Explore

ЛЮТЕРАНСТВО - РЕЛИГИЯ ЦАРЕЙ? О. Лиценбергер

 

 

 

Неопровержимой исторической аксиомой является тот факт, что некоторые российские монархи и члены царствующих фамилий до перехода в православие исповедовали евангелическо-лютеранскую веру.
Только в ХVIII в. более 10 членов императорской семьи до принятия православия принадлежали к лютеранскому вероисповеданию.

 Династические браки между католиками и православными заключались гораздо реже. Впрочем, ещё древнерусские князья вступали в браки со многими влиятельными родами западно-христианского (латинского) исповедания. Например, польский король Болеслав Храбрый выдал свою дочь за сына князя Владимира; русский князь Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа; сыновья Ярослава выбрали в жёны сестру трирского католического епископа Бурхарда и дочь саксонского маркграфа Оттона и т.д. Причём дочери русских князей, выходившие замуж за латинян, обязательно принимали римский обряд, а дочери западных князей могли сохранять на Руси свою веру. Всего в ХIХIII вв. было заключено 29 династических браков с католиками (из них 21 брак с русскими княгинями и 8 с русскими князьями). Православная церковь в то время не выступала против заключения подобных союзов. В последующем браки православных с католиками стали редкостью, одним из единичных случаев был брак дочери Ивана III Елены с латынником литовским князем Александром Казимировичем.

С XVI в. русские цари заключали браки только с лютеранами, а не с католиками. Первой православной христианкой Руси, выданной замуж за лютеранина, могла стать княжна Евфимия, племянница Ивана Грозного, одна из дочерей казнённого Владимира Старицкого. В мужья ей был выбран голштинский герцог Магнус фон Озель, брат датского короля Фридриха II. С помощью этого брака Грозный хотел не только усилить своё влияние в Ливонии, но и загладить свою вину перед племянницей. Однако Евфимия незадолго до церемонии бракосочетания умерла, и её, по приказу царя, заменила младшая сестра Марья. Обряд венчания, состоявшийся в 1573 г. в Москве проводили одновременно православные священники и лютеранские пасторы из Ливонии и Немецкой слободы.

Второй раз в русской истории женой лютеранина, брата датского короля, герцога Иоанна должна была стать дочь Бориса Годунова Ксения. В удел лютеранскому герцогу предназначалась Тверская область, где ему позволялось строить лютеранские церкви и беспрепятственно совершать богослужения. Однако в процессе подготовки к свадьбе, принц заболел в Москве горячкой и умер, несмотря на молитвы о его здравии, которые по указу царя произносили все протестанты города.

Бракосочетание великой княжны Ирины и датского принца Христиана-Вальдемара, расстроилось из-за разногласий православного и лютеранского духовенства при обсуждении тонкостей обряда венчания. Православные священники желали, чтобы брак состоялся при условии перекрещивания жениха в православие. Противоположную сторону отстаивали Вальдемар, его пастор Фильгобер и др. лютеранские богословы. Стремление заключить этот брак со стороны датского и русского правительства привело к обширной переписке священников, обсудивших почти все теологические вопросы в различии этих двух религий. Боярская дума, отступившая от обычая не допускать религиозных споров с иноверцами, разрешила в январе 1644 августе 1645 гг. вести длительную полемику о вере. Пастор Фильгобер доказывал, что совершаемое у лютеран крещение истинное, поэтому несправедливо требовать повторного крещения принца. Православные священнослужители протопоп И. Наседка и М. Рогов настаивали на том, что обливательное крещение не есть действительное таинство. Так и не пришедшие к единому мнению, священники приняли решение отказаться от намеченного бракосочетания, Вальдемар и его свита вернулись на родину.

Попытки Филарета Никитича Романова в 1621-1623 гг. женить своего сына, царя Михаила на иностранной принцессе-лютеранке также не увенчались успехом и лишь привели к появлению полемических сочинений против лютеранства. Однако даже процесс подготовки к подобным бракам способствовал увеличению числа лютеранских церквей в России и закреплению положения лютеран в российском обществе.

Так, когда в мае 1643 г. датский принц Христиан-Вальдемар, отправил в Россию свата и королевскую грамоту с брачными условиями, одним из пунктов грамоты была свобода вероисповедания для свиты принца и предоставление места под строительство церкви. Ответная царская грамота сообщала, что «у великих государей царей и великих князей Российских, и ныне у нас, великого государя, и в подданстве, и мы, великий государь, и тех в их верах и в законе воли не отнимаем, и кирки по их верам есть, и моленье своё совершают по своим верам и по закону».

