Скачать шаблон Joomla с JooMix.org

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 ВОПРОСЫ РЕДАКЦИИ

1) Почему в Библии надежда указана наряду с важнейшими добродетелями: верой и любовью? Как сохранить надежду в безнадежном положении?

2)  Каким образом совместить указание «не судить» и призыв «не судите по наружности, судите судом праведным», «обличайте со страхом»? Можно ли критиковать ближних? 

3) Что такое "мир в сердце" ?


 

ВЛФКаролин

Каролин Монсел (координатор по связям с общественностью)

Всемирная Лютеранская Федерация

 

Почему надежда так важна для нас?  Если мы исследуем различия между терминами, надежда в деятельности предваряет неопределенность. Мы не знаем, что таит будущее для нас, но - в любом случае - мы движемся вперед в будущее, веря, что наши чаяния - какими бы они ни были - будут исполнены. Я верю, что надежда  поддерживает нас в нашей жизни. Это то ,что делает возможным все в нашей жизни.

Разница между обличением и осуждением?
Думается, что, как большинство людей, я периодически борюсь с этими двумя состояниями... Однако, как я это вижу: осуждение - своего рода, удебный процесс с приговором.  Опасное чувство, потому что судя кого-либо за их дела, мы часто теряем нашу собственную способность сострадать, принимая. Мы часто забываем, как по-человечески мы не совершенны, забываем, что мы не в роли того, кто выносит наказующий вердикт ближним.

Обличение может быть личностным, морально ориентирующим. Это вариант убеждений, которые мы выбираем, чтоб жить по ним, важнейшее для нас и это прекрасная идея. Однако, порою мы должны смягчить наше обличение -  в том случае, если оно прикрывает суд и является причиной нашего презрения к иным людям, находящего выражение в жесткой форме.

Что означает - мир в сердце?
Это  трудно порою объяснить, но я действительно верю, что мир в сердце - когда наш разум и душа - пребывают в нашей вере. Мы знаем, что, какие бы перемены ни пришли в нашу жизнь - у нас все будет хорошо. Любимый стих моей матери из Библии стал и моим излюбленным - и это - "Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?" (Мф.6:25)

 

АббатГрегор1

о. Грегор, докторант теологии Université Paris-Sud (Сорбонна, Париж)

священнослужитель Католической Церкви

 

1. Почему в Библии надежда указана наряду с важнейшими добродетелями: верой и любовью? Как сохранить надежду в безнадежном положении?    Настоящим «Богословом надежды» в Священном Писании является апостол Павел. Именно он наиболее ярко развил, в частности, в послании к Римлянам и в первом послании к Коринфянам, всю глубину понятия христианской надежды. Эта надежда для него не является своего рода человеческой утопией, слепой верой в «лучшее будущее», а плодом личного опыта встречи со Христом. Для Павла христианская надежда находится в той же перспективе, что и надежда народа Израилева на исполнение обетований Бога. Евангелие, по своей сути, является исполнением этого обетованного спасения.
    Христианская надежда несомненно включает в себя чаяния человечества в обретении лучшего мира, но придаёт им совершенно новую перспективу. Это не какая-то утопия, не просто поиск определенного утешения в трудной ситуации или перед лицом неизбежной смерти - она является божественным даром, Его откровением в нашей личной встрече с Ним. Павел называет Господа «Богом надежды» (Рим 1, 13). Именно таким образом эта добродетель тесно связана с верой и любовью. Вера является не просто возможностью поверить в нечто неосязаемое или невидимое, христианская вера есть вера-доверие. Я верю в исполнение обещанного спасения, так как я доверяю Богу. А доверяю я Ему, потому что я Его люблю. Таким образом, христианская надежда становится терпеливым ожиданием исполнения обетований Бога, ожиданием совершения спасения. Некоторым образом, я уже бросаю якорь в ту гавань, в которую меня ведет по жизни Бог :  через радости и горести, бури и ненастья. Не случайно в самой ранней символике христиан надежда изображалась в виде якоря.
    Как сохранить надежду в безнадежном положении? Поскольку надежда – это дар, то в первую очередь следует просить Бога об укреплении этого дара. Апостол Павел учит нас «надеяться превыше всякой надежды»  (Рим 4, 18), как некогда Авраам. Здесь надежда сопряжена с терпением, этой мужественной настойчивостью, которая помогает обретать силы.

2. Каким образом совместить указание «не судить» и призыв «не судите по наружности, судите судом праведным», «обличайте со страхом»? Можно ли критиковать ближних?    

