - характеризуя современное христианство?.. что в Церкви препятствует "ищущим" - найти Христа?.. есть ли такая проблема: вина Церкви перед миром?

Церкви, без малого, две тысячи лет и нет ничего нового под солнцем. Поэтому единственной существенной проблемой Церкви во все времена я бы назвал тенденцию к доминированию институций над Христом. Иными словами, чтобы церковь обнаруживала себя как Церковь, она должна снова и снова преодолевать в себе церковь. Если она этого не делает, то институциональные интересы становятся важнее Благой Вести и церковь начинает нести страдание и боль - и тогда она виновна перед миром, которому должна благовествовать.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Y7

Александр Лапоченко, пастор ЕЛЦ,  Евангелическо-Лютеранская Церковь


1) во-первых, не все злодеи благоденствуют и не все добрые страдают. Во-вторых, страдают все в той или иной степени, как писал Ап. Павел: 18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,
20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,
21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
24 Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?
25 Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.
28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. (Рим 8 гл).

2) Христос при жизни был практически "провокатором", будучи Мессией, вел себя, по мнению Фарисеев и Книжников, не как Мессия. Общался говоря нашим языком с проститутками и предателями родины, а благочестивых блюстителей Закона Моисея и традиций отцов, называл порождениями ехидны. Так что не удивительно, что Христа ненавидели и видимо боялись, так как подобные лидеры часто поднимали народные восстания, которые Рим топил в крови.

3) Главная проблема человека, ищущего Христа в том, что он ищет святости смотря на людей, а надо бы на Христа! Отсюда и разочарования в Церкви, а Церковь, по сути и есть собрание таких же грешников как и он, которые нашли Христа. Так что ищи Христа, смотри на Христа и будь снисходителен к ближнему, себя ведь всегда оправдываешь и прощаешь!

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Y3


Максим Фокин, магистр теологии, пастор реформатской Церкви

 

1) как Вы ответили на вопрос неверующих/агностиков: почему добрые люди зачастую терпят страдания в этой жизни, а откровенные злодеи благоденствуют?


Прежде всего, я бы сказал, что нет по настоящему доброго человека в свете Божьих требований к людям: «все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного». (Рим.3:12 ).
Так как все согрешили, и продолжают нарушать Его требования, все страдают. Более всех пострадал самый праведный человек – Христос, единственный безгрешный. Христианам Бог допускает страдать, оберегая их от привязки к этому миру, отрывая от земного и направляя к единственно ценному, к небесному. Тех кто действительно являются злодеями более других и остаются без наказания проживая длинную жизнь стоит лишь пожалеть, ведь чем больше и дольше они грешат тем сильней будет наказание в вечности.

2) отчего, на Ваш взгляд, Христа (хотя "Бог есть любовь") могли не любить?.. за что?..


Как могут грешники понять любовь с бичом в руках? Как можно любить человека, который называет тебя отродьем гадюки и гробом окрашенным полным смердящих костей. Не все воспринимают такую обличающую и врачующую любовь Божью. Христос обличал, разрушал ложные святыни, устоявшиеся религиозные заблуждения. Он выступил против религиозной элиты, которая не смогла стерпеть Его популярности в народе, и из завести они приговорили Его к смерти обвинив в богохульстве.


3) какие аспекты Вы назовете среди негативных - характеризуя современное христианство?.. что в Церкви препятствует "ищущим" - найти Христа?.. есть ли такая проблема: вина Церкви перед миром? ( - Вопрос носит ВНЕ конфессиональный, обобщенный характер)

Вина может быть за церковью, если она не проповедует истинное Евангелие, спасение через одну только веру, труд Христа и Его благодать. Церковь не должна гоняться за этим миром, ухаживать за ним через различные социальные проекты, пытаться ему понравиться и при этом смягчать или не проповедовать подлинное Евангелие. От Церкви отталкивает людей искусственное поведение, не естественность, религиозная помпа, неестественные манеры и речь. Создавая нереальное представление о святости Церкви, мы готовим преткновение для тех, кто рано или поздно увидит действительность. Не нужно создавать и питать иллюзию о нереальной святости Церкви, зовя к совершенству, мы должны дать понять, что все мы стремящиеся к ней далеки от неё.

Top