В действительности, дело обстояло несколько иначе, поэтому необходимо было срочно исправлять положение. 13 июля 1643 г. «по государеву цареву и
великого князя Михаила Фёдоровича всея Руси указу» было велено:

«…дать служилым иноземцам-немцам разных чинов…
в Немецкой слободе место: вдоль 30 сажень и поперек
тоже 30 сажень… под их богомолье… и поставить избу для евангельского чтения, чтобы бога молить по их вере и двор для приезду огородить в 20 саженях». В дарственной отмечалось, что ранее у немцев уже была «изба в белом каменном городе исстари, где они по праздникам и по воскресным дням вместе для богомолия и евангельского чтения сходились», а затем по указу царя была «их изба с комнатою сломана».

Смешанные в религиозном отношении браки были законодательно разрешены Петром I в 1721 г. Вторая жена императора Екатерина Алексеевна (Марта Скавронская), до того как была привезена из Лифляндии, воспитывалась в Мариенбурге лютеранским пробстом Э. Глюком.
Среди ближайших родственников императора Петра I к евангелическому вероисповеданию принадлежали: жена Алексея,

сына Петра принцесса Вольфенбюттельская
София Шарлотта, мужья племянниц
Петра Екатерины и Анны
герцоги Мекленбургский и Курляндский.          


Среди потомков Петра I до принятия православия лютеранами являлись: Анна Леопольдовна Брауншвейгская, её муж Антон Ульрих Брауншвейгский, внук Петра I герцог Шлезвиг-Голштинский Карл-Пётр-Ульрих, в православии принявший имя Петра III, его жена, ставшая русской царицей Екатериной Великой немецкая принцесса Ангальт-Цербтска

Супруги всех последующих русских царей и многих великих князей до замужества также исповедовали протестантизм. Наиболее известные среди них: жена Павла I внучка сестры Фридриха II Прусского Мария Фёдоровна (урожденная София Доротея Вюртембергская), жена Александра I Луиза Баден-Баденская, получившая имя Елизаветы Алексеевны. Из немецких земель в Россию прибыли: жена Николая I дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина, перекрещенная в Александру Фёдоровну, жена Александра II принцесса Гессен-Дармштадтская (Мария Александровна), жена Александра III принцесса Дагмара, дочь датского короля Христиана IХ. И, наконец, лютеранкой была жена последнего русского царя Николая II дочь великого герцога Гессенского Людвига IV, Александра Фёдоровна.
 
кандидат исторических наук, профессор Ольга Лиценбергер

ЮМОР

Разговор на исповеди:

- Ну, признавайся, воровал?

- Было...

- И жену, наверное, бил?

- И это случалось...

- Материшься, небось!

- Есть, немного.

- Может, и постов не соблюдал?

-Упаси Бог! Что я, нехристь, что ли??!!

 

 

  - Причина развода с вашем мужем?

- У нас не совпадали религиозные взгляды...

- ???

- Я не признавала, что он Бог. 

 

 

  В московском банке клиент просит ссуду.

- Пожалуйста.

- А гарантии нужны?

- Ваша христианская совесть – лучшая наша гарантия!

- А если не отдам?

- Тогда перед Богом придется отвечать.

- Да ну! Когда это еще будет?

- Если к первому числу не вернете, то второго и предстанете перед Богом отвечать.  

 

 

Местный пастор и священник встали у обочины дороги с плакатом, решив его показывать каждому проезжающему водителю. Надпись на плакате гласила:- КОНЕЦ БЛИЗОК!

Измените свой путь пока не поздно!

- Оставьте нас в покое, религиозные фанатики! - прокричал первый водитель и прибавил скорость.

Его машина скрылась за углом, и через несколько секунд оттуда послышался громкий всплеск воды.

- Как ты думаешь, - сказал священник пастору, - может нам просто написать "мост поломан"? 

 

 

  Приходит гламурная барышня к священнику на исповедь и говорит:

- Я стала смиреннее!  Мне теперь нужно от мужчины совсем мало: чтоб был добрый и верный.

Батюшка говорит:

-  Правильно, дочь моя!

Она добавляет:

-- Добрый и верный, ничего больше...

Как вы находите, батюшка, много ли еще осталось добрых и верных олигархов??  

 

 

Как известно, считается, что у Папы римского ключи от Рая. Ну, так вот, умирает  Папа римский, подходит к воротам Рая, достаёт ключ... А он не подходит!

Папа растерялся, перевернул ключ, вставляет... снова не подходит!

В общем, сколько не мучился, никак не открыть ему ворота своим ключом. "Что же, буду как все, придётся стучаться", — решил папа римский и постучался.

Выходит апостол Пётр, а папа его спрашивает:

— Что же это такое? Я пытаюсь открыть ворота, а мой ключ не подходит!!!