Во-первых, здесь следует различить три совершенно разных понятия. Первое значение слова  «судить» это «вершить суд», то есть вершить справедливость, или, как говорят в юриспруденции, отдать каждому то, что ему надлежит по справедливости. Это очень ответственная обязанность, которую может исполнять только тот, кто имеет на это отпределенные полномочия. В древности судья не только выносит приговор, но и раздает милости. Именно в этом ключе мы воспринимаем Бога как Высшего Судию, действующего по двум критериям: справедливость и милосердие. То есть «судить» – вовсе не значит «осуждать»


    Второе понятие – «обличение». Обличение в Церкви всегда воспринималось, как выявление определенной «болезни»  в этом многосложном организме, болезни, которая может касаться одного члена этого тела или целой группы его членов.

Целью выявления заболевания и правильной «постановки диагноза» является забота об эффективном и быстром исцелении.

Это не то, с чем мы иногда можем столкнуться в жизни наших общин или, тем более, на просторах интернета: унизительное публичное тыкание носом в лужу напакостившего щенка. В таком случае «обличитель», необузданно уверенный в собственной непогрешимости, выступает в роли того самого фарисея из притчи: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди...» (Лк 18, 9-14). В христианском же понимании обличение - это благожелательная попытка пролить свет на проблему, это  совет, возможно почерпнутый из собственного опыта, который дает возможность человеку, которому мы хотим помочь - принять правильное решение,  наедине с Богом и своей совестью.


Третье понятие – «критика». В какой степени можно критиковать ближних? Следует заметить, что критика должна и может быть только конструктивной. Если критика делается ради критики, то она становится настоящим ядом, отравляющим жизнь Церкви. Поэтому прежде, чем выразить свое мнение по тому или иному поводу, следует задаться вопросом: в какой мере это будет конструктивным?

Также следует просеять это мнение через три старых добрых сократовских сита.

Является ли то, что я скажу, правдой? Внесет ли это позитивный элемент в дискуссию?

И, в конце концов, окажется ли это полезным?


3) Что значит «мир в сердце»?    Мир в сердце является одной из целей духовной жизни. Путь для его достижения может быть долгим и нелегким. Это не просто «внутреннее умиротворение». Мир в сердце связан с понятием «примирения». Для христианина «примирение» носит троякий характер: это примирение с самим собой, с Церковью (то есть, с братьями и сестрами во Христе) и с Богом.

Примерение с самим собой предполагает самопознание: знать свои слабые стороны и недостатки помогает принимать их со смирением и позволять Богу работать над нашим внутренним миром. Таким образом, мы избегаем ненависти к себе. Говорить в сердцах «я себя ненавижу за то, что я такой-то и сякой-то...», закрывает нас в порочном круге собственных комплексов неполноценностей, не позволяет видеть те таланты, которыми Бог нас одарил, а скорее всего, помогает их успешно похоронить (впомним притчу о талантах, Мф 25, 14-30). Поэтому в молитве важно говорить и «благодарю», и «прости».   

Примирение с Церковью является также важным элементом жизни христианина. С момента нашего крещения мы являемся членами мистического Христова Тела – Его Церкви. Наш личный грех не является сугубо частным делом. Он, некоторым образом, негативно влияет на святость всей Церкви, подобно тому, как самая прекрасная мелодия на фортепьяно может быть испорчена неисправной клавишей или красота персидского ковра порвавшейся нитью. Апостол Иаков просит нас: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак 5, 16).  


 Именно примирение с ближними является залогом примирения с Богом.  Мир в сердце - это длинный путь, это мир, дарованный Христом, Который говорит:  « Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин 14, 27).

Мир в сердце – залог единения с Богом и единства Церкви. Как говорится в известной молитве: «Не взирай, Господи, на грехи наши, но на веру Церкви Твоей, и по милости Твоей благоволи умирить и обединить её».

 

АлександрМитрофанов1

Алекандр Митрофанов (декан Московской богослоской Семинарии христиан баптистов, пастор РС ЕХБ)


1) На мой взгляд, потому, что все три добродетели представляют собой составляющие полноценного духовного состояния. Если рассматривать веру и любовь как наше движение к Богу и результат этого движения, то надежда будет именно тем, что позволяет осуществлять это не смотря на самые разные препятствия. Не даром существует такие древние мудрые высказывания: «надежда умирает последней»или «пока дышу – надеюсь».

