Скачать шаблон Joomla с JooMix.org
-->

Биография Л. О. Й. Сёдерблюма
Featured

31 Октябрь 2015

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.

© The H.W. Wilson Company, 1987.

© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.

Шведский архиепископ Ларе Олоф Йонатан Сёдерблюм родился в Трене (провинция

Хельсингланд), в семье священника Йонаса Сёдерблюма и Софии Блюме. Воспитываясь в

благочестивой семье, где знания пользовались величайшим почетом, С. начал изучать с

отцом латинский язык в пятилетнем возрасте. Еще в детстве он решил стать священником.

Среднее образование С. получил в небольшом городке, после чего в 1883 г. поступил в

Упсальский университет, где учился и его отец. Здесь С. изучал греческий, еврейский,

арабский и латинский языки и получил степень бакалавра. Такая подготовка позволила

ему заняться теологией и историей религии в университетской теологической школе.

Приверженность С. к экуменизму, отличавшая его всю жизнь, проявляется уже в

студенческие годы. На христианской студенческой конференции в 1890 г., в которой он

принимал участие, С. услышал призыв к единству церквей мира. Взволнованный, он

записал в дневнике: «Боже, дай мне смирение и мудрость для служения великому делу

единства Твоей церкви». Укрепление экуменизма, предполагавшего преодоление

сектантских разногласий ради единства церквей, стало задачей все его жизни.

Получив степень по теологии в 1892 г., С. был рукоположен в пасторы лютеранской

церкви. В том же году он опубликовал свою первую книгу о теологии германского

реформатора Мартина Лютера. Прослужив некоторое время капелланом психиатрической

больницы в Упсале, С. был назначен пастором шведской церкви в Париже. После того как

его финансовое положение укрепилось, С. в 1897 г. смог жениться на студентке

Упсальского университета Анне Форселл, в их семье родилось 10 детей.

С. провел в Париже семь лет. Его приход посещали выдающиеся скандинавские

художники, дипломаты, бизнесмены, в т.ч. Альфред Нобель, много жертвовавший церкви.

Когда 10 декабря 1896 г. Нобель умер на своей вилле в Сан-Ремо (Италия), С. провел

заупокойную службу. Вспоминая Нобеля, он говорил о его «могучем интеллекте,

замечательных достижениях, умении поставить силы природы на службу человечеству».

Окончив аспирантуру по теологии, а также истории религии в Парижском университете,

С. получил степень доктора теологии. Его диссертация была посвящена идее загробной

жизни в зороастризме – персидской религии, распространившейся в VI в. до н.э. Вскоре С.

предложили кафедру теологии в Упсальском университете, и в 1901 г. он вернулся в

Швецию. Вдохновленный зарубежным опытом и либеральной французской теологией, С.

энергично принялся за дело. Он оставался в университете до 1914 г., причем в 1912...1914

гг. читал историю религии еще и в Лейпцигском университете.

Одаренный ученый и педагог, С. подготовил у себя на родине теологический ренессанс. У

студентов и коллег он стимулировал интерес к сравнительной религии, равно как к жизни

и учению Мартина Лютера. Личное обаяние и могучий ум сделали С. популярным не

только в университете, где на его лекции собирались толпы студентов, но и в церковной

среде. Шведские университеты захватил интерес к религии, студенты даже основали

журнал «Наш лозунг» («Var Losen») и организовали Центр христианских встреч.

В качестве одного из учредителей Всеобщего мирового союза церквей за международное

понимание С. готовил его сессию 1914 г. в Констанце (Германия), однако начало первой

мировой войны заставило делегатов вернуться домой. Совместно с другими церковными

деятелями С. попытался организовать экуменическую конференцию в 1917 г. и вновь

потерпел неудачу, т.к. воюющие страны отказали в выдаче паспортов; прибыло лишь пять

делегатов из нейтральных стран. Обнародованный ими манифест призывал к братству и

миру, что стало темой одной из последующих работ С. Апеллируя к «глубокому

внутреннему единству, которое объединяет всех христиан независимо от национальных и

сектантских различий», документ призывал все церкви способствовать устранению

международных разногласий путем переговоров и арбитража.

После войны С. не оставил забот об экуменизме и мире. Благодаря его энергии и

растущему престижу в Стокгольме была организована Всеобщая христианская

конференция 1925 г., на которой присутствовало 600 делегатов из 37 стран. Римско-

католическая церковь отказалась в ней участвовать, но представители русской

православной и основных протестантских церквей прибыли. Под председательством С.

делегаты обсудили единое экуменическое вероучение, проблему примирения различных

теологических взглядов и достижения всеобщего мира. Делегаты избрали постоянный

комитет для организации будущих заседаний. Результатом этой работы стало создание в

1948 г. Всемирного совета церквей.

В ознаменование заслуг в достижении мира через религиозное объединение С. был

удостоен Нобелевской премии мира 1930 г. В Нобелевской лекции он сформулировал три

задачи, которые, по его мнению, должна решить церковь во имя мира: довести до

сознания христиан, что религия требует придерживаться норм, закона и справедливости

как от людей, так и от государств; проповедовать важность «сверхнациональной

юридической системы» как средства решения споров между народами; превратить

вооруженные силы в защитников мира. В заключение С. объявил об экуменическом

конгрессе, который намечался на 1935 г. и должен был состояться в Лондоне. «Мы

должны бороться за мир, против схизмы, против безумия страха против ненависти и

несправедливости, – говорил С. – Мирная политика достигнет своей цели в той же мере, в

которой Царство Божие завоюет сердца людей». Через год после получения Нобелевской

премии С. был приглашен читать лекции в Эдинбурге. После первых десяти лекций,

прочитанных в мае – июне, он вернулся в Швецию. С. скончался от сердечного приступа в

Упсале 12 июля 1931 г.

2873 K2_VIEWS
Редакция

Latest from Редакция

Top