— А знаете, — отвечает Пётр, — тут пришёл какой-то Мартин Лютер и все замки сменил!  

 

 

Храм. Праздник Крещения Господня. Бабульки беседуют:

- Крещение - что это за праздник???

- А это когда Иисус Христос крестился и принял нашу веру православную! 

 

 

  Из проповеди:

- Грех предаваться унынию, когда есть другие грехи!

 

 

- Скажи, твой отец вспоминает о Боге, когда садится за стол, как он это делал прежде?

- Да, да, вспоминает. Вот, например, даже вчера, садясь обедать, он воскликнул: "О Боже, Боже! Опять эта тыквенная каша!"

 

 

- Cлушай, зачем ты перед Исповедью каждый раз ругаешься с женой??

- Понимаешь, у меня плохая память. А тут она мне все грехи разом и припоминает!

 

 

Идет миссионер по африканской долине. Вдруг видит как к нему бежит лев.

Миссионер молится: «Господи, дай этому льву сердце христианина!!!» Лев догоняет убегающего человека, валит с ног и подняв глаза к небу благочестиво произносит:

«Дорогой Господь, благослови эту пищу!»

 

 

Молодой монах принял постриг, и в монастыре ему первым заданием было помогать остальным монахам переписывать от руки церковные уложения, псалмы, законы и т.п. Поработав так с недельку, наш монах обратил внимание, что все монахи переписывают эти материалы с предыдущей копии, а не с оригинала. Подивившись этому факту, он выразил свое удивление отцу- настоятелю:

«Падре, ведь если кто-то допустил ошибку в первой копии, она же будет повторяться вечно, и ее никак не исправить, ибо не с чем сравнить!».

«Хм, сын мой — ответил отец-настоятель,— вообще-то мы так делали столетиями… Но, в принципе, в твоих рассуждениях что-то есть!» — и с этими словами он спустился в подземелья, где в огромных сундуках хранились «первоисточники», столетиями же не открывавшиеся.

И пропал.

Когда прошли почти сутки со времени его исчезновения, обеспокоенный монах спустился в те же подвалы на поиски святого отца. Он нашел его сразу — тот сидел перед громадным раскрытым томом из телячьей кожи, бился головой об острые камни подземелья и что-то нечленораздельно мычал. По покрытому грязью и ссадинами лицу его текла кровь, волосы спутались и взгляд был безумным.

«Что с вами, святой отец? — вскричал потрясенный юноша,— Что случилось?!»

"Celebrate,— простонал отец-настоятель,— слово было: c-e-l-e-b-r-a-t-e! А не «celibate»!!!"*** — (celebrate — празднуй, радуйся; celibate — воздерживайся )

 

 

В Венеции, в церкви святой Лючии висит небольшая рукописная табличка : "Б-г может говорить с вами разными способами, но никогда не позвонит Вам по телефону. Пожалуйста, выключайте звук в церкви".

 

 

- Ты че, христианин?

- Да.

- И че, не пьешь?

- Нет.

- И от Соньки не гуляешь??

- Нет. А как ты расслабляешься???

- А я не напрягаюсь!

 

 

Человек не животное! В чем это особенно проявляется? Человек любит ближнего своего как самого себя и религиозен! И режет ближнему глотку, если расходится с ним в религиозных вопросах.

 

 

Библия для большинства христиан - что-то вроде "лицензионного соглашения". Никто его толком не читает, просто прокручивают до конца и кликают: "Я согласен".

 

 

Случай в раю.

- Господи, тут к Вам атеисты!

- Передайте им, что Меня - нет.

 

 

Попал выпускник Теологического института в сельский храм. А надо сказать, что он был о себе высокого мнения, считал себя очень образованным и умным. Слушает он литургию, вдруг какая-то старушка его заметила и спрашивает: "Ты кто?"

Тот снисходительно объясняет: "Я - богослов"...

Старушка не поняла : "Да кто ты, мил человек?"

Он снова повторяет: "Я образованный человек, богослов!"

Она же ему отвечает: "Да я понимаю, что ты бог ослов, а в Бога -то ты веруешь?"  

 

 

Мужчина ползет по пустыне, высох весь. Поднимает глаза к Небу:

- Господи, я так хочу пить, прошу у Тебя воды... И зачем Ты мне третий день кидаешь эти лопаты?!!

 

 

На Исповеди:

- Святой отец, мне кажется, я веду праведный образ жизни: не пью, не гуляю, не смотрю на женщин, каждый вечер ложусь спать в десять часов и каждое воскресенье хожу на мессу.

- Боюсь, сын мой, что все это изменится, как только ты выйдешь из тюрьмы…  

Библейские цитаты

Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…