Надежда имеет совершенно особую природу, зачастую в неверующем человеке оставаясь практически в одиночестве и представляя собой единственную связующую с Богом ниточку. Надежда – совершенно потрясающий дар свыше.
Как сохранить надежду в безнадежном положении?
Человек сохраняет надежду простым способом поиска различных вариантов решения. Уверен, каждый из нас хотя бы раз чувствовал облегчение в сложной ситуации просто придумав некий вариант выхода. Верующий человек имеет возможность сохранять надежду зная, что его ситуация под контролем Господа, у Которого заранее есть выход из любой сложившейся ситуации.

2) Иисус призывал нас не становиться судьями друг другу, предупреждая, что осуждая другого, нужно быть готовым к таким же оценкам и отношению к самому себе. Здесь заповедь «не судите» (Мтф. 7:1) напрямую связана с заповедью «как хотите чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук. 6:31).

При этом мы имеем право и долг сохранять между собой должный уровень нравственности, о чем ясно говорит практика церкви осуждения явных грехов.

Например, предание сатане одного из членов Коринфской церкви апостолом Павлом за вопиющий грех (1 Кор. 5 гл.).

Таким образом получается, что выносить суждение о ком то мы можем только в определенных условиях: когда имеем на это право, когда речь идет о конкретном и доказанном грехе, когда действуем с уверенностью от Господа, ну и самое главное, когда исходим из того, что «цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1Тим.1:5). Уверен, что соблюдая все необходимые библейские требования к суждениям и обличениям, мы сможем сохранить должные отношения со всеми, в том числе и с обличаемыми.


Что означает "мир в сердце" ?
В моем понимании «мир в сердце» это согласие с самим собой и с Богом. Конечно, это результат выстраивания отношений с Господом, когда я учусь слышать и понимать Его, верно и своевременно реагировать. Наподобие того, как выстраиваются отношения в семье. То есть мир, это во многом результат моего расположения к Господу. Но также в этом духовном состоянии есть еще одна важная составляющая, поскольку моего расположения к Нему будет явно не достаточно. Мир – это состояние, которое дается Господом свыше, это результат Его расположения ко мне. Ведь мир, это плод Духа (Гал. 5:22).

 

ЭльвираРетневаСПП

Эльвира Ретнева (магистр теологии, старший преподаватель СПБА), евангельское христианство

 

1). Из истории России мы знаем, что русский язык как таковой сложился в 9 веке по Р.Х. под влиянием азбуки, составленной салунскими братьями Кириллом и Мефодием, двумя православными монахами,посланными на территорию древней Руси именно с целью развития грамотности и письменности, чтобы люди могли читать Евангелие. То есть христианизация русской речи произошла гораздо раньше (почти на сто лет) крещения Руси. Поэтому многие слова в древне-русском языке носят так или иначе христианское содержание. Давайте разберем слово "надежда". Оно имеет один корень со словом "одежда". В кн. Иезекииля 16:8 написано, что "Бог покрывает ризами нашу наготу". Бог о-девает нас в свою о-дежду. Христианский покров, наша на-дежда -это Иисус Христос, Который нас, еще далеких от совершенства детей Своих, облекает (о-девает) в свои белые. чистые о-дежды праведности. Следовательно, надежда и одежда на нас -не наши, нас о-девает Христос, Его о-дежды мы носим как на-дежду на нашу будущую праведность! Через Свою о-дежду Христос и Отец Небесный видят нас будущими праведниками, ибо здесь на земле мы только учимся быть святыми и праведными. На-девая(на-дежду) на нас Свою праведность, Иисус Христос говорит Отцу, что те. которых Отец дал Сыну, не потеряны ни один(Ин.17:12). Можно сказать, что на-дежда на Христа не постыжает, а облагораживает христианина, и эту на-дежду дарит Христос, она не наша, на-дежда имеет божественное происхождение. Но каково же взаимодействие на-дежды с верой и любовью? Вера поселяется в нашем сердце после принятия крещения Духом Святым.
Значит, в отличие от на-дежды. вера живет внутри нас: "Царство Божие внутрь вас есть",-говорит Иисус Христос.Вера-это присутствие Духа Святого внутри нас. И вот главное:.Бог есть любовь. Дух Святой, поселившийся в нашем сердце, -это Дух любви Бога-Отца и Сына Бога-Иисуса Христа. Любовь Бога святая, безгрешная, всемогущая, жертвенная, бескорыстная, прощающая, милосердная, всеведущая...-именно эта любовь внутри нашего сердца производит рождение Духом свыше веры и любви, а на-дежда о-девает нас милосердием благодати и благословений Господа нашего Иисуса Христа.  На-дежда никогда не может умереть в истинном христианине, так как это живой покров живого Бога! Надежда отделяет нас от грехов этого мира внешне, а внутри действует Святой Дух через веру и любовь.

Вот в чем связь: Бог производит и снаружи и внутри нас преображение в образ и подобие Христа. И в заключение. Смерть-не конец жизни, а переход в инобытие-Царство Бога. Разве может умереть Бог? Разве может умереть на-дежда, даруемая навечно ученику Христову, наследнику Самим Христом? Вера, любовь и надежда- понятия нераздельные и вечные в силу их родства и единства с живым Богом Иисусом Христом!


2) В Мф. 7:1-2 Иисус говорит:"Не судите, да не судимы будете;ибо каким судом судите, таким и будете судимы" Эти слова-предостережения, сказанные Самим Иисусом Христом, предостерегают нас от суда человеческими мерками. Несовершенный христианин, хоть и кающийся, не может в полноте оценить поступки и характер собрата или сестры по вере. Именно поэтому Библия говорит, что весь суд Отец отдал Сыну (Ин.,5:22). Христиане не имеют права судить.  Но в посланиях а.Павла видно, что обличать согрешившего - можно: сначала один на один,если не послушает, то при двух свидетелях, а если и это не подействует, то перед всей общиной и дальше-с отлучением от церкви.

Вот здесь уместно сделать небольшое отступление. В чем главное отличие Ветхого и Нового Заветов? В Новом Завете милосердие превозносится над судом. Поэтому а.Павел говорит, в 1 Кор., что согрешающего брата надо изгнать из общины, а во 2 Кор.говорит, что надо бы уже и простить его. В Библии есть много примеров гнева Бога, после которого Бог прощает кающихся детей Своих, но суверенное право судить Бог оставляет за Собой. Следовательно, не судить, а обличение - обличать: показывать истинное лицо - нужно с большой осторожностью. Бог ненавидит не грешника, но грех.

Бог желает, чтобы все спаслись. Будем же не судить, а любить Бога и ближних, как самих себя!


 3) В Библии очень много говорится о мире.Давайте возьмем для размышлений одну из заповедей блаженств, произнесенную Иисусом в Нагорной проповеди:"Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими"(Мф.,5:10). Но как быть миротворцами в мире, переполненном злодеяниями и кровью невинных жертв?

Только во взаимодействии с Духом Святым Христовым! Исполнение заповедей блаженства находится в единстве жизни с Богом, в диалоге с Ним, когда в общении с Богом и исполнении Его заповедей Бог дарует откровение детям Своим о Самом Себе, Его силе и могуществе, благодати, милосердии и любви. В человеческой жизни Бог проявляет Себя только через Дух любви: если Бог гневается, то любя; если Бог наказывает, предостерегает, учит,судит, благословляет,прощает ...-то все это делает, любя нас! Следовательно, когда христианин лелеет в себе дух любви и старается любить всех истинно, даже врагов, то Бог умножает эту несовершенную человеческую любовь многократным усилением этого удивительного чувства. И вот тут реально происходит чудесное преображение греховного человеческого естества в образ и подобие Бога.

В характере Бога нет нет никаких отрицательных свойств, поэтому Божественная гармония бытия становится печатью на сердце возлюбленных детей Божьих. Как иначе может отражаться характер Бога в человеке? Мир, любовь и гармония -это первый и единственный принцип диалога с Богом, о котором знал Адам, с которым вел диалог Сам Бог с момента его сотворения, об этом принципе знали еще в античной Греции со времен Гераклита, Сократа, Аристотеля.., об этом думали и это подтверждали философы и богословы всех времен и народов, и в настоящее время только принцип мира и любви и гармонии в диалоге с Богом может решить все мировые проблемы.

Почему же принцип  мира, любви и гармонии является главным стержнем существования как мира в целом, так и отдельного человека? Потому что это свидетельство присутствия Духа Святого, Его откровение как миру так и отдельному человеку. Христиане творят мир силою Духа Самого Бога Иисуса Христа! "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими"! Блаженство-это переживание присутствия Духа Божьего в человеческой душе, это переживание мира, любви
 и гармонии, которое есть печать Сына Бога Иисуса Христа! 

 

МаксимШеккер1

Максим Шеккер (проповедник, ЕЛЦ УСДВ)

 

I. Термин «надежда» очень ёмкий и по-разному проявляющий себя в разных ситуациях, - имеются религиозное (в том числе христианское), философское, психологическое определение состояния человека, испытывающего эту эмоцию.
В христианском, библейском понимании надежды, как она указана в 1-ом послании к Коринфянам, 13:13 «а теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше», - здесь все три добродетели неразрывно связаны между собой, дополняют друг друга, являя в своей совокупности наиболее красивый плод. И без надежды, без упования на осуществление ожидаемого, вера была бы более рациональной, может быть, более холодной и рассудительной, а любовь (в христианском понимании) мне вообще трудно представить (думаю, она бы вообще угасла, если бы у человека не было упования, надежды на пребывание с Иисусом в вечности, например).


«Как сохранить надежду в безнадёжном положении?»
В Послании к Римлянам, 5:3б-5 сказано, что «от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Здесь мы видим, что надежда – это определённое достижение, которое появляется не сразу, но после достижения определённых духовных результатов.
При этом мы видим, что любовь Божия, являющаяся даром Божьим, поддерживает упование человека, гарантируя достижение тех надежд, которые человек имеет, идя по пути христианской жизни.
Поэтому отвечая на вопрос, как сохранить надежду в безнадёжном положении, - думаю, что Господь Бог найдёт возможность поддержать верующего какими-то знаками Своей любви, коснувшись тихим веянием Святого Духа грустное и подавленное сердце христианина, испытывающего печаль (по тем или иным причинам). И тогда «печаль ваша в радость будет».


II. Каким образом совместить указание "не судить" и призыв "не судите по наружности, судите судом праведным", "обличайте со страхом" ? Можно ли критиковать ближних?
«Не судите по наружности» - то есть не лицемерить, использовать единые подходы к однотипным ситуациям, но совершённым людьми разного социального положения, с разным уровнем материального достатка, вне зависимости от национальности, и так далее.


При этом, действительно, не нужно осуждать человека. Но это приходит на определённом уровне духовного роста. Мы можем для себя отметить наличие каких-то странностей в поведении человека (что нам, может быть, будет неприятным, но это есть). Можно постараться понять причины, почему человек так думает или действует (и в этом может быть своя логика). Но если просто сразу с ходу вешать ярлык на человека и даже не попытаться понять его логику и где-то извинить его? Не так уж и часто люди хотят нас обидеть, - намного чаще бывают просто ситуации какого-то недоразумения, что не должно влечь за собой наступления каких-то критических последствий).
Поэтому для меня нет противоречия между этими утверждениями, - просто нужно постараться понять логику другого человека (не всегда соглашаясь с этой логикой, - но просто понять ход его мыслей).
Критиковать ближних можно, - но очень важно как ты это делаешь и зачем ты это делаешь.
Конструктивная критика умного человека помогает в будущем устранить повторение какого-то негативного опыта, достигнуть лучших результатов. Это приносит радость.


Критика человека не очень умного совершенно нерезультативна, - он всё-равно останется при своём мнении (только врага наживёшь себе).


Так что остаётся только молиться словами известной молитвы: Господи, дай мне спокойствие принять то, что я не могу изменить; дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого.
И ещё очень важный момент – наше общение с ближними (в том числе критика, - может, даже критика особо) должно быть наполнено любовью.
И когда ты с любовью – кротко и деликатно, - обратишь внимание человека на какое-то его упущение, какой-то его промах, - но в твоих словах будет именно кротость и любовь, - думаю, такая критика не вызовет в ответ какого-то большого негатива и будет понята адресатом более-менее адекватно.


III. Что означает "мир в сердце" ?
Мир в сердце – это очень хорошее состояние. Покой, умиротворенность. Мир с ближними. В это время не мучают сокрушения и раскаяние в каких-то грехах или полученных (по недоразумению) обидах. Это чувство лёгкости и приятной радости.
Иисус Христос сказал как-то Своим ученикам: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Евангелие от Иоанна, 14:27).


В связи с этим вспомнилось одно доброе старое стихотворение про простодушного старого негра Билла, которого пастор Джон пытался научить красиво молиться. И на вопрос пастора Джона где же Билл «Тихой радостью объята Вся больничная палата, Расцвела как майский сад…».


Думаю, мир в сердце верующего и есть таким подарком от Иисуса Христа, тихой и светлой радостью и безмятежностью наполняющим время от времени душу христианина (и этот мир в сердце можно сравнить с цветущим майским садом)